Вид транспорта | 1990 г. | 1995 г. | 2000 г. | 2005 г. | ||||||||||||
Объем перевозок | Грузооборот | Объем перевозок | Грузооборот | Объем перевозок | Грузооборот | Объем перевозок | Грузооборот | |||||||||
млн. т | % | млрд. т-км | % | млн. т | % | млрд. т-км | % | млн. т | % | млрд. т-км | % | млн. т | % | млрд. т-км | % | |
Железнодорожный | 11,4 | 52,8 | 12,3 | 1213,7 | 49,8 | 40,9 | 39,5 | 43,2 | 41,4 | |||||||
Автомобильный | 82,0 | 6,1 | 6786,4 | 81,3 | 156,5 | 6,4 | 21,6 | 0,7 | 16,9 | 0,7 | ||||||
Трубопроводный | 3,0 | 25,9 | 3,8 | 650,0 | 26,7 | 32,6 | 55,0 | 35,2 | 55,1 | |||||||
Морской | 0,6 | 10,6 | 71,1 | 0,9 | 325,6 | 13,4 | 0,2 | 2,9 | 0,7 | 1,1 | ||||||
Внутренний водный | 3,0 | 4,5 | 144,9 | 1,7 | 90,9 | 3,7 | 4,7 | 1,9 | 4,0 | 1,7 | ||||||
Воздушный | 2,5 | – | 2,6 | 0,1 | 1,1 | – | 2,2 | 0,1 | 0,8 | – | 2,5 | – | 0,9 | – | 3,0 | – |
Всего | 4786,6 | 8351,5 | 2438,9 | 2560,0 | 3480,0 |
Следует отметить, что различия удельных весов видов транспорта по объемам перевозок и грузообороту связаны с различной величиной средней дальности перевозок каждым из них. Так, средняя дальность перевозки грузов на железнодорожном транспорте в 2005 г. составила 1460 км, на автомобильном – 64 км, на речном – 644 км, на трубопроводном – 2382 км.
|
|
В табл. 2.3 показаны перевозки пассажиров различными видами транспорта в РФ. Из этой таблицы видно, что первое место в перевозках пассажиров занимает автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт – второе и третье место – воздушный транспорт.
Городским электротранспортом (трамваи, троллейбусы и метрополитены) перевезено примерно 18 млрд. пассажиров. Поэтому в общем объеме пассажирских перевозок доля железных дорог относительно невелика (38%).
Объем перевозок – важный показатель, но в рыночных условиях управления далеко не единственный, который позволяет полно оценить долю и значение того или иного вида транспорта и транспортного комплекса в целом. В п. 2.1 предложена система показателей, на основе которой можно дать более полную оценку каждого вида транспорта.
В табл. 2.4 представлены значения этих показателей. Следует отметить, что официальных статистических данных по этим показателям для указанных видов транспорта нет. Поэтому значения отдельных показателей для автомобильного, нефтепроводного, морского, внутреннего водного и воздушного видов транспорта отсутствуют, а показанные значения получены на основе официальных и литературных источников. Из табл. 2.4 видно, что в современных условиях хозяйствования место того или иного вида транспорта в транспортной системе зависит не только от его производственных мощностей, но и от уровня организации работы, качества транспортного обслуживания, маркетинговой стратегии управления затратами и тарифами, инвестиционной привлекательности и др.
|
|
Важное значение для оценки вида транспорта имеет так называемая инвестиционная привлекательность того или иного вида транспорта, на формирование которой значительно влияет общая транспортная политика государства, его стратегические приоритеты в регулировании развития видов транспорта, выбор форм собственности транспортных объектов и определение конкуренции на транспортном рынке.
На рис. 2.2 представлены индексы инвестиционной привлекательности по отраслям промышленности и видам транспорта.
Т а б л и ц а 2.3