по железным дорогам РФ по поясам дальности, %
Пояс дальности, км | Г о д ы | |||
1–49 | 10,3 | 8,5 | 8,4 | 7,6 |
50–99 | 8,6 | 8,3 | 4,6 | 4,3 |
100–199 | 14,1 | 13,7 | 10,4 | 8,7 |
200 –299 | 9,5 | 11,9 | 10,0 | 9,4 |
300 –399 | 8,0 | 8,9 | 8,1 | 6,9 |
400–499 | 5,3 | 6,7 | 5,2 | 5,8 |
500–599 | 4,1 | 5,6 | 4,4 | 4,3 |
600–699 | 3,4 | 3,4 | 3,1 | 3,0 |
700–799 | 2,7 | 3,1 | 3,2 | 3,7 |
800–899 | 2,4 | 2,8 | 2,5 | 2,3 |
900–999 | 2,3 | 2,3 | 2,2 | 1,9 |
1000–1199 | 4,0 | 4,1 | 4,8 | 4,7 |
1200–1399 | 3,7 | 3,2 | 3,2 | 4,0 |
1400–1599 | 3,3 | 3,5 | 3,5 | 4,0 |
1600–1799 | 2,6 | 2,4 | 2,5 | 3,2 |
1800–1999 | 2,3 | 2,7 | 3,7 | 3,5 |
2000–2199 | 1,7 | 2,2 | 2,6 | 2,8 |
2200–2399 | 1,5 | 2,5 | 3,0 | 2,6 |
2400–2599 | 1,4 | 1,9 | 1,8 | 1,9 |
2600–2799 | 1,1 | 1,6 | 1,0 | 1,0 |
Более 2800 | 7,8 | 0,7 | 11,6 | 14,5 |
Из табл. 8.3 видно, что с 2000 г. произошло сокращение перевозок на короткие расстояния и увеличилось их число на дальние расстояния, что положительно сказывается на доходности железнодорожных перевозок. Однако дальние перевозки не способствуют снижению транспортных издержек в конечной цене потребляемой продукции.
Неравномерность перевозок. Грузовые перевозки характеризуются неравномерностью по времени и по направлениям.
Неравномерность перевозок п о в р е м е н и определяется коэффициентом (), который рассчитывается как отношение:
1) максимального месячного объема перевозок к среднемесячному за год
;
2) объема перевозок каждого месяца к среднемесячному
;
3) максимального месячного объема перевозок к минимальному
.
Причинами неравномерности перевозок являются: сезонное производство и потребление многих видов продукции, работа морского и речного транспорта, непредвиденные обстоятельства и др.
Неравномерность перевозок п о н а п р а в л е н и ю характеризуется коэффициентом обратности , который определяется как отношение объема перевозок грузов в порожнем направлении к объему перевозок грузов в грузовом (груженом) направлении:
.
При этом грузовым (груженым) направлением принято называть направление с преобладающим грузопотоком, в то время как обратное направление называют порожним. Обычно грузовые и порожние направления достаточно устойчивы во времени. Однако с изменением размещения производительных сил эти направления могут меняться местами.
Коэффициент обратности меньше единицы и может равняться ей лишь в случае одинаковой густоты грузопотока по направлениям.
Неравномерность грузовых перевозок по времени и по направлениям требует наличия резервов пропускной способности линий, запаса локомотивов и вагонов, резервов мощностей ремонтной базы, содержания дополнительного штата и других материальных ресурсов.
Чем ближе оба коэффициента неравномерности ( и ) к единице, тем более рационально используются ресурсы железнодорожного транспорта.
Кроме приведенных выше показателей, важное значение для характеристики рынка грузовых перевозок имеет структура объема перевозок и грузооборота, т. е. удельный вес в величине отдельных родов грузов. Примерная структура перевозок грузов показана в табл. 8.4.
Т а б л и ц а 8.4