Сущность управления хозяйствующего субъекта (предприятия, компании, фирмы и др.) во многом определяется организационной структурой управления (ОСУ).
В общем виде структура – это внутренняя упорядоченность системы, состоящей из элементов и связей между ними. Структура – это прочная, относительно устойчивая связь (отношение) и взаимодействие элементов системы.
В теории управления заслуживают внимания две точки зрения на ОСУ.
Первая – иерархическая, многоуровневая структура управления. Она предусматривает управление путем строгого распределения обязанностей (функций) между элементами, установление подчинения, четкое разграничение компетенций.
Вторая – организация управления, основанная на развитии самоуправления, предполагающая создание гибких, относительно независимых управленческих групп для решения возникающих проблем, обеспечивающих автономность в принятии управленческих решений.
Какому виду ОСУ отдать предпочтение?
Особенно актуален этот вопрос в период проведения экономических реформ в стране и реструктуризации железнодорожного транспорта.
|
|
Чтобы сформировать оптимальную ОСУ, необходимо количественно ее оценить.
В теории управления существует четыре метода оценки ОСУ:
– нормативно-функциональный (НФ);
– функционально-технологический (ФТ);
– системно-целевой (СМ);
– функционально-стоимостной анализ (ФСА).
Анализ разных подходов к формированию ОСУ и практического опыта управления отечественными железными дорогами в промышленно развитых странах мира приводит к выводу, что ОСУ хозяйствующего субъекта – категория индивидуальная. Специалистами по управлению установлено, что в течение последних 100 лет предприятия[2] прошли путь от линейных (административно-командных, вертикальных) до плоских матричных структур [13].
Схема ОСУ на железнодорожном транспорте показана на рис. 5.4.
ЦФ | ЦЭ | ЦП | Ц | ЦД | ЦТ | ЦВ |
НФ | НН | П | Н | Д | Т | В |
НОДФ | НОДПлан | НОДП | НОД | НОДН | НОДТ | НОДВ |
БУХ | ЭКО | ПЧ | Ч | ДС | ТЧ | ВЧ |
Рис. 5.4. Организационная структура управления железнодорожным транспортом
в период 1949–1998 гг.
Некоторые условные обозначения на рисунке:
Ц – министр путей сообщения;
ЦД – главное управление, а с середины 90-х гг. – Департамент перевозок. (Буква Ц означает верхний уровень управления, а вторая буква – название департамента);
Н – начальник железной дороги (дорожный уровень управления);
Д – служба перевозок; Т – служба локомотивного хозяйства, В – служба вагонного хозяйства;
НОД – начальник отделения железной дороги; последующие буквы – названия отделов, например, НОДН – начальник оперативного отдела;
|
|
Ч – самый низкий уровень управления на уровне линейного предприятия, а с 1998 г. – структурного подразделения. Вторая буква вместе с Ч означает название линейного предприятия, например: ТЧ – начальник локомотивного депо;
ДС – начальник станции; ВЧ – начальник вагонного депо.
Организационная структура управления ОАО «Российские железные дороги» в период реструктуризации показана на рис. 5.5 и рис. 5.6.
Рис. 5.5. Организационная структура управления ОАО «РЖД»
на 01.01.2003 г.
18.08.2006 г. избраны:
Председатель Совета директоров – А. Жуков;
Президент – В. Якунин;
Первый вице-президент – В. Морозов;
Старшие вице-президенты – Ф. Андреев и Б. Лапидус;
Утверждены: 10 вице-президентов и избраны члены правления – 11 чел.