double arrow

Основные положения оценки эффективности ИП


Основными методическими принципами определения экономической эффективности ИП являются: учет многообразия интересов участников проекта; комплексность оценки; учет фактора времени; учет инфляции, неопределенности и рисков.

На рис. 6.5 представлена схема оценки инвестиционных проектов в соответствии с официальными Методическими указаниями [22].

Из рисунка видно, что ИП оценивается в два этапа:

1) в целом;

2) и для каждого его участника.

 
 


Рис. 6.5. Схема оценки эффективности инвестиционных проектов


Рис. 6.5. (продолжение)

На первом этапе рассчитываются показатели эффективности, характеризующие ИП с различных позиций: технических, технологических и организационных.

Для общественно значимых проектов оценивается в первую очередь их общественная эффективность. В расчетах этой эффективности используются социально-экономические нормативы, учитываются необходимые ресурсы (непосредственные, сопутствующие, сопряженные), обосновывается норма дисконта и другие параметры.

На этом же этапе может определяться и коммерческая эффективность, но если источники инвестиций и условия финансирования уже известны, то коммерческая эффективность не рассчитывается.




Различия сущности коммерческой и общественной эффективности достаточно полно изложены в п. 6.2.

Цель первого этапа оценки:

– определить вероятность реализуемости проекта;

– реализовать рекламные цели по поиску инвесторов;

– отразить общественные национальные интересы в связи с реализацией ИП.

На втором этапеуточняется состав участников и определяется финансовая реализуемость и эффективность участия в ИП каждого из них. Для общественно значимых ИП в первую очередь определяется региональная эффективность.

Цель второго этапа оценки:

– определить экономическую эффективность каждого участника ИП и структур более высокого порядка (региональную, бюджетную, отраслевую);

– определить денежные потоки ИП;

– оценить влияние на экономическую эффективность ИП инфляции и рисков;

– определить границы безубыточности ИП.

При оценке эффективности инвестиционных проектов необходимо осуществлять соизмерение показателей путем приведения (дисконтирования) затрат и результатов к начальному периоду, т. е. умножая R и З на коэффициент дисконтирования, , определяемый как

,

где – норма дисконта;

t – номер шага расчета (t = 0, 1, 2, … Т).

Дисконтирование определяет текущую стоимость будущих доходов и затрат. Поэтому норму дисконта иногда называют стоимостью капитала. Дисконтирование, приводя в сопоставимый вид текущую стоимость, уменьшает эффект будущих периодов. Здесь много зависит от нормы дисконта и горизонта расчета (табл. 6.1).



Т а б л и ц а 6.1

Значения коэффициента дисконтирования при разных параметрах и t

Норма дисконта , % Значения коэффициента дисконтирования, , за разные периоды расчета эффективности
5 лет 10 лет 15 лет 20 лет
0,783 0,614 0,481 0,377
0,621 0,385 0,239 0,149
0,497 0,247 0,123 0,061
0,402 0,161 0,065 0,026
0,328 0,107 0,035 0,015
0,269 0,072 0,015 0,005

В рыночной экономике норма дисконта определяется исходя из депозитного процента по вкладам. Но на практике она гораздо выше за счет инфляции и риска, связанного с инвестициями в ИП.

Если инвестиции едины, т.е. представляют собственный капитал, то , как правило, не превышает 10%. Например, ОАО «РЖД» вкладывает свой капитал в электрификацию определенного участка. В этом случае может быть даже ниже 10%.

Если инвестиции представляют многодолевой капитал, то в этом случае:

, (6.11)

где п – виды капитала (i = 1, 2, …, п);

– цена капитала каждого участника проекта;

– доля каждого вида капитала в общем капитале.

Если инвестиции все заемные, то = r – кредитная ставка.

Для оценки общественной эффективности является по существу социальной нормой и должна устанавливаться государством. Государство должно принять участие в проекте.

Коммерческая норма дисконта используется при оценке коммерческой эффективности. Она устанавливается с учетом альтернативной эффективности использования капитала.

Норма дисконта участника проекта устанавливается самими участниками. При отсутствии четких предпочтений можно принять коммерческую норму дисконта по формуле (6.11).



Бюджетная норма дисконта отражает альтернативную стоимость бюджетных средств. Она устанавливается федеральными и региональными органами.







Сейчас читают про: