Перевозки грузов различными видами транспорта в РФ

Вид транспорта 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г.
Объем перевозок Грузооборот Объем перевозок Грузооборот Объем перевозок Грузооборот Объем перевозок Грузооборот
млн. т % млрд. т-км % млн. т % млрд. т-км % млн. т % млрд. т-км % млн. т % млрд. т-км %
Железнодорожный   11,4   52,8   12,3 1213,7 49,8   40,9   39,5   43,2   41,4
Автомобильный   82,0   6,1 6786,4 81,3 156,5 6,4   21,6   0,7   16,9   0,7
Трубопроводный   3,0   25,9   3,8 650,0 26,7   32,6   55,0   35,2   55,1
Морской   0,6   10,6 71,1 0,9 325,6 13,4   0,2   2,9   0,7   1,1
Внутренний водный   3,0   4,5 144,9 1,7 90,9 3,7   4,7   1,9   4,0   1,7
Воздушный 2,5 2,6 0,1 1,1 2,2 0,1 0,8 2,5 0,9 3,0
Всего     4786,6   8351,5   2438,9   2560,0   3480,0          

       
   
 
 
 

Следует отметить, что различия удельных весов видов транспорта по объемам перевозок и грузообороту связаны с различной величиной средней дальности перевозок каждым из них. Так, средняя дальность перевозки грузов на железнодорожном транспорте в 2005 г. составила 1460 км, на автомобильном – 64 км, на речном – 644 км, на трубопроводном – 2382 км.

В табл. 2.3 показаны перевозки пассажиров различными видами транспорта в РФ. Из этой таблицы видно, что первое место в перевозках пассажиров занимает автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт – второе и третье место – воздушный транспорт.

Городским электротранспортом (трамваи, троллейбусы и метрополитены) перевезено примерно 18 млрд. пассажиров. Поэтому в общем объеме пассажирских перевозок доля железных дорог относительно невелика (38%).

Объем перевозок – важный показатель, но в рыночных условиях управления далеко не единственный, который позволяет полно оценить долю и значение того или иного вида транспорта и транспортного комплекса в целом. В п. 2.1 предложена система показателей, на основе которой можно дать более полную оценку каждого вида транспорта.

В табл. 2.4 представлены значения этих показателей. Следует отметить, что официальных статистических данных по этим показателям для указанных видов транспорта нет. Поэтому значения отдельных показателей для автомобильного, нефтепроводного, морского, внутреннего водного и воздушного видов транспорта отсутствуют, а показанные значения получены на основе официальных и литературных источников. Из табл. 2.4 видно, что в современных условиях хозяйствования место того или иного вида транспорта в транспортной системе зависит не только от его производственных мощностей, но и от уровня организации работы, качества транспортного обслуживания, маркетинговой стратегии управления затратами и тарифами, инвестиционной привлекательности и др.

Важное значение для оценки вида транспорта имеет так называемая инвестиционная привлекательность того или иного вида транспорта, на формирование которой значительно влияет общая транспортная политика государства, его стратегические приоритеты в регулировании развития видов транспорта, выбор форм собственности транспортных объектов и определение конкуренции на транспортном рынке.

На рис. 2.2 представлены индексы инвестиционной привлекательности по отраслям промышленности и видам транспорта.


Т а б л и ц а 2.3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: