Управление железнодорожным транспортом за рубежом

Транспорт в большей мере, чем другие отрасли хозяйства промышленно развитых стран, подвержен регулированию со стороны правительства страны, местных органов власти, а также предпринимательских комплексов. Формы и методы государственного регулирования, включая и систему финансирования, тесно связаны с формами собственности на инфраструктуру и с формами собственности предприятий транспорта.

В каждой из рассмотренных стран (США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Швеция, Финляндия, Нидерланды, Австрия, Швейцария) в той или иной пропорции существуют следующие формы собственности: государственная, частная, смешанная [17].

Методы управления железными дорогами в рассмотренных странах весьма разнообразны как по своей направленности, так и по их содержанию.

На основе анализа методы управления железными дорогами сгруппированы по видам. Выделено три вида методов управления:

1) североамериканский (США, Канада);

2) западноевропейский;

3) российский.

Для североамериканского метода управления характерно:

– наличие частного капитала железнодорожных компаний;

– строгое разделение на грузовые и пассажирские перевозки;

– по грузовым перевозкам вопросами инфраструктуры и перемещения грузов занимается один орган управления – акционерная компания по грузовым перевозкам;

– пассажирские перевозки разделены на дальние и пригородные;

– дальние пассажирские перевозки осуществляются в основном компанией АМТРАК, а пригородные перевозки находятся в ведении администрации городов;

– минимальное влияние государственных органов на управление железными дорогами.

Федеральная администрация железных дорог США (FRA) и Центральный аппарат Министерства транспорта осуществляют следующие функции:

– участвуют в разработках и реализации транспортной политики и программ, курируемых Президентом и Конгрессом США, с учетом интересов пользователей услуг, перевозчиков и национальной безопасности;

– способствуют совершенствованию транспортного обслуживания;

– совершенствуют внедрение прогрессивных технологий на транспорте и результатов НИОКР.

Все перечисленные функции имеют общетранспортный характер.

Западноевропейский метод управления характеризуется созданием мощного государственного сектора. До 50-х годов прошлого столетия оптимальным считалось государственное управление.

Начиная с 50-х годов государственные железные дороги стали терять свои позиции в связи с конкуренцией автомобильного транспорта и другими факторами.

Общей тенденцией на современном этапе является децентрализация государственного управления с усилением роли территориальных органов власти.

Проблемы, с которыми сталкиваются в процессе проведения структурных реформ, следующие:

– распределение полномочий между государственными и региональными органами власти;

– формирование на региональном уровне работоспособных ОСУ транспорта;

– отработка согласованных механизмов реализации государственной транспортной политики на федеральном и региональном уровнях;

– создание механизмов предупреждения разрушительной конкуренции между транспортными предприятиями в разных сегментах транспортного рынка.

Для российских железных дорог характерно, что до 1992 г. действовал планово-централизованный механизм управления, а с 1992 г. начался переходный период к рыночным методам управления и интеграции в мировую транспортную систему.

Вопросы для проверки знаний

1. Схема управления транспортом в период планово-централизованных методов.

2. Схема управления транспортом в условиях рыночных отношений.

3. Дайте определение понятий: функции, принципы и методы управления.

4. Основная функция управления железнодорожным транспортом до 1992 г. и после (в условиях рыночных отношений).

5. Определение понятия организационные структуры управления (ОСУ).

6. История развития ОСУ на транспорте.

7. Методы оценки эффективности ОСУ.

8. Программа реструктуризации железнодорожного транспорта с 2001–2010 гг. Основные задачи реструктуризации.

9. Задачи первого этапа реструктуризации железнодорожного транспорта.

10. Задачи второго этапа реструктуризации железнодорожного транспорта.

11. Задачи третьего этапа реструктуризации железнодорожного транспорта.

12. Управление железнодорожным транспортом за рубежом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: