На данном этапе может быть создана речевая ситуация: зачем в реальной жизни ребенку может понадобиться воспроизведение подобного текста? Кроме того, может иметь место вступительная беседа с целью актуализировать определенные знания детей и вызвать интерес к получению каких-то новых сведений. Ученики могут вспомнить, чем они занимались на предыдущем уроке развития речи: какой текст учились пересказывать, какие трудности и ошибки при этом обнаружились. Заканчивается данный этап четкой формулировкой учебной задачи: будем учиться...
2. чтение текста
Текст для изложения должен быть содержателен, выразителен, интересен, оптимален по объему и "предоставлять возможности для речевого роста детей, для их продвижения вперед" Доступность текста и его развивающие возможности — сочетание этих требований обеспечивает продуктивность предстоящей работы.
3. анализ текста
Анализ текста способствует тому, что ребенок "будет воспроизводить текст не механически, опираясь лишь на свою память, а достаточно осознанно, отдавая себе отчет в том, как он вслед за автором строит высказывание..."
|
|
Анализ текста включает следующие компоненты:
Беседа по содержанию с целью проверить, понятен ли текст, его тема и основная мысль. Для этого используются следующие приемы: о чем этот текст (какова его тема); почему он так озаглавлен (что выражено в заголовке); какую мысль хотел донести до нас автор; что показалось наиболее интересным; что было непонятным; как вы относитесь к герою (поступкам и т. д.).
Анализ структуры текста с целью выделения частей (микро- выяснения особенностей содержания каждой части, составление плана или обсуждения готового. приемы: перечитайте каждую часть, подумайте, о чем в ней говорится, озаглавьте; подумайте, на сколько частей можно разделить текст, о чем говорится в каждой части;соотнесите пункты плана с частями текста; разделите текст на части согласно пунктам плана; составление разных видов плана: картинный, логический, план-схема и др.; найдите слова-"мостики", соединяющие части текста между собой; соотнесение частей текста со структурными компонентами данного типа речи.
Языковой анализ, предполагает наблюдение над использованием авторского слова: какие слова (сравнения, эпитеты и др.) использует автор, чтобы...; какое точное слово использовал автор, чтобы показать...; почему автор пишет...; как вы понимаете выражение...; когда так говорят...; определите вид текста.
Орфографическая подготовка с целью предупреждения ошибок. Она может проводиться как на данном уроке, так и на предыдущих уроках.
|
|
приемы: выписывание учителем на доску трудных слов, их орфографическое проговаривание; орфографическое чтение всего текста (хором, друг другу в парах), отдельных предложений, слов; игра "Эхоучитель говорит слово орфоэпически, а дети повторяют хором орфографически;
4. повторное чтение текста (но не пересказ!)
5. самостоятельная запись текста детьми; самопроверка написанного
Виды изложений: Различают три вида: подробные (развёрнутые, близкие к тексту), сжатые, выборочные, творческое изложение текста – описания картины.