Социально-экономические реформы в начале 90-х годов ХХ в. определили новые задачи транспорта в экономике и социальной сфере страны. Основными факторами при этом стали: перестройка традиционной системы хозяйственных связей, выход России на новые внешнеторговые рынки и изменение характера внешней торговли, снижение партионности грузовых перевозок, возрастание значимости скорости доставки грузов и транспортно-логистических услуг.
Для пассажирских перевозок новые условия характеризовались, прежде всего, изменением характера передвижения населения, платежеспособного спроса на перевозки, а также ростом парка индивидуальных легковых автомобилей. Растущая индивидуальная мобильность стала одним из символов нового образа жизни, который формируется в России.
Первый этап рыночных реформ сопровождался резким спадом объемов перевозок (см. табл. 2.2 и 2.3) и ростом цен на потребляемые транспортом ресурсы. Большое количество транспортных предприятий оказалось в сложном финансовом положении – на грани полного банкротства. Изменились показатели перевозочной деятельности и структуры перевозок.
|
|
К концу 90-х годов ХХ в. период кризисного развития был в целом преодолен. В настоящее время транспорт обеспечивает основные потребности экономики и населения в транспортных услугах, является важным фактором территориальной целостности России, единства национального товарного рынка, инструментом интеграции страны в систему мировых хозяйственных связей. Структуру перевозок основными видами транспорта общего пользования характеризует рис. 2.3.
Между тем продолжается структурная перестройка транспортного комплекса, непрерывно осуществляется приватизация государственного и муниципального имущества отрасли. Так, к 01.01.2005 г. приватизировано 3318 государственных и муниципальных унитарных предприятий и объектов транспорта. Лицензии на право заниматься коммерческой транспортной деятельностью получили около 128 тыс. индивидуальных предпринимателей.
К началу 2005 г. негосударственными организациями выполнялось перевозок грузов транспортом:
– водным – 96% всего объема;
– морским – 87% – " –;
– автомобильным – 89% – " –;
– воздушным – 85% – " –.
По пассажирским перевозкам доля негосударственных организаций составила на транспорте:
– воздушном – 74%;
– внутреннем водном – 93%;
– морском – 91%;
– автомобильном – 25%.
Рис. 2.3. Структура перевозок грузов транспортом общего пользования
На железнодорожном транспорте «идет» структурная реформа, и по окончании ее можно будет определить доли в перевозках частных организаций.
|
|
Эксплуатационная длина железных дорог не увеличилась и составляла на начало 2005 г. 85,5 тыс. км, в том числе протяженность участков, имеющих два пути и более, была около 36 тыс. км, протяженность линий, обслуживаемых электрической тягой, составляла 49% от общей эксплуатационной длины.
По состоянию на начало 2005 г. в инвентарном парке ОАО «РЖД» находилось 13774 магистральных локомотивов, в том числе 9254 электровоза и 4520 тепловозов. Парк пассажирских электровозов насчитывал 1922 единицы. В эксплуатации находилось около 450 тыс. грузовых и более 20 тыс. пассажирских вагонов.
Полное отсутствие поставок новых магистральных грузовых тепловозов в период 1992–2003 гг. и небольшие поставки магистральных грузовых электровозов привели к тому, что значительная часть инвентарного парка локомотивов выработала свой ресурс и требовала обновления. В целом состояние подвижного состава железных дорог подходит в настоящее время к критическому уровню.
Серьезной проблемой является высокая доля морально устаревших основных фондов. Большая часть локомотивов и вагонов была спроектирована в соответствии с требованиями в основном 1960–1970 гг. и ориентирована на низкую стоимость производства и высокий уровень эксплуатационных расходов за жизненный цикл. В связи с этим ремонтоемкость отечественного подвижного состава значительно превышает аналогичный показатель западных аналогов.
Анализ статистических данных свидетельствует об увеличении времени простоя локомотивов на техническом обслуживании (СТО) и текущем ремонте (ТР), что приводит к снижению производительности локомотива. В целях повышения эффективности и финансовой устойчивости железных дорог разработана и утверждена «Стратегическая программа развития ОАО «РЖД» до 2010 года» (см. п. 2.5).
О современном состоянии других видов транспорта см. [2], [11].
Общий краткий вывод о состоянии транспортного комплекса
1. К концу 90-х гг. ХХ в. кризис был преодолен и наметилась тенденция к росту грузовых перевозок. Аналогичные изменения наблюдались и по пассажирским перевозкам на железнодорожном и воздушном транспорте. Однако в целом спад объема отправления пассажиров до сих пор еще не преодолен.
2. Оздоровление материально-технической базы осуществляется медленно. По-прежнему отстает от потребностей экономики модернизация транспортной инфраструктуры. Значительный объем транспортной работы выполняется подразделениями крупных сырьевых компаний.
3. Финансирование инвестиционных проектов и программ по транспортной инфраструктуре осуществляется в основном за счет бюджетных средств государства. Инвестиционная активность бизнеса крайне низкая.
4. Дробление транспортного комплекса на сотни тысяч предприятий не привело к созданию здоровой конкуренции. Поэтому важной задачей является корпоратизация субъектов транспортного рынка с образованием экономически взаимодействующих друг с другом предприятий на основе современных технологий.
5. Несмотря на то, что спрос на срочную доставку грузов значительно возрос, еще не созданы единая транспортная информационная сеть и логистические центры, способные предоставлять клиентам комплексную логистическую услугу, например, отсутствует единая логистическая цепочка – железные дороги–морские перевозчики–портовые и сухопутные терминалы.