Схемы управления транспортом

Управление транспортным комплексом – процесс довольно сложный. Управление в общем виде, по определению А. Файоля [29], – это сочетание взаимосвязанных элементов (целей) единой системы.

Управлять – это:

– предвидеть;

– планировать;

– организовывать;

– распоряжаться;

– координировать;

– контролировать.

Если один из элементов этой системы не будет реализован, эффективность управления снижается.

Основу управления составляют цель и средства для достижения заданной конечной цели.

В рыночных условиях система управления усложняется. Так, по определению П. Друкера, в системе управления компанией выделяются восемь ключевых целей [30]:

– положение на рынке;

– инновация;

– производительность;

– материальные ресурсы;

– прибыльность;

– организация человеческой деятельности;

– социальная ответственность.

В настоящее время существует тенденция подмены глобальной цели управления компанией (миссии) удовлетворением потребности общества в получении прибыли, но прибыль – лишь одна из целей деятельности. Различие между ними заключается в том, что прибыль – внутренняя цель компании, а миссия – внешняя. В основе определения миссии лежит потребность общества, а не номенклатура выпускаемой продукции.

Требования к формулировке миссии содержатся в [31].

Миссия должна:

– содержать сведения о конкурентных преимуществах компании;

– формулироваться в удобной и понятной форме;

– периодически уточняться и пересматриваться, так как внешняя среда достаточно динамична.

В управлении важную роль играет организационная структура (ОСУ) см. 5.3.

Схема управления транспортом в условиях планово-централизован-ного метода руководства показана на рис. 5.1.


Рис. 5.1. Схема управления транспортом

в условиях планово-централизованного механизма управления

Основу организационных форм и методов управления составляло единство государственного и хозяйственного руководства.

Основным принципом управления был демократический централизм, сочетающий плановое руководство сверху, из одного центра, с самостоятельностью на местах и максимальным развитием творческой активности трудящихся в управлении производством.

В начале 2004 г. с упразднением МПС было образовано единое Министерство транспорта РФ, которое самостоятельно осуществляет нормативно-правовое регулирование, разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:

а) структурного реформирования в сфере транспорта;

б) развития железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, в том числе морских рыбных портов (за исключением рыбопромысловых колхозов и отраслевых хозяйств), промышленного транспорта;

в) строительства, проектирования и эксплуатации автомобильных дорог;

г) международного сотрудничества в сфере транспорта;

д) бюджетного финансирования в сфере транспорта;

е) экспертизы и прогнозирования в сфере транспорта;

ж) транспортной безопасности.

Схема управления транспортным комплексом в условиях рыночных отношений показана на рис. 5.2.

 
 


* В состав Министерства транспорта входят, кроме федерального агентства железнодорожного транспорта, автомобильного транспорта, федеральное агентство морского и речного транспорта; федеральное агентство воздушного транспорта; федеральное дорожное агентство; федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Рис. 5.2. Схема управления транспортным комплексом

в условиях рыночных отношений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: