Стратегическое развитие железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г. включает два этапа.
Первый этап (2008–2015 гг.) – модернизация железнодорожного транспорта. В этот период будут обеспечены необходимые пропускные способности на основных направлениях перевозок, проведена коренная модернизация существующих объектов инфраструктуры, начаты проектно-изыскательские работы и строительство новых железнодорожных линий.
В период 2008–2015 гг. предусматриваются:
– строительство вторых путей протяженностью 2860 км по минимальному варианту и 3204 км – по максимальному варианту;
– строительство третьих и четвертых путей на основных направлениях – 366 км (по обоим вариантам);
– электрификация участков протяженностью 2740 км по минимальному варианту и 3541 км – по максимальному варианту;
– оборудование участков автоблокировкой протяженностью 1851 км (по обоим вариантам);
– реконструкция мостов, тоннелей и других инженерных сооружений, лимитирующих пропускную способность на перспективных участках магистралей.
|
|
На первом этапе (2001–2010 гг.) «Стратегии» завершается Программа структурной реформы железнодорожного транспорта. Реализация Программы структурной реформы к концу 2010 года должна привести к следующим результатам:
– будет привлечен значительный объем инвестиций из всех источников (частных, государственных, собственных средств ОАО «РЖД» и других предприятий железнодорожного транспорта);
– ОАО «РЖД» будет являться публичным перевозчиком и совмещать функции перевозчика и владельца инфраструктуры общего пользования;
– будут созданы Первая и Вторая грузовые компании, которым будет передан парк грузовых вагонов ОАО «РЖД»;
– будет организовано ОАО «Федеральная пассажирская компания», порядок создания которого будет определен правительством России в 2008 году;
– будут созданы пригородные пассажирские компании, в уставный капитал которых передается моторвагонный подвижной состав и иные активы, необходимые для осуществления перевозок;
– операторы, имеющие собственный тяговый подвижной состав, будут оказывать услуги в организации перевозок собственными поездными формированиями. В сегменте оперирования подвижным составом деятельность будет осуществляться на основе рыночных принципов и ценообразования;
– будет сформирована конкурентная среда в сфере ремонта и сервисного обслуживания подвижного состава, оказания логистических, экспедиторских и складских услуг, а также дополнительных услуг пассажирам на вокзалах и в пути следования.
При завершении третьего этапа структурной реформы (2006–2010 гг.) должны быть определены принципы и направления дальнейшей либерализации рынка железнодорожных перевозок и создания условий для развития конкуренции, оценена целесообразность отделения перевозочной деятельности от предоставления услуг инфраструктуры.
|
|
Цели структурных преобразований на железнодорожном транспорте после 2010 года:
– создание стимулов для повышения эффективности деятельности всех участников рынка и улучшения качества предоставляемых услуг; для повышения инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта, стимулирования капитальных вложений в развитие инфраструктуры, разработку и внедрение инновационных технологий;
– создание условий для расширения притока частного капитала в конкурентные сегменты рынка и обеспечения достаточного объема государственных капитальных вложений в проекты, имеющие социально-экономическую эффективность;
– совершенствование системы планирования, финансирования и реализации государственного заказа на перевозки пассажиров по регулируемым тарифам и льготных категорий;
– повышение глобальной конкурентоспособности российских железных дорог, их интеграция в мировой рынок транспортных и логистических услуг.
На первом этапе «Стратегии» осуществляется совершенствование системы государственного регулирования тарифов, сущность которого сводится:
– к формированию системы государственного регулирования и методологии ценообразования, способствующей развитию транспортных связей между регионами с целью сохранения и укрепления территориального единства, макроэкономической и социально-экономической стабильности государства;
– реализации тарифной политики, обеспечивающей повышение конкурентоспособности как самих рынков услуг железнодорожного транспорта, так и рынков российских товаропроизводителей – потребителей услуг транспорта;
– формированию гибкой модели государственного регулирования рынков услуг железнодорожного транспорта, обеспечивающей развитие механизмов саморегулирования, ценовой и технологической конкуренции в потенциально-конкурентных и конкурентных сегментах деятельности железнодорожного транспорта;
– формированию нормативно-правовой базы государственного регулирования, ориентированной на комплексный подход к регулированию рынков услуг железнодорожного транспорта и рынков услуг других системообразующих инфраструктурных комплексов;
– созданию дифференцированной системы государственного тарифного регулирования, адаптированной к различным условиям функционирования рынка (естественно-монопольным, переходным, временно-монопольным);
– формированию методологии построения тарифов, способствующей сокращению транспортных издержек в экономике.
В процессе совершенствования тарифов необходимо дать достаточно четкое определение естественно-монопольного, временно-монопольного, конкурентного состояния рынка услуг железнодорожного транспорта и структуры укрупненных видов работ и услуг (УВР), которые в целевом состоянии будут относиться к различным сегментам рынка услуг железнодорожного транспорта.