Организационные структуры управления

Сущность управления хозяйствующего субъекта (предприятия, компании, фирмы и др.) во многом определяется организационной структурой управления (ОСУ).

В общем виде структура – это внутренняя упорядоченность системы, состоящей из элементов и связей между ними. Структура – это прочная, относительно устойчивая связь (отношение) и взаимодействие элементов системы.

В теории управления заслуживают внимания две точки зрения на ОСУ.

Первая – иерархическая, многоуровневая структура управления. Она предусматривает управление путем строгого распределения обязанностей (функций) между элементами, установление подчинения, четкое разграничение компетенций.

Вторая – организация управления, основанная на развитии самоуправления, предполагающая создание гибких, относительно независимых управленческих групп для решения возникающих проблем, обеспечивающих автономность в принятии управленческих решений.

Какому виду ОСУ отдать предпочтение?

Особенно актуален этот вопрос в период проведения экономических реформ в стране и реструктуризации железнодорожного транспорта.

Чтобы сформировать оптимальную ОСУ, необходимо количественно ее оценить.

В теории управления существует четыре метода оценки ОСУ:

– нормативно-функциональный (НФ);

– функционально-технологический (ФТ);

– системно-целевой (СМ);

– функционально-стоимостной анализ (ФСА).

Анализ разных подходов к формированию ОСУ и практического опыта управления отечественными железными дорогами в промышленно развитых странах мира приводит к выводу, что ОСУ хозяйствующего субъекта – категория индивидуальная. Специалистами по управлению установлено, что в течение последних 100 лет предприятия[2] прошли путь от линейных (административно-командных, вертикальных) до плоских матричных структур [13].

Схема ОСУ на железнодорожном транспорте показана на рис. 5.4.

ЦФ ЦЭ ЦП Ц ЦД ЦТ ЦВ
НФ НН П Н Д Т В
НОДФ НОДПлан НОДП НОД НОДН НОДТ НОДВ
БУХ ЭКО ПЧ Ч ДС ТЧ ВЧ

Рис. 5.4. Организационная структура управления железнодорожным транспортом

в период 1949–1998 гг.

Некоторые условные обозначения на рисунке:

Ц – министр путей сообщения;

ЦД – главное управление, а с середины 90-х гг. – Департамент перевозок. (Буква Ц означает верхний уровень управления, а вторая буква – название департамента);

Н – начальник железной дороги (дорожный уровень управления);

Д – служба перевозок; Т – служба локомотивного хозяйства, В – служба вагонного хозяйства;

НОД – начальник отделения железной дороги; последующие буквы – названия отделов, например, НОДН – начальник оперативного отдела;

Ч – самый низкий уровень управления на уровне линейного предприятия, а с 1998 г. – структурного подразделения. Вторая буква вместе с Ч означает название линейного предприятия, например: ТЧ – начальник локомотивного депо;

ДС – начальник станции; ВЧ – начальник вагонного депо.

Организационная структура управления ОАО «Российские железные дороги» в период реструктуризации показана на рис. 5.5 и рис. 5.6.

 
 




Рис. 5.5. Организационная структура управления ОАО «РЖД»

на 01.01.2003 г.

18.08.2006 г. избраны:

Председатель Совета директоров – А. Жуков;

Президент – В. Якунин;

Первый вице-президент – В. Морозов;

Старшие вице-президенты – Ф. Андреев и Б. Лапидус;

Утверждены: 10 вице-президентов и избраны члены правления – 11 чел.


 
 
 

 
 
Рис. 5.6. Организационная структура управления ОАО «РЖД» на 1 января 2004 г.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: