Те и другие секвенции, представляющие собой хроматизированные варианты диатонических, могут обобщенно и в целях упрощения называться хроматическими (как это сделано по отношению к секвентным отклонениям в «бригадном» учебнике гармонии).
У Моцарта мы находим поразительный образец редкого восходящего квинтового (нижнеквартового) ряда диссонансов (пример 203).
Когда квинтовые хроматические ряды (и сходные последования) превращаются в ряды сплошных диссонансов, в особенности если они однотипны по структуре (например, в виде нисходящих или восходящих по полутонам уменьшенных септаккордов), возникающее уравнивание всех фундаментных шагов друг с другом способствует расширению тональности иного рода. Нарушаются те тонкие и скрываемые темперацией различия, которые, как было показано в предыдущих параграфах, сохраняют устойчивость самого лада вопреки комматическим колебаниям деталей его структуры. Сравним два варианта последования — хроматизированное и собственно хроматическое (пример 204).