Разделение властей как принцип правового государства

Главное требование принципа разделения властей, заключается в том, что для ут­верждения политической свободы, обеспечения законности и устране­ния злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной груп­пы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить госуд-ную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимо­сдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посред­ством особой системы органов и в специфических формах.

Система «сдержек и противовесов», установленная в Конститу­ции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, ис­полнительной, судебной.

Так, применительно к законодательной власти используется до­вольно жесткая юридич. процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть президент, котор. имеет право приме­нить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятел-ть Конституционного Суда также можно рассматривать в каче­стве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антикон­ституционные акты.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, кото­рые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительст­ву, запрет ответственным работникам исполнительных органов изби­раться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие сред­ства, выражающиеся в конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защи­ту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязатель­ности процесса, отводе судей.

Кроме всего прочего фиксируются правоограничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность госуд-ных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: