Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-ые гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, которые оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию РФ было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Новая российская школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации (Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Серия «Стандарты второго поколения». Издательство «Просвещение», 2009.).
Цель:
Создание условий для воспитания, социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, творческого инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи:
· Разработать программу духовно-нравственного воспитания учащихся школы.
· Провести целевое повышение квалификации педагогов в данной области.
Идея проекта заключается в организации комплексного подхода к реализации программы духовно-нравственного воспитания, позволяющей обеспечить на новом качественном уровне целостность учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемые результаты:
Разработка модели духовно-нравственного воспитания в школе нового типа, реализующей новые образовательные стандарты.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
· готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
· готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
· укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
· формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
· развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
· принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
· готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
· способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
· трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
· осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
· свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
· укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
· осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
· готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
· развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
· заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
· осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
· понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
· бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
· законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
· духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
· формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;
· укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
· повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
· повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
· укреплению национальной безопасности.
Руководитель проекта:Андриенко Ирина Николаевна, заместитель директора по УВР (начальная школа)
Участники проекта:
· Учителя начальных классов
· Классные руководители
· Учителя истории, обществознания, истории города, МХК
· Воспитатели ГПД
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
№
| Мероприятие
| Сроки реализации
| Ответственный
| -
| Разработка документации
| 2010-2011 уч.г.
| Заместитель директора по УВР Андриенко И.Н.
Заместитель директора по ВР Мачульская Л.В.,
Творческая группа учителей
| -
| Координация взаимодействия с учреждениями дополнительного образования
| ежегодно
| Заместитель директора по ВР Мачульская Л.В.
| -
| Семинар для учителей начальных классов по проблеме
| май 2011 г.
| Председатели МО
| -
| Концерт и фотовыставка ко Дню пожилого человека
| ежегодно
| Заместитель директора по ВР Мачульская Л.В.
| -
| Классные часы «Давайте жить дружно!»
| ежегодно
| Классные руководители
| -
| Семейные праздники
«Наша дружная семья»
«Тепло родного дома»
| ежегодно
| Заместитель директора по ВР Мачульская Л.В.
| -
| Игра для детей по станциям «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
| ежегодно
| Заместитель директора по ВР Мачульская Л.В.
Классные руководители
| -
| Цикл тематических бесед
«Я и мир»
Уважая себя, уважай других»
«Я и мое Отечество»
«Как мы разрешаем конфликты»
| ежегодно
| Классные руководители
| -
| Краеведческие экскурсию по району, городу
| ежегодно
| Классные руководители
| -
| Посещение музея «Лесное» в ДДТ Союз
| ежегодно
| Классные руководители
| -
| Уроки мужества «День снятия блокады»
| ежегодно
| Классные руководители
| -
| Знакомство с культурными традициями и обычаями народов нашей страны (беседы, экскурсии, праздники, игры-путешествия)
| ежегодно
| Классные руководители
| -
| Участие в конкурсе педагогических достижений
| ежегодно
| Заместитель директора по УВР Андриенко И.Н.
| -
| Круглый стол «Современный опыт по духовно-нравственному воспитанию учащихся»
| май 2014 г.
| Заместитель директора по УВР Андриенко И.Н.
Заместитель директора по ВР Мачульская Л.В.
Творческая группа учителей
| -
| Обобщение результатов реализации проекта
| 2014-2015 уч.г.
| Директор школы Челак Е.Н.
Заместитель директора по УВР Андриенко И.Н.
Заместитель директора по ВР Мачульская Л.В.
|
|