Распределение отправления грузов во всех видах сообщения

по железным дорогам РФ по поясам дальности, %

Пояс дальности, км Г о д ы
       
1–49 10,3 8,5 8,4 7,6
50–99 8,6 8,3 4,6 4,3
100–199 14,1 13,7 10,4 8,7
200 –299 9,5 11,9 10,0 9,4
300 –399 8,0 8,9 8,1 6,9
400–499 5,3 6,7 5,2 5,8
500–599 4,1 5,6 4,4 4,3
600–699 3,4 3,4 3,1 3,0
700–799 2,7 3,1 3,2 3,7
800–899 2,4 2,8 2,5 2,3
900–999 2,3 2,3 2,2 1,9
1000–1199 4,0 4,1 4,8 4,7
1200–1399 3,7 3,2 3,2 4,0
1400–1599 3,3 3,5 3,5 4,0
1600–1799 2,6 2,4 2,5 3,2
1800–1999 2,3 2,7 3,7 3,5
2000–2199 1,7 2,2 2,6 2,8
2200–2399 1,5 2,5 3,0 2,6
2400–2599 1,4 1,9 1,8 1,9
2600–2799 1,1 1,6 1,0 1,0
Более 2800 7,8 0,7 11,6 14,5

Из табл. 8.3 видно, что с 2000 г. произошло сокращение перевозок на короткие расстояния и увеличилось их число на дальние расстояния, что положительно сказывается на доходности железнодорожных перевозок. Однако дальние перевозки не способствуют снижению транспортных издержек в конечной цене потребляемой продукции.

Неравномерность перевозок. Грузовые перевозки характеризуются неравномерностью по времени и по направлениям.

Неравномерность перевозок п о в р е м е н и определяется коэффициентом (), который рассчитывается как отношение:

1) максимального месячного объема перевозок к среднемесячному за год

;

2) объема перевозок каждого месяца к среднемесячному

;

3) максимального месячного объема перевозок к минимальному

.

Причинами неравномерности перевозок являются: сезонное производство и потребление многих видов продукции, работа морского и речного транспорта, непредвиденные обстоятельства и др.

Неравномерность перевозок п о н а п р а в л е н и ю характеризуется коэффициентом обратности , который определяется как отношение объема перевозок грузов в порожнем направлении к объему перевозок грузов в грузовом (груженом) направлении:

.

При этом грузовым (груженым) направлением принято называть направление с преобладающим грузопотоком, в то время как обратное направление называют порожним. Обычно грузовые и порожние направления достаточно устойчивы во времени. Однако с изменением размещения производительных сил эти направления могут меняться местами.

Коэффициент обратности меньше единицы и может равняться ей лишь в случае одинаковой густоты грузопотока по направлениям.

Неравномерность грузовых перевозок по времени и по направлениям требует наличия резервов пропускной способности линий, запаса локомотивов и вагонов, резервов мощностей ремонтной базы, содержания дополнительного штата и других материальных ресурсов.

Чем ближе оба коэффициента неравномерности ( и ) к единице, тем более рационально используются ресурсы железнодорожного транспорта.

Кроме приведенных выше показателей, важное значение для характеристики рынка грузовых перевозок имеет структура объема перевозок и грузооборота, т. е. удельный вес в величине отдельных родов грузов. Примерная структура перевозок грузов показана в табл. 8.4.

Т а б л и ц а 8.4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: