Управление транспортным комплексом – процесс довольно сложный. Управление в общем виде, по определению А. Файоля [29], – это сочетание взаимосвязанных элементов (целей) единой системы.
Управлять – это:
– предвидеть;
– планировать;
– организовывать;
– распоряжаться;
– координировать;
– контролировать.
Если один из элементов этой системы не будет реализован, эффективность управления снижается.
Основу управления составляют цель и средства для достижения заданной конечной цели.
В рыночных условиях система управления усложняется. Так, по определению П. Друкера, в системе управления компанией выделяются восемь ключевых целей [30]:
– положение на рынке;
– инновация;
– производительность;
– материальные ресурсы;
– прибыльность;
– организация человеческой деятельности;
– социальная ответственность.
В настоящее время существует тенденция подмены глобальной цели управления компанией (миссии) удовлетворением потребности общества в получении прибыли, но прибыль – лишь одна из целей деятельности. Различие между ними заключается в том, что прибыль – внутренняя цель компании, а миссия – внешняя. В основе определения миссии лежит потребность общества, а не номенклатура выпускаемой продукции.
Требования к формулировке миссии содержатся в [31].
Миссия должна:
– содержать сведения о конкурентных преимуществах компании;
– формулироваться в удобной и понятной форме;
– периодически уточняться и пересматриваться, так как внешняя среда достаточно динамична.
В управлении важную роль играет организационная структура (ОСУ) см. 5.3.
Схема управления транспортом в условиях планово-централизован-ного метода руководства показана на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Схема управления транспортом
в условиях планово-централизованного механизма управления
Основу организационных форм и методов управления составляло единство государственного и хозяйственного руководства.
Основным принципом управления был демократический централизм, сочетающий плановое руководство сверху, из одного центра, с самостоятельностью на местах и максимальным развитием творческой активности трудящихся в управлении производством.
В начале 2004 г. с упразднением МПС было образовано единое Министерство транспорта РФ, которое самостоятельно осуществляет нормативно-правовое регулирование, разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:
а) структурного реформирования в сфере транспорта;
б) развития железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, в том числе морских рыбных портов (за исключением рыбопромысловых колхозов и отраслевых хозяйств), промышленного транспорта;
в) строительства, проектирования и эксплуатации автомобильных дорог;
г) международного сотрудничества в сфере транспорта;
д) бюджетного финансирования в сфере транспорта;
е) экспертизы и прогнозирования в сфере транспорта;
ж) транспортной безопасности.
Схема управления транспортным комплексом в условиях рыночных отношений показана на рис. 5.2.
* В состав Министерства транспорта входят, кроме федерального агентства железнодорожного транспорта, автомобильного транспорта, федеральное агентство морского и речного транспорта; федеральное агентство воздушного транспорта; федеральное дорожное агентство; федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
Рис. 5.2. Схема управления транспортным комплексом
в условиях рыночных отношений