Мораль — это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.
Право же — это система общеобязательных, формально определенных юридич. норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов), устанавливаемых и обеспечиваемых госуд-вом, и направленных на урегулирование общ-ных отношений.
Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Этика же — есть наука о морали (нравственности).
Единство между правом и моралью:
1) в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;
2) у них единый объект регулирования — общ-ные отнош-я;
3) исходят в конечном счете от общества.
Различия между правом и моралью:
1) по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то право — вместе с госуд-вом);
2) по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право — в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму);
3) по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общест-ные отношения, то право — наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить);
4) по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые — в конкретно установленный срок);
5) по способу обеспечения (если нормы права обеспечиваются мерами общест-ного воздействия, то нормы права — мерами госуд-ного воздействия);
6) по критериям оценки (если нормы морали регулируют общест-ные отнош-я с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права — с точки зрения законного и незаконного).
Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общест-ных отнош-й. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных («не убий», «не кради»).
Также возможны и противоречия между ними, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и
морали. Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали).