Характеристика видов эффективности

Эффективность может быть общественной и коммерческой.

Показатели общественной эффективности учитывают социально-экономические последствия осуществления проекта в целом. В этом виде эффективности учитываются непосредственные затраты и результаты, сопутствующие и сопряженные затраты.

Показатели коммерческой эффективности проекта учитывают финансовые последствия его осуществления для участника, реализующего проект, предполагающего, что он производит все необходимые для реализации проекта затраты и пользуется всеми его результатами.

Реализация инвестиционного проекта нередко затрагивает интересы структур более высокого уровня по отношению к непосредственным участникам проекта. В связи с этим рекомендуется оценивать:

– региональную эффективность с точки зрения субъектов Российской Федерации, административно-территориальных структур;

– отраслевую эффективность с точки зрения отраслей экономики, объединений, предприятий, холдинговых структур и финансово-промышленных групп.

Расчет ведется по сумме денежных потоков от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности. В денежных потоках не учитываются взаиморасчеты внутри структур, но учитывается влияние реализации проекта на деятельность самой структуры и входящих в нее других предприятий, не участвующих в проекте.

Показатели региональной эффективности отражают результаты и затраты проекта с позиции определенного района с учетом влияния на предприятия региона, социальную и экологическую обстановку в регионе, доходы и расходы регионального бюджета.

Если в качестве региона рассматривается страна в целом, эти показатели характеризуют народнохозяйственную эффективность. Расчет ведется аналогично расчету общественной эффективности, но при этом:

– дополнительный эффект в смежных отраслях, а также социальные и экологические эффекты учитываются только в рамках данного региона;

– учитываются изменения доходов и расходов других предприятий и населения региона;

– в денежных потоках учитываются поступления из внешней среды и платежи во внешнюю среду, возникающие в связи с реализацией проекта.

При расчете отраслевой эффективности проекта рекомендуется учитывать то обстоятельство, что предприятия–участники могут входить в состав более высокого уровня структур, например, отрасли или подотрасли; в совокупность предприятий, образующих единые технологические цепочки; финансово-промышленные группы, холдинги и т.д.

При расчете показателей отраслевой эффективности:

– учитывается влияние реализации проекта на деятельность других предприятий данной отрасли;

– не учитываются взаиморасчеты между входящими в отрасль предприятиями–участниками;

– не учитываются проценты за кредит, предоставляемый отраслевыми фондами предприятий;

– в составе затрат предприятий-участников не учитываются отчисления и дивиденды, выплачиваемые ими в отраслевые фонды.

Показатели отраслевой эффективности рассчитываются аналогично показателям эффективности участия предприятия в проекте.

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на поступления и расходы соответствующего федерального, регионального или местного бюджетов.

Основным показателем бюджетной эффективности является ч и с т ы й д и с к о н т и р о в а н н ы й д о х о д (ЧДД) бюджета. При наличии бюджетных оттоков возможно определение в н у т р е н н е й н о р м ы д о х о д н о с т и (ВНД) и и н д е к с а д о х о д н о с т и (ИД).

Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств (притока и оттока). Учитываются также налоговые льготы, которые уменьшают прибыль. Подлежат учету изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и население, в том числе:

– прямое финансирование предприятий, участвующих в реализации инвестиционного проекта;

– изменение налоговых поступлений от предприятий, деятельность которых изменится в результате реализации инвестиционного проекта;

– выплаты пособий лицам, оставшимся без работы;

– выделения из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных инвестиционным проектом.

При оценке эффективности инвестиционных проектов необходимо исходить из ряда общих принципов:

– системности, требующей всестороннего анализа и учета всех основных последствий принимаемых решений;

– комплексности, заключающейся в учете не только эффекта, возникающего на транспорте, но и внетранспортных эффектов как экономического, так и социального, экологического и иного характера;

– зависимости расчетных приемов от цели их проведения и стадии, на которой они осуществляются;

– учета ограниченности ресурсов;

– согласованности, обеспечивающей сопоставимость оцениваемых альтернатив по их реализуемости, полноте охвата затрат и результатов, нормативной базе расчетов и другим необходимым признакам;

– динамичности, требующей всестороннего учета фактора времени;

– приведения разновременных затрат и доходов к условиям их соизмеримости по экономической ценности к одному сроку;

– учета неопределенности и рисков, связанных с осуществлением проекта;

– допустимости (при сравнении вариантов ИП) включения в расчет только тех элементов затрат и результатов, которые различаются по вариантам;

– расчета эффективности по разным критериям (народнохозяйственному, отраслевому, предприятия) для выявления расхождений в экономических интересах предприятий транспорта с интересами народного хозяйства, региона, отрасли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: