Память.
План.
1. Понятие памяти. Теории памяти.
2. Виды памяти.
3. Запоминание и условия его эффективности.
4. Сохранение, забывание и воспроизведение как процессы памяти.
5. Индивидуальные различия в области памяти.
1. Еще в Древней Греции память считалась матерью всех муз. В древнегреческой мифологии есть богиня памяти – Мнемозина – мать девяти муз. От имени этой богини произошли термины, связанные с деятельностью памяти (мнемоническая деятельность, мнемотехника, амнезия и т.д.).
Если ощущения и восприятия отражают определенный раздражитель только в момент его непосредственного воздействия, то память может отражать предметы и явления, не воздействующие в данный момент на наши органы чувств.
Наша психика обладает способностью сохранять следы воздействия различных раздражителей, и та информация, которая была получена человеком через органы чувств, может сохраняться в его сознании и постепенно накапливаться, образуя, т.об, индивидуальный жизненный опыт человека. Накопление жизненного опыта возможно только благодаря памяти.
|
|
Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Память связывает прошлое человека с настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память состоит из нескольких процессов: начинается память с запоминания, затем осуществляются процесс сохранения (или забывания), а также процесс узнавания и воспроизведения. Все эти процессы тесно взаимосвязаны между собой, иногда они протекают одновременно.
Психологические теории памяти:
1. Ассоциативная теория. Возникла еще в 17-18 вв. К основателям можно отнести нем. психологов Эббингауза и Мюллера.
Заслугой представителей этой теории было то, что они подробно изучили понятие ассоциации, выделили виды ассоциаций и доказали, что ассоциации играют очень большую роль в процессах памяти, т.к. запомнить – это значит установить связь между новой информацией и уже имеющейся.
Основная ошибка этой теории заключается в том, что она сводила все многообразие связей всего к трем видам ассоциациям: по сходству; по контрасту; по смежности.
2. Гештальтпсихология разрабатывает концепцию, согласно которой в памяти человека отражается целостная структура информации, отсюда на продуктивность памяти наибольшее влияние оказывает структурирование информации, т.е. выделение смысловых частей, основных положений, схем и т.д.
Однако при этом гештальтпсихология не придавала должного значения задачам изучения внутренних механизмов памяти, что является серьезным просчетом, т.к. главная роль в процессах памяти принадлежит субъекту.
|
|
3. Личностно- деятельностной подход (Лурия, Рубинштейн). Напротив, главную роль в процессах памяти отводит субъекту. Продолжительность и качество удержания в памяти информации зависит в первую очередь от мотивации субъекта, т.е. от непосредственных целей и задач запоминания, осознания значимости усеваемого материала, эмоционального настоя человека и т.д.
4. Физиологические теории памяти. В основе – учение Павлова о законах ВНД. Запоминание на физиологическом уровне – это образование нервных связей. Условный рефлекс – ничто иное, как образование связей между новым и уже закрепленным в сознании материалом, отсюда большее значение придается подкреплению, т.е. чем чаще действует раздражитель, тем лучше закрепляется реакция.
Виды памяти.
Память включена в самые разнообразные сферы человеческой жизни и деятельности и потому формы ее проявления многообразны. На различные виды память делится по нескольким критериям.
Прежде всего:
1. По характеру целей деятельности (то, как мы запоминаем). Это:
- непроизвольная память (информация запоминается сама собой, без специального заучивания, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает;
- произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов).
2. По характеру психической активности (по тому, что мы запоминаем):
- двигательная (запоминание движений). Генетически первична.
- образная (зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная т.д.);
- эмоциональная ( запоминаются не образы, а эмоции, связанные с ними);
- словесно-логическая (запоминается не сам образ, а его смысл); Это высший вид памяти, свойственный только человеку. С ее помощью формируется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных операций (чтение, счет).
3. По продолжительности закрепления и сохранения материала (на сколько мы запоминаем).
- Мгновенная (непосредственный или сенсорный тип памяти) – точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных – 0,1 – 0, 5 сек. Через эту память проходит вся информация, получаемая человеком, затем часть информации поступает в другие виды памяти, а часть отсевается.
Второй уровень – кратковременная память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (примерно 20 сек), после чего информация может либо полностью забыться, либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2 кратного повторения.
Чаще всего такой вид памяти нужен для того, чтобы человек успел зафиксировать нужную информацию. Она используется, например, при записывании лекций, номеров телефонов и т.д.
Кратковременная память ограничена по объему, в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 чисел, слов, фигур, кусков информации и т.д.
- Долговременная память – это память, которая хранит информацию в течение практически неограниченного времени. В этот вид памяти обычно попадает информация, значимая для человека, часто используемая или эмоционально окрашенная. С помощью этого вида памяти мы можем удерживать такие данные, как имена людей, адреса, телефоны, таблица умножения, формулы и т.д. Долговременная память составляет основу жизнедеятельности человека.
- Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающей эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.
|
|
- Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память.