Организация труда – это система мер, обеспечивающая благоприятные условия труда и рациональное использование рабочего времени.
Она включает:
– разделение труда (функциональное, технологическое, квалификационное);
– кооперацию труда;
– нормирование труда;
– организацию рабочих мест;
– повышение квалификации персонала;
– организацию оплаты труда;
– обеспечение техники безопасности;
– регулирование режима труда и отдыха;
– санитарно-гигиенические меры;
– эстетику труда.
Организация труда отражает особенности производственного процесса на железнодорожном транспорте:
1) непрерывность перевозочного процесса;
2) территориальную разобщенность;
3) большое разнообразие в численности персонала структурных подразделений;
4) разъездной характер работы;
5) условия работы под открытым небом;
6) повышенные требования к выполнению документов (ПТЭ, Инструкция по движению поездов, Устав железных дорог и др.).
Формы организации труда:
– бригадная;
– по графикам;
|
|
– единая смена (на крупных станциях – оперативное руководство).
Выбор рациональных форм организации труда на железнодорожном транспорте диктуется тем, что производственные процессы взаимосвязаны и выполняются рядом подразделений, поэтому трудовые процессы должны быть строго согласованы (например, принятие поезда на станцию).
Основными направлениями совершенствования организации труда являются:
–подбор, подготовка и повышение квалификации кадров;
– улучшение обслуживания рабочих мест и др.;
– обоснованное нормирование труда;
– рационализация трудового процесса, внедрение передовых приемов и методов труда;
– введение различных форм и методов материального и морального стимулирования труда;
– улучшение условий труда.
Структура трудовых ресурсов (ТР)
Трудовые ресурсы делятся на 4 категории:
– рабочие (65%);
– руководители (4%);
– специалисты (25,6%);
– технические исполнители (5,4%).
На железных дорогах МПС имелись следующие категории:
– рабочие (70%);
– ИТР (12%);
– служащие (11%);
– МОП (4%);
– ученики (3%).
Кроме того, трудовые ресурсы подразделяется по видам деятельности и по видам хозяйства (табл. 10.1 и 10.2).
Т а б л и ц а 10.1
Структура ТР по видам деятельности
Вид деятельности | Удельный вес, % |
Основная | 75,0 |
Промышленность | 4,7 |
Строительство | 2,5 |
Образование и здравоохранение | 9,6 |
Торговля и общественное питание | 1,9 |
Прочие | 6,3 |
Т а б л и ц а 10.2
Структура ТР по видам хозяйства
Наименование хозяйств | Удельный вес, % |
Локомотивное | 21,7 |
Вагонное | 19,2 |
Пути | 15,6 |
Движения | 14,5 |
Грузовой и коммерческой работы | 6,0 |
СЦБ и связи | 7,5 |
Пассажирское | 4,3 |
Электрификации и энергоснабжения | 2,7 |
Здания и сооружения | 1,3 |
Прочие | 7,2 |
Всего | 100,0 |
|
|