ИСКЭНБМЖ
ЬЧВЦПЫИФ
ЛХРВУЯВЕ
Рис.4
Кенгуру в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсию,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино,
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать,
Будут польта выдавать.
Ведущая. Ай-яй-яй! Это стихотворение
как раз про то, как не надо говорить.
Маша. Почему?
Ведущая. Ребята, скажите, почему?
Слушает ответ детей.
Правильно, эти слова не изменяются по падежам, и по числам эти слова тоже не изменяются. Вот теперь послушай
правило:
Чтобы грамотными стать
И писать отлично,
Никогда нельзя менять
В падежах различных
Ни кино, ни домино,
Ни бюро, и ни метро,
Ни кашне, и ни пенсне,
Ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать
При честном народе,
Если только не менять
Ни в числе, ни в роде
Ни кино, и ни депо,
Ни кафе, и ни пальто,
Ни колибри, какаду,
Ни жюри, ни кенгуру.
Маша. Ну, может, с русским у меня так себе, зато в географии мне нет равных. Вот спросите меня что-нибудь.
Ведущая. И спрошу. Скажи, кто живет в Швейцарии?
Маша. Ясно кто — швейцары!
Ведущая. Ой, швейцары! А кто жил в Персии?
Маша. Хм... Персики!
Ведущая. Что ты! В Швейцарии живут швейцарцы, а в древней Персии, которая теперь называется Иран, жили персы. Эх ты... Ладно, последний тебе вопрос: кто живет за морем?
Маша. Заморыши!
Ведущая. Ой-ой-ой... Ты просто хвастунишка. Ребята, я сейчас буду называть страну, а вы отвечайте, кто в ней живет.
Называют следующие страны: Болгария, Германия, Польша, Дания, Россия.
Маша. Ваша взяла. Плохо у меня с географией... Зато я таблицу умножения хорошо знаю.
Ведущая. Опять хвастаешь?
Маша. Ничего я не хвастаю? Вот послушайте: пятью пять — двадцать пять, шестью шесть — тридцать шесть, семью семь — сорок семь...
Ведущая. А семью восемь?
Маша. Сорок восемь!
Ведущая. Да, хорошая у тебя память,
ничего не скажешь... Ребята, давайте
вспомним таблицу умножения.
Выборочно предлагает примеры из таблицы умножения.
Маша. Ладно, не справилась я с таблицей умножения. Немного подзабыла за лето. Подумаешь, какая-то таблица умножения! Вот литература — это класс! Я литературу на «пять» знаю! Я могу наизусть любое стихотворение рассказать!
Ведущая. Так уж и любое?
Маша. Да! Называйте!
Ведущая. «Сказку о золотой рыбке», например.
Маша. Пожалуйста! Я даже с выражением прочту. «Жили-были старик со старухой у самого синего моря. И было ему тридцать лет, а старухе три года...»
Ведущая. Стоп, стоп, стоп! Это кому было три года? Старухе?
Маша. Случайно ошиблась. Проверьте меня еще раз, пожалуйста. Ведущая. Хорошо, слушай: «Горилла, животное, рост один метр семьдесят сантиметров, живет в лесах Африки, питается бананами». Повтори.
Маша. Пожалуйста! Гаврила, животное, рост один метр семьдесят сантиметров, живет в лесах Арктики, питается баранами...
Ведущая. Ничего ты уже не помнишь, и память у тебя плохая, потому что ты не учишь уроки и не слушаешь в классе. Вот посмотри, как ребята знают литературу.
Проводит литературную викторину (см. материалы этого номера).
Маша. Как здорово у вас получается! И я тоже так хочу! Пожалуйста, спросите меня еще о чем-нибудь, вдруг я знаю.
Ведущая. Хорошо: где водились мамонты?
Маша. Хо-хо-хо! Не где, а с кем!
Ведущая. С кем водились мамонты?
Маша. С папонтами! С кем же еще?!
Ведущая. Ты вообще ничего не знаешь!
Маша. Это вы такие трудные вопросы задаете! Спросите что-нибудь полегче!
Ведущая. Ответь мне на такой вопрос: что добывают в Кривом Роге?
Маша. Вы надо мной смеетесь? Рога, конечно.
Ведущая. Какие рога?
Маша. Кривые.
Ведущая. Вы поняли, ребята, что это за ученица? В Кривом Роге добывают уголь, руду. Там есть знаменитый Криворожский металлургический комбинат.
Маша. Я думаю... нам пора... ну... это...
Ведущая. Зачем ты говоришь много лишних слов? Ну-да-ну... Какой-то лошадиный язык. Вместо «да» — «ну», вместо «нет» — «тпру». Больше так не говори!
Маша. Да, конечно, я это, больше не буду.
Ведущая. Тогда расскажи нам о Пушкине, замечательном мастере русского языка.
Маша. Пожалуйста. Э...э... Пушкин...
Ведущая. Минуточку, а почему ты говоришь Э. Пушкин? Его что, звали Эдуард?
Маша. Нет, его звали Александр Сергеевич.
Ведущая. Вот так и говори.
Маша. Пушкин Александр Сергеевич, как говорится, родился в 1799 году.
Ведущая. А почему Пушкин родился «как говорится»? Он просто родился. Продолжай.
Маша. Учился Пушкин в лицее, где эти... педагоги очень много, в общем, знали, поэтому он из лицея очень много того... вынес.
Ведущая. Чего он вынес?
Маша. Ну эти... знания.
Ведущая. Так и говори. А то можно подумать, что Пушкин вынес библиотечную книгу.
Маша. По-моему, вы ко мне просто придираетесь. Какая разница, как человек говорит? Важно содержание.
Ведущая. Я о лишних словах хорошее стихотворение знаю. Видит как-то гражданин, Что сарай пылает, Он звонит по 01, Срочно сообщает: «Я не знаю, как начать, Но, как говорится, Я звоню вам, так сказать, Чтобы поделиться. В общем, значит, стало быть, Тут такое дело...»
Можно трубку положить — Все уже сгорело. «Как проехать на вокзал?» — Я спросил в трамвае. Пассажир один сказал, Что прекрасно знает: «В общем, где-то, так сказать, Это близко очень. Просто тут рукой подать, Говоря короче. Я вам, значит, заодно Объясню по дружбе...» Мы проехали давно, Возвращаться нужно.
Маша. Ой, у нас осталось полторы минуты.
Ведущая. Давай их проведем с пользой. Кстати, как склоняется слово «полтора»? Просклоняй мне, пожалуйста, это слово.
Маша. Полтора чего?
Ведущая. Допустим, полтора килограмма мороженого.
Маша. Это я с удовольствием. Именительный — полтора кило. Родительный — кого? чего? — полторы килы. Дательный — кому? чему? — полтору килу. Винительный — кого? что? — полтора кила. Творительный — кем? чем? — полторой килой. Предложный — о ком? о чем? — о полторе киле.
Ведущая. Да-а-а... А знаешь, почему ребята сейчас так громко смеялись? Потому что ты не знаешь правило: числительное во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеет форму «полутора». О чем? О полутора килограммах.
Пусть запомнит правило твердо детвора, Чтобы даже в старости никогда не путала:
В именительном, винительном пишут «полтора»,
А в других падежах пишется «полутора». А сейчас наши полторы минуты истекли. На этом мы, ребята, с вами прощаемся. Желаем вам успехов в учебе!
Маша. До свидания! Побегу уроки учить!