Allegro assai

Те и другие секвенции, представляющие собой хроматизирован­ные варианты диатонических, могут обобщенно и в целях упроще­ния называться хроматическими (как это сделано по отношению к секвентным отклонениям в «бригадном» учебнике гармонии).

У Моцарта мы находим поразительный образец редкого восходя­щего квинтового (нижнеквартового) ряда диссонансов (пример 203).

Когда квинтовые хроматические ряды (и сходные последования) превращаются в ряды сплошных диссонансов, в особенности если они однотипны по структуре (например, в виде нисходящих или восходя­щих по полутонам уменьшенных септаккордов), возникающее уравнива­ние всех фундаментных шагов друг с другом способствует расширению тональности иного рода. Нарушаются те тонкие и скрываемые темпе­рацией различия, которые, как было показано в предыдущих парагра­фах, сохраняют устойчивость самого лада вопреки комматическим ко­лебаниям деталей его структуры. Сравним два варианта последова­ния — хроматизированное и собственно хроматическое (пример 204).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: