double arrow

Н. Римский-Корсаков. «Снегурочка». Пролог (схема)

Отличие терцового ряда от простых отклонений состоит здесь в том, что «доминанты» не разрешаются, а чередуются (подобно тому как они сменяются и в хроматических квинтовых рядах); исключе­ние представляет последний аккорд, но на нем хроматический тер­цовый ряд и прекращается. В «полуквинтовых» хроматических ря­дах квинтовая связь осуществляется через аккорд: непосредственно же ощущается острая красочность хроматических медиант (см., на­пример: Лист, песня «Всюду тишина и покой», E-dur; Римский-Корсаков, «Ночь перед Рождеством», III акт, ц. 165, «Шествие ко­меты» — 16-членный ряд).

Типичное свойство хроматических терцовых рядов — точная (либо варьированная) повторность интервальной структуры во всех аккор­дах. Простота повторений структуры способствует функциональной ясности последования, может выполнять и непосредственно вырази-

тельную роль (эффект величавой торжественности в примере 207 до­стигается «праздничным» колоритом одних только мажорных трез­вучий в основном положении). Хроматизация терцовых рядов и повторность (репликация) исходной аккордовой структуры-модели функ­ционально автономизируют все аккорды. Отсюда необходимость «медиант» — и как понятий, и как особых знаков функциональности. Как и квинтовые хроматические ряды, терцовые обычно следуют вниз, автентично. Однако встречаются и восходящие, плагальные (пример 209).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: