Постановка учебной задачи

На данном этапе может быть создана речевая ситуация: зачем в реальной жизни ребенку может понадобиться воспроизведение подобного текста? Кроме того, может иметь место вступительная беседа с целью актуализировать определенные знания детей и вызвать интерес к получению каких-то новых сведений. Ученики могут вспомнить, чем они занимались на предыдущем уроке развития речи: какой текст учились пересказывать, какие трудности и ошибки при этом обнаружились. Заканчивается данный этап четкой формулировкой учебной задачи: будем учиться...

2. чтение текста

Текст для изложения должен быть содержателен, вырази­телен, интересен, оптимален по объему и "предоставлять воз­можности для речевого роста детей, для их продвижения впе­ред" Доступность текста и его развивающие возможности — сочетание этих требований обеспе­чивает продуктивность предстоящей работы.

3. анализ текста

Анализ текста способствует тому, что ребенок "будет воспро­изводить текст не механически, опираясь лишь на свою память, а достаточно осознанно, отдавая себе отчет в том, как он вслед за автором строит высказывание..."

Анализ текста включает следующие компоненты:

Беседа по содержанию с целью проверить, понятен ли текст, его тема и основная мысль. Для этого используются следующие приемы: о чем этот текст (какова его тема); почему он так озаглавлен (что выражено в заголовке); какую мысль хотел донести до нас автор; что показалось наиболее интересным; что было непонятным; как вы относитесь к герою (поступкам и т. д.).

Анализ структуры текста с целью выделения частей (микро- выяснения особенностей содержания каждой части, составление плана или обсуждения готового. приемы: перечитайте каждую часть, подумайте, о чем в ней гово­рится, озаглавьте; подумайте, на сколько частей можно разделить текст, о чем говорится в каждой части;соотнесите пункты плана с частями текста; разделите текст на части согласно пунктам плана; составление разных видов плана: картинный, логичес­кий, план-схема и др.; найдите слова-"мостики", соединяющие части текста меж­ду собой; соотнесение частей текста со структурными компонента­ми данного типа речи.

Языковой анализ, предполагает наблюдение над использованием авторского слова: какие слова (сравнения, эпитеты и др.) использует ав­тор, чтобы...; какое точное слово использовал автор, чтобы показать...; почему автор пишет...; как вы понимаете выражение...; когда так говорят...; определите вид текста.

Орфографическая подготовка с целью предупреждения ошибок. Она может проводиться как на данном уроке, так и на пре­дыдущих уроках.

приемы: выписывание учителем на доску трудных слов, их ор­фографическое проговаривание; орфографическое чтение всего текста (хором, друг дру­гу в парах), отдельных предложений, слов; игра "Эхоучитель говорит слово орфоэпически, а дети повторяют хором орфографически;

4. повторное чтение текста (но не пересказ!)

5. самостоятельная запись текста детьми; самопроверка написанного

Виды изложений: Различают три вида: подробные (развёрнутые, близкие к тексту), сжатые, выборочные, творческое изложение текста – описания картины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: