Сохранение, забывание и воспроизведение как процессы памяти

Сохранение – это более или менее длительное удерживание в памяти следов действия раздражителя.

Сохранение во многом зависит от организации запоминаемой информации. Лучше сохраняется то, что имеет эмоциональную окраску, информация, вызывающая интерес, а также значимая для человека информация. Прочность сохранения во многом зависит от частоты использования данной информации.

Противоположным процессу сохранения является забываниеэто исчезновение из памяти следов действия раздражителя. Забывание может быть полным или частичным, временным или постоянным.

Процесс забывания имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Положительная сторона забывания заключается в том, что оно предохраняет нас от перегрузки, от излишней информации. Благодаря забыванию человек способен избавляться от негативных эмоциональных переживаний.

Отрицательная сторона забывания заключается в том, что из памяти исчезает нужная человеку информация.

Процесс забывания имеет свои закономерности. Эти закономерности были изучены немецким психологом Эббингаузом, который провел целую серию экспериментов по механическому заучиванию и воспроизведению информации. На основании этих экспериментов была выявлена общая закономерность забывания механической информации, представленная им в виде графика, который получил название «кривая Эббингауза».

Наиболее интенсивно забывание осуществляется впервые же часы после усвоения информации. Затем этот процесс стабилизируется, и то, что человек сумел воспроизвести через 8-9 часов после заучивания, сохраняется на относительно длительное время.

Главный путь борьбы с забыванием – это повторение и практическое использование информации. На степень сохранения влияет также и вводимая в дальнейшем информация.

Воспроизведение – это актуализация образов и впечатлений памяти.

Виды воспроизведения:

1. узнавание;

2. собственно воспроизведение;

3. припоминание.

Узнавание – это явление чувства знакомости при повторном восприятии предмета.

Собственно восприятие – это восприятие без опоры на повторное воспроизведение.

Процесс узнавания значительно легче, чем процесс воспроизведения, поэтому узнавание не может быть показателем усвоения информации. Чтобы убедиться, что информация действительно усвоена, нужно воспроизвести ее без опоры на повторное восприятие.

Припоминание – это воспроизведение, сопровождающееся значительным волевым усилием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: