double arrow

К. Дебюсси. Прелюдия, I, 1


В отличие от просто побочных функций, хроматический терцо­вый ряд имеет вид цепи примерно равнозначных аккордов (сходно с фрагментом из «Бориса Годунова» Мусоргского, см. схему ниже), главный эффект которых — яркая красочная экспрессия хромати­ческих медиант, а не формально поддерживающих последование квинтовых функциональных опор (S-T-D-DD). Непосредственная функция аккордов в их отношении к тонике ощущается главным образом в крайних звеньях ряда (в примере 209 это: тоника — <...> — «тритонанта»*); внутри же ряда перевешивает функциональность

* Тритонанта — аккорд на тритоновой ступени, термин 3. Карг-Элерта, см.: Polaristische Klang- und Tonalitätslehre (Harmonologik). Leipzig 1931; см. также в Упоминавшейся книге А.Й. Амбразаса (С. 95, 98).

иного типа: 1) точная повторность структуры в каждом аккорде (в разбираемом примере — всюду 4.3); 2) вариантная повторность отношения (всюду верхняя терция, с непременным переченьем смеж­ных аккордов); 3) неповторность самих аккордов — каждый на но­вой высоте (использовано 6 высот из 12 возможных). Функциональ­ностью, таким образом, является производностъ последующих струк­тур от исходной (мажорного трезвучия) и интервалов смещения от исходного (терции вверх).




2. Функциональность гармоний в равнотерцовых хроматических рядах чаще всего связана не с тональными ладами — мажором и минором классико-романтического типа, а с особого рода модальны­ми и будет поэтому рассматриваться особо (см. ниже, § 31).

Образец смешанной структуры терцового ряда — сцена в келье из «Бориса Годунова» Мусоргского (ц. 15, такты 1-6, сон Григория):

В этом запутанном модулирующем ходе, все аккорды которого кажутся равнозначными, часть звеньев — «полуквинтовые» ряды, а часть равнотерцовые (верхние скобки). Безопорная модуляционность, видимо, имеет свой выразительный замысел: ступени крутой лест­ницы, ведущие на головокружительную высоту, откуда от страха можно упасть. Таким образом, терцово-хроматические ряды здесь также призваны выполнять роль повышенной экспрессии и повы­шенной степени тональной неустойчивости.







Сейчас читают про: