Китайская Народная Республика

Китайская Народная Республика – социалистическое государство демократической диктатуры на­рода, руководимое рабочим классом и основанное на союзе ра­бочих и крестьян.

Особенности: 1. Важнейшей осо­бенностью конституционного механизма власти в КНР является руководство государством и обществом со стороны Коммунисти­ческой партии Китая, фактическое сосредоточение влас­ти в центре и на местах в руках партийных структур (партийных комитетов и партийных функционеров), что позволяет охаракте­ризовать государство как партократическое. 2. Особенности в правовом статусе личности, который зависит от нескольких составляющих(более подробно см.ниже). 3. Супруги обязаны осуществлять политику планирования рождаемости. 4. Существует Центральный Военный совет аналога которому нет в других странах.

4 декабря 1982 г. была принята Конституция, на следующий день опубликована. Содержание: введение, четыре главы, 138 статей. Во Введении показана ретроспектива пройденного Китаем исторического пути, перечислены основные этапы национально-освободительной и революционной борьбы ки­тайского народа и дана развернутая характеристика современно­го этапа развития государства. Конституция зак­репляет основы политической системы КНР. Политика КНР по отношению к Тайваню закрепляется в кон­ституционных формулировках, определяющих Тайвань как "часть священной территории Китайской Народной Республики". Важное место занимает закрепление основ внешней полити­ки китайского государства. 5 основных принципов: взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаим­ного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования. Является «жесткой».

Глава I "Общие положения". Статья 2 декларирует принадлежность всей власти в стране народу и определяет формы ее осуществления. Закрепляет­ся социалистическая модель механизма осуществления государ­ственной власти, основанная на марксистской концепции полно­властия представительных органов типа советов и отрицающая принцип разделения властей. Закрепляется множественность форм собственности, но они неравноправны между собой. Закрепляет основы государственной политики в области образования, науки, культуры, здравоохранения, физи­ческой культуры и спорта, планирования семьи, защиты окружающей природной среды и т.п.

Глава II "Основные права и свободы граждан" посвящена ос­новам конституционного статуса граждан КНР.

Глава III "Государственная структура"(самая боль­шая по объему). Содержит: 7 разделов, в которых закрепляется система государственных органов, основы правово­го положения важнейших звеньев государственного механизма, порядок их формирования.

Глава IV "Государственный флаг, государственный герб, сто­лица" посвящена государственной символике КНР и ее столице.

Политические партии и общественные ("народные") организации.

Коммунисти­ческая партия Китая(КПК). Члены КПК занимают ключевые по­сты в государственных органах и руководящих структурах других политических партий и общественных ("народных") организаций, проводят свои решения через рядовых членов КПК. Важным инст­рументом проведения партийной политики в государственных орга­нах и негосударственных организациях являются "партийные группы руководства", которые создаются в соот­ветствии с Уставом КПК в аппарате центральных и местных государственных органов, хозяйственных и культурных учреждений, негосударственных и других непартийных организаций. Основ­ная задача: проведение в жизнь курса и политических установок партии, сплочение беспартийных кадров и масс, вы­полнение партийных и государственных заданий, руководство работой парторганов учреждений или организаций.

Важнейшим организационным принципом построения КПК является принцип демократического централизма, согласно ко­торому каждый член КПК безоговорочно подчиняется решениям партии, ее органов и обязан их выполнять; низовые парторгани­зации подчиняются вышестоящим и должны выполнять их реше­ния; меньшинство подчиняется большинству; все партийные орга­ны и организации подчиняются ЦК КПК. Ведущая роль КПК в общественно-политической и админист­ративно-хозяйственной жизни страны находит свое закрепление в Конституции (Введение), в Уставе КПК, других партийных до­кументах и директивах.

Существует еще 8 партий(т.е. многопартийность в КНР), которые объединены в Единый фронт, под руководством КПК, организационной формой которого выступа­ет Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). Высший орган НПКСК — Всекитайский комитет — формируется из представителей КПК, демократических партий, беспартийных демократических деяте­лей, общественных организаций, национальных меньшинств и различных слоев населения, представителей соотечественников с Тайваня, из Сянгана и Аомыня и вернувшихся на родину сооте­чественников, а также специально приглашенных деятелей. Ос­новные задачи: проведение поли­тических консультаций, демократический контроль, организация политических партий, негосударственных организаций, демокра­тических деятелей, репатриантов и т. д. для участия в обсуждении важнейших вопросов государственной жизни и участия в полити­ке государства.

Партии КНР: Револю­ционный комитет гоминьдана Китая (47 тыс.чел.); Демократическая лига Китая (117 тыс.чел.) - состоит преимущественно из пред­ставителей творческой интеллигенции, деятелей образования, науки и культуры; Китайская ассоциация демократического на­ционального строительства (61 тыс. чел.) - состоит в основном из интеллигенции, работающей в сфере эконо­мики и финансов, а также научной интеллигенции; Китайская ассоциация содействия развитию демократии (56 тыс.чел.) - состоит из деятелей науки, культуры и просвеще­ния, а также издательского дела; Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая (55 тыс.чел.) - работники медицины, здравоохранения, науки, образования и культуры; Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справед­ливости) — большинство членов составляют репатрианты и родственники китайцев, проживающих за рубежом; Общество "3 сентября "(57 тыс.чел.) - ученые и специалисты в области естественных и технических наук; Лига демократическо­го самоуправления Тайваня (1400 чле­нов) — выходцы с Тайваня, ныне живущие в КНР.

Общественные или "народные" организации (около 2 тыс.). Наиболее многочисленными и значимыми являются: Коммунисти­ческий союз молодежи Китая, Всекитайская федерация профсою­зов, Всекитайская федерация женщин, Всекитайская федерация молодежи, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев, Китайская ассоциация деятелей науки и техники, Всекитайская ассоциация соотечественников-тайваньцев, Всекитайская ассоци­ация реэмигрантов, различные организации дружбы с зарубеж­ными странами.

Основы конституционного статуса граждан. Правовой статус личности в КНР базируется на социалисти­ческой доктрине прав человека и вместе с тем отражает тради­ционные китайские воззрения на роль человека в обществе, ума­ляя ценность отдельной человеческой личности и акцентируя вни­мание на преобладании коллективистских начал в общественной жизни. Для правового статуса личности в КНР характерны неко­торые особенности: • определение правового статуса личности в зависимости от категории, к которой данное лицо относится (гражданин, лицо без гражданства, иностранец); • отрицание концепции "естественных прав" — права и свобо­ды предоставляются гражданам КНР только самим социали­стическим государством и только государство определяет пе­речень и объем этих прав и свобод; • отсутствие многих важнейших основных прав и свобод лич­ности, в том числе права на жизнь, свободу мысли, свободу передвижения, выбора места жительства и т. д.; • права и свободы имеют ярко выраженную социалистическую направленность, поскольку они служат целям и задачам стро­ительства социализма в Китае. Многие права и свободы диф­ференцируются по социально-классовому признаку, в част­ности, различаются права граждан и права трудящихся (на­пример, право на образование имеют все граждане, а право на отдых — только трудящиеся); • ряд конституционных обязанностей сформулирован в виде общих принципов и носит моральный характер (например, обязанность защищать честь и интересы родины); • конституированы некоторые обязанности, характерные для других отраслей права, например, обязанность соблюдать дис­циплину труда; • отсутствует конституционное закрепление материальных га­рантий многих прав и свобод, прежде всего гражданских и политических, что ведет к нарушениям прав человека. Поэтому следует проводить четкие различия между юридичес­ким и фактическим статусом китайских граждан; большое внимание уделяется конституционному закреплению прав этнических китайцев, проживающих за рубежом (хуа-цяо) и членов их семей.

Гражданство КНР - все лица, имеющие граж­данство Китайской Народной Республики, являются гражданами Китайской Народной Республики. Закон о гражданстве основывается на преобладании принци­па "права крови" при определении гражданства КНР, одновре­менно с этим отражая принцип равенства полов родителей при определении гражданства ребенка. В тех случаях, когда "право крови" не мо­жет быть применено, действует "право почвы". Двойного гражданства – нет!

В соответствии с Законом гражданами КНР считаются: лица, оба или один из родителей которых являются китайскими гражда­нами и которые родились на территории Китая; лица, оба или один из родителей которых являются китайскими граждана­ми и которые родились на территории другой страны. Однако если эти лица по рождению приобрели гражданство другой страны, то они не считаются гражданами КНР; гражданами КНР являются лица, родившиеся в Китае и постоянно проживаю­щие на китайской территории, родители которых являются апат­ридами. Закон предусматривает возможность приобре­тения гражданства КНР иностранцами и лицами без гражданства при соблюдении соответствующих процедур, если эти лица прояв­ляют готовность соблюдать Конституцию и законы КНР и отвеча­ют хотя бы одному из следующих требований: являются близкими родственниками китайских граждан, постоянно проживают в Ки­тае, а также имеют иные "надлежащие основания".

Основные права, свободы и обязанности граждан.

Политические права: избирательные права, свобода слова, печати, собра­ний, союзов, уличных шествий и демонстраций; право об­ращаться с критикой или предложениями в адрес любых государственных органов или государственных служащих; право обращаться в соответствующие государственные органы с жало­бами, обвинениями или заявлениями по поводу нарушения закона или служебного долга любым государственным органом или госу­дарственным служащим. Вместе с тем.

Социально-экономические права и свободы: право на труд, на отдых, право на пенсионное обеспечение, право на получение материальной помощи от государства и общества в старости, в случае болезни или потери трудоспособ­ности, право собственности и ее наследования, право на образование.

Личные (гражданские) права и свободы: свобода вероисповедания, свобо­да и неприкосновенность личности, неприкосновенность чести и достоинства, неприкосновенность жилища, свобода и тайна переписки, право на возмещение ущерба, причиненного государственными органами или государственными служащими в результате нарушения гражданских прав.

Конституционные обязанности: соблюдать Конституцию и законы страны; хранить госу­дарственную тайну; беречь общественную собственность; соблю­дать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нор­мы общественной морали; охранять безопасность, честь и интересы родины, защищать отечество и отражать агрессию, при этом во­инская служба и участие в народном ополчении является почет­ной обязанностью граждан; защищать единство государства и спло­ченность всех национальностей страны; в соответствии с законом платить налоги.

Система высших органов государственной власти и управления. Полностью отрицается принцип раз­деления властей и провозглашается верховенство и полновлас­тие представительных учреждений.

В КНР в соответствии с Конституцией народ осуществляет принадлежащую ему государственную власть через Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и местные собрания народных представителей различных ступеней, которые избираются демократическим путем, ответственны перед народом и находятся под его контролем. Важнейшими звеньями госу­дарственного механизма являются — Государственный совет и местные народные правительства, суд и прокуратура.

ВСНП и Постоян­ного комитета ВСНПзаконодательные органы. Полномочия коллегиального главы государства осуществляют совместно По­стоянный комитет ВСНП и Председатель КНР.

Избирательная система. Существует принцип всеобщности: все граждане КНР, достигшие 18 лет, независимо от нацио­нальной, расовой принадлежности, пола, рода занятий, социаль­ного происхождения, вероисповедания, образования, имуществен­ного положения и оседлости имеют право избирать и быть из­бранными. Возможно ли­шение избирательного права как части политических прав по при­говору суда. Лишение политических прав устанавливается на срок от 1 до 5 лет. Существует принцип равного избирательного права.

Для избирательной системы КНР также характерным явля­ется и особое представительство Народно-освободительной ар­мии Китая (НОАК) при формировании СНП всех уровней, что связано с традиционно особой ролью армии в политической исто­рии Китая и современном механизме власти. Выборы от НОАК в ВСНП трехступенчатые, в местные СНП — двухступенчатые.

Прямыми выборами фор­мируются лишь представительные органы, образуемые в адми­нистративно-территориальных единицах низового звена (волости, национальные волости и поселки) и уездного уровня (уезды, ав­тономные округа, автономные уезды, города без районного деле­ния, городские районы). Вышестоящие СНП, а также ВСНП из­бираются соответствующими нижестоящими представительными органами. Таким образом, имеет место сочетание прямых и не­прямых (многостепенных) выборов, когда депутаты нижестоящих Голосование является тайным, что исключает контроль за волеизъявлением избирателей.

Избиратели голосуют лично, если из­биратель неграмотен или по причине физического недостатка не может заполнить избирательный бюллетень сам, то он может упол­номочить другое лицо заполнить бюллетень и проголосовать вме­сто него. В случае отсутствия избирателя в день выборов он мо­жет с согласия избирательной комиссии уполномочить в письмен­ной форме другого избирателя проголосовать вместо него, однако одно лицо может иметь поручения для голосования не более чем от трех избирателей.

Выборы проводятся по много мандатным избирательным округам, которые могут быть образованы как по месту житель­ства, так и по производственному принципу. Право выдвижения кандидатов имеют политические партии (как раздельно, так и со­вместно), а также группы избирателей (более 10 человек). При этом число кандидатов в депутаты должно превышать число под­лежащих избранию при прямых выборах — от 1/3 до 1/2, а при многостепенный выборах — от 1/5 до 1/2.

Выборы считаются действительными, если число поданных бюллетеней не превышает общего числа участвовавших в голосо­вании. Если в бюллетень внесено больше установленно­го числа подлежащих избранию депутатов, то он считается не­действительным. Выборы депутатов СНП считаются также действителыными при участии в голосовании более половины всех избирателей данного избирателыного округа (при прямых выбо­рах). Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При из­брании депутатов уездного и вышестоящих звеньев СНП, избран­ным считается кандидат, получивший более половины голосов об­щего числа всех депутатов соответствующих нижестоящих СНП.

Избранный кандидат наделяется мандатом, специальными полномочиями и ответственностью. Существует принцип императивного мандата, подразумевающий право избирателей давать депутатам обязательные наказы и досрочно отзывать депутатов, если они этих наказов не выполняют или не надлежащим образом осуществляют свои полномочия. Отзыв де­путата — это институт, противоположный выборам. Законодатель­ство КНР предусматривает досрочный отзыв депутата, если он нарушает закон, не выполняет наказы избирателей и т. д.

Всекитайское собрание народных представителей – высший орган гос. власти в КНР. Срок полномочий ВСНП — 5 лет. Выборы депутатов ВСНП проводятся под руководством Постоянного комитета ВСНП. Общее число де­путатов ВСНП не должно превышать 3 тыс. человек. Депутаты ВСНП, как и депутаты всех других СНП, работают на "непостоянной" основе, т. е. выполняют депутатские обязанности, не прекращая своей основной производственной деятельности, что, по официальному мнению, позволяет депутатам не отрываться от народа, лучше знать реальную действительность, потребности на­селения и в ходе депутатской деятельности воплощать их в жизнь. Обладают правом законодательной ини­циатив. Важнейшая конституцион­ная обязанность депутатов — поддержание тесной связи с населе­нием и избравшим его органом, неукоснительное соблюдение Конституции и законов. Полномочия: осуществляют внесение изменений в Конституцию, кон­ституционный контроль; принимают так называемые "основные законы": уголовные, гражданские, о государственной структуре и т. д. и вносит в них изменения; рассматривают и утверждают пла­ны экономического и социального развития и отчеты об их испол­нении, а также государственный бюджет и т.п. Перечень полномочий ВСНП является открытым.

ВСНП работает в сессионном порядке. Сессии проходят один раз в год, длятся две-три недели. Работа сессии включает в себя заседа­ния президиума сессии, пленарные заседания и рабочие совеща­ния депутатских групп (так называемых делегаций). На пленарные заседания, которые чередуются с проведением совещаний делега­ций, выносятся наиболее важные вопросы, подлежащие обсуж­дению на сессии. Как правило, это отчеты о деятельности Госу­дарственного совета, министерств и других высших государствен­ных органов, вопросы, касающиеся государственного плана и бюд­жета, принятие наиболее важных законов, в частности, вносящих изменения и дополнения в Конституцию. Законотворчество явля­ется важным направлением деятельности ВСНП. Боль­шую часть законов КНР принимает другой законодательный орган страны — Постоянный комитет ВСНП.

Президиум( 160 чел.) - руководящим органом сессии ВСНП. Деятельность: на заседаниях в ходе сессии вырабатывает проек­ты основных решений сессии, определяет круг лиц, приглашае­мых для участия в работе сессии с правом совещательного голоса и решает другие важные вопросы, связанные с проведением сес­сии. Состав: члены Государственного совета, Централь­ного военного совета, председатель Верховного народного суда и генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры, делегаты проходящей Всекитайского комитета Народного поли­тического консультативного совета Китая (НПКСК), ответствен­ные работники партийных и государственных органов(ганъбу), представители НОАК и др.

Посто­янное бюро президиума — руководящий коллегиальный орган в более узком составе(около 20 человек) - принимает спи­сок исполнительных председателей сессии. Непосредственно орга­низационная работа по проведению сессий ВСНП возлагается на секретариат сессии во главе с начальником секретариата.

Постоянные( спе­циальные отраслевые) комиссии (комитеты) - работают как в период сессии, так и в межсессионные периоды. Данные комиссии рассматриваются в КНР как одна из важнейших форм вовлечения депутатов ВСНП в практическую работу в соответ­ствии с их профессиональной деятельностью и уровнем подготов­ки. Формируется толь­ко из депутатов ВСНП, возможно включение в состав этих комиссий специалистов в качестве советников с пра­вом совещательного голоса, назначаемых Постоянным комитетом ВСНП. Существует 9 комиссий: по зако­нодательству; по финансам и экономике; по делам национально­стей; по внутренним делам и юстиции; по образованию, науке, культуре и здравоохранению; по международным делам; по де­лам зарубежных китайцев (хуацяо); по охране окружающей сре­ды и ресурсов, по сельскому хозяйству и делам деревни. Деятельность комиссий: рассматривают законо­проекты, переданные им президиумом ВСНП либо Постоянным комитетом ВСНП, и вносят их в законодательные органы; рас­сматривают переданные им Постоянным комитетом ВСНП акты высших органов государственного управления, в том числе по­становления и распоряжения Государственного совета, постанов­ления и решения местных органов власти и управления с точки зрения соответствия их Конституции и законам; проводят необхо­димые расследования и изучение вопросов, переданных им Все­китайским собранием народных представителей или его Постоян­ным комитетом, и вносят соответствующие предложения в зако­нодательные органы, рассматривают обращенные к ним запросы и т.п.

Депутатские груп­пы, или делегации - формируются и по профессиональному принципу, включают депутатов в ту или иную делегацию в соответствии с компетентностью в определен­ных областях. Делегации предварительно обсуждают проекты ре­шений ВСНП до их внесения на рассмотрение сессии ВСНП и доводят мнение делегаций до сведения сессии, обсуждают зако­нопроекты, обладая при этом правом законодательной инициати­вы.

Правом законодательной инициативы обладают: прези­диум ВСНП, Постоянный комитет ВСНП, комиссии ВСНП, Госу­дарственный совет, Центральный военный совет, Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура, а также груп­па не менее 30 депутатов. Решение о включении (или невключе­нии) конкретного законопроекта в повестку дня сессии принима­ется президиумом ВСНП после предварительного рассмотрения представленных законопроектов в соответствующих специальных комиссиях, и прежде всего в комиссии по законодательству. Зак­лючения других комиссий по соответствующим законопроектам передаются в эту комиссию и должны быть отражены в ее докла­де, который представляется сессии ВСНП или Постоянному коми­тету ВСНП.

Законы, а также другие решения принимаются Всекитайс­ким собранием народных представителей простым большинством голосов.

Постоянный комитет ВСНП (около 150 чел.) - постоянно действующим органом ВСНП, одновре­менно с этим осуществляющий наряду с ВСНП законодательную власть в стране. В период между сессиями ВСНП он осуществляет все основные функции ВСНП. ПК ВСНП как высший коллегиальный орган государственной власти имеет собственные обширные полномочия, что позволяет именно его рассматривать государственной структурой, во многом анало­гичной парламентам в других странах. ПК ВСНП осу­ществляет ряд традиционных полномочий главы государства(со­вместно с Председателем КНР). ПК ВСНП избирается Всекитайским собранием народных пред­ставителей из числа его депутатов. Состав: председатель, его заместители(19 человек), начальник секре­тариата и члены Комитета. Срок полномо­чий ПК ВСНП 5 лет, прекращается с момента избрания вновь сформированным ВСНП нового Постоянного комитета. Руководящие должностные лица ПК ВСНП (председатель и его заместители) не могут занимать должности более двух сроков подряд.

Полномочия: постоянные (соб­ственные полномочия) и полномочия, осуществляемые в период между сессиями ВСНП. К числу собственных полномочий относят­ся: толкование Конституции, законов и конституционный конт­роль; законодательная деятельность, т. е. принятие законов по частным вопросам (частные законы) и внесение в них изменений, за исключением основных законов, принятие которых отнесено к ведению самого ВСНП; контроль за работой Государственного со­вета, Центрального военного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры; отмена административно-пра­вовых актов, постановлений и распоряжений Государственного совета, актов органов власти провинциального звена, противоре­чащих Конституции и законам; принятие решений о ратифика­ции или денонсации международных договоров, о всеобщей или частичной мобилизации, о введении чрезвычайного положения.

Полномочия осуществляемые в период между сессиями: внесение частич­ных дополнений и изменений в законы, принятые Всекитайским собранием народных представителей, при этом эти дополнения и изменения не могут противоречить основным принципам данных законов; рассмотрение и утверждение частичных поправок к пла­нам экономического и социального развития, а также государ­ственному бюджету; принятие решений о назначении и отстране­нии от должности министров, председателей комитетов, главного ревизора и начальника секретариата (по представлению Премье­ра Государственного совета), а также членов Центрального воен­ного совета (по представлению председателя Центрального воен­ного совета); принятие решения об объявлении войны, если КНР подвергнется вооруженному нападению или в случае необходимо­сти выполнения договорных обязательств по совместной обороне от агрессии.

Порядок деятельности ПК ВСНП определяется его регламен­том. Заседания ПК ВСНП, созываемые его председателем, прово­дятся обычно раз в два месяца.

Совет председателя ПК ВСНП – более узкая структура, для оперативного реше­ния вопросов, относящихся к сфере компетенции ПК ВСНП. Полномочия: принятие решений о сроках проведения заседаний ПК ВСНП, подготовка проекта повестки дня его заседаний, на­правление поступивших в ПК ВСНП законопроектов на рассмот­рение специальных комиссий, руководство деятельностью специ­альных комиссий и оказание помощи в их работе.

Председатель КНР - одна из ключевых фигур в государстве. Полномочия: • в порядке осуществления единоличной президентуры (при­нятие иностранных дипломатических представителей, осу­ществление представительских функций); • на основе решений ВСНП и ПК ВСНП (опубликование зако­нов, назначение и смещение высших должностных лиц госу­дарства: премьера, заместителей премьера и членов Государ­ственного совета, министров и т. д.; награждение государ­ственными наградами, присвоение почетных званий; направление и отзыв дипломатических представителей КНР; ратификация и денонсация международных договоров КНР; опубликование ряда указов ПК ВСНП — о помиловании, о введении военного положения, о мобилизации, а также объяв­ление о состоянии войны).

За­меститель Председателя КНР - помогает Председателю в работе и по поручению Председателя КНР может выполнять часть его фун­кций. Заместитель Председателя при освобождении должности Председателя КНР занимает его место. В случае освобождения обеих должностей место Председателя до проведения дополни­тельных выборов временно занимает Председатель ПК ВСНП.

Председатель КНР (и его заместитель) избираются Всеки­тайским собранием народных представителей. На этот пост может быть избран гражданин КНР, достигший 45 лет и обладающий активным и пассивным избирательным правом. Срок полномочий Председателя КНР и его заместителя соответствует сроку полномочий ВСНП, т. е. пять лет, причем одно и то же лицо может занимать указанную должность не более двух сроков подряд.

Государственный совет КНР - центральное народное пра­вительство, исполнительный орган государственной власти, высший госу­дарственный административный орган страны. Особенностью правового положения Госсовета является то, что, с одной стороны, он является исполнительно-распорядитель­ным органом государственной власти, т. е. Всекитайского Собра­ния Народных Представителей и его Постоянного комитета, в связи с чем в своей деятельности реализует решения высших органов власти страны, а с другой — выступает как высший орган госу­дарственного управления общей компетенции, который руково­дит всеми отраслями государственного управления и всеми дру­гими органами государственной администрации.

Формирование Государственного совета происходит на пер­вой сессии вновь избранного ВСНП: главу Государственного сове­та — премьер-министра — утверждает ВСНП по представлению Председателя КНР. Все другие лица, входящие в Госсовет (заме­стители премьера, члены Госсовета, министры, председатели го­сударственных комитетов, главный ревизор (в ранге министра), начальник Секретариата (Канцелярии) утверждаются Всекитайс­ким собранием народных представителей по представлению пре­мьера. В период между сессиями ВСНП необходимые изменения в составе Госсовета (за исключением поста премьера, замена кото­рого возможна только самим ВСНП) осуществляются Постоянным комитетом ВСНП и оформляются указами Председателя КНР.

Все важнейшие вопросы решаются на пленарных заседаниях Госсовета или на заседаниях его постоян­ного бюро, а в министерствах и комитетах в этих целях создаются коллегии. Срок полномочий Госсовета соответствует сроку полно­мочий ВСНП, причем премьер, его заместители и члены Госсове­та не могут занимать эти должности более двух сроков подряд. Госсовет несет ответственность за всю свою деятельность перед ВСНП, которому он подотчетен, а в период между сессиями ВСНП он ответствен перед ПК ВСНП. Полномочия: руководит всей административной работой в общегосудар­ственном масштабе, определяет основные задачи, направления работы и осуществляет централизованное руководство министер­ствами и госкомитетами, осуществляет руковод­ство деятельностью всех местных административных органов и определяет конкретное разграничение полномочий между цент­ральными исполнительными органами и исполнительными органа­ми провинций, городов центрального подчинения и автономных районов. Важнейшие полномочия Госсовета КНР: составление планов хозяйственного и социального развития, го­сударственного бюджета и руководство работой по их реализа­ции; управление экономическим и оборонным строительством, внешними связями, вопросами образования науки, культуры и т. д., охрана прав зарубежных китайцев и реэмигрантов, обеспе­чение прав национальных меньшинств; утверждение территори­ального деления провинций, автономных районов, городов цент­рального подчинения, утверждение образования и территориаль­ное деление автономных округов, уездов, автономных уездов и городов; принятие решения о введении чрезвычайного положе­ния на отдельных территориях внутри провинций, автономных районов и городов центрального подчинения и т. д. Осуществляя свои полномочия, Госсовет издает постановле­ния, распоряжения и административно-правовые акты, к числу которых относятся положения или временные положения.

Центральные ведомства, канцелярии и другие подведом­ственные Госсовету учреждения. В систему центральных органов государственного управле­ния, кроме министерств и госкомитетов, входят также государ­ственные управления: земельное, статистическое, главное тамо­женное, по авторским правам и ряд других. При этом два из них имеют ранг министерств (Главное государственное налоговое уп­равление и Главное управление гражданской авиации).

Канцелярии – занимаются комплексными вопросами (по внешним делам, по делам за­рубежных китайцев, по делам особых зон и др.), а также различ­ные руководящие группы, комитеты (комиссии) и штабы (напри­мер, Комитет по работе с женщинами и детьми, Главный государственный штаб по борьбе с засухой и наводнениями).

Центральный военный совет КНР(ЦВС) — орган, осуществляющий руководство все­ми вооруженными силами страны. На практике в ведении ЦВС находятся не только вооруженные силы Народно-освободитель­ной армии Китая, но и все иные вооруженные формирования страны, включая народное ополчение и вооруженную народную милицию. Состав: председатель, заместители, члены. Председатель ЦВС избирается Всекитайским собранием народных представителей, кандидатуры других членов ЦВС утверждаются ВСНП по представлению председателя ЦВС. Срок полномочий соответствует сроку полномочий ВСНП. Конституция устанавли­вает ответственность председателя ЦВС перед ВСНП и его Посто­янным комитетом. Возглавляет Военный совет(и ЦВС) генеральный секретарь ЦК КПК(в соот­ветствии с Уставом КПК председатель Военного совета избирает­ся из числа членов Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК).

Административно-территориальное устройство и национальная автономия. Местное управление и самоуправление. КНР является централизованным унитарным государством, вклю­чающим в себя автономные национально-территориальные обра­зования. Территория КНР состоит из 23 провин­ций, 5 автономных районов, 4 городов центрального подчинения. В свою очередь провинции и автономные районы делятся на авто­номные округа, автономные уезды и города; уезды и автономные уезды делятся на волости, национальные волости и поселки; го­рода центрального подчинения и крупные города делятся на рай­оны и уезды; автономные округа — на уезды, автономные уезды и города. Автономные районы, автономные округа и автономные уезды являются районами национальной автономии.

КНР является самым большим по численности государством в мире, где проживает более 55 различных нацио­нальностей общей численностью около 100 млн. чел., и третьим государ­ством по размерам территории.

Система местных государственных органов: Собрания народных представителей(СНП) - органы государственной власти на местах; Местные народные правительства - исполни­тельные органы местных органов государственной власти — СНП, государственные административные органы на местах.

Депутаты СНП уездов, городов (без район­ного деления), городских районов, волостей, национальных воло­стей и поселков избираются непосредственно населением, выше­стоящие местные СНП (провинций, автономных районов и окру­гов, городов центрального подчинения и городов с районным делением) избираются нижестоящими СНП. Срок полномочий СНП провинций, автономных районов, городов центрального подчине­ния, автономных округов, городов с районным делением, СНП уездов, автономных уездов, городов без районного деления — 5 лет, а СНП волостей, национальных волостей и по­селков — 3 года.

Компетенция местных СНП: обеспечение в соот­ветствующей административной единице исполнения: Конститу­ции, законов, политических установок, указов, постановлений и решений вышестоящих органов власти; рассмотрение и утверж­дение народнохозяйственных планов и бюджета для данной тер­ритории, а также отчетов об их исполнении; решение наиболее важных вопросов в политической, экономической и культурной областях, в деятельности гражданской администрации и межна­циональных отношениях; формирование ряда других местных ор­ганов; охрана социалистической собственности, поддержание об­щественного порядка, защита прав граждан, прав национальных меньшинств, обеспечение равенства мужчины и женщины и т. д. Местные СНП также имеют право отменить или изменить ненад­лежащие постановления местных правительств данного админис­тративного уровня. Осуществляя свои полномочия, местные СНП принимают решения, а СНП провинций, автономных районов и городов центрального подчинения вырабатывают местные уста­новления, о которых уведомляют Постоянный комитет ВСНП и Государственный совет КНР.

Местные СНП работают в сессионном порядке: очередные сессии, как правило, проводятся не реже одного раза в год, а внеочередные — по предложению 1/5 числа депутатов. Для руко­водства сессией депутаты избирают президиум, а также началь­ника секретариата. Сессии уездных и вышестоящих СНП также избирают из числа депутатов председателя, заместителей предсе­дателя и членов постоянных комитетов СНП — постоянно дей­ствующих органов соответствующих СНП (они проводят свои за­седания два раза в месяц). Председатели постоянных комитетов местных СНП для решения наиболее важных вопросов могут объе­диняться в советы председателей постоянных комитетов СНП. По­стоянные комитеты СНП подотчетны собраниям народных пред­ставителей данной ступени. Члены постоянных комитетов СНП не могут занимать должности в государственных административных органах, а также органах суда и прокуратуры.

Местные СНП создают в качестве своих исполнительных ор­ганов, государственных административных органов на местах ме­стные народные правительства. Законодательство устанавливает систему "двойного подчинения" местных правительств: с одной стороны, они ответственны перед избравшими их собраниями на­родных представителей, а с другой — перед вышестоящими на­родными правительствами. Все местные народные правительства как государственные административные органы находятся под единым руководством Государственного совета и ему подчиняют­ся. Сроки полномочий народных правительств совпадают со сро­ками полномочий избравших их местных СНП (уездные и выше­стоящие правительства — 5 лет, волостные, национальных воло­стей и поселковые — 3 года). В состав местных народных правительств входят их главы (губернаторы в провинциях, мэры в городах центрального подчинения, председатели в автономных районах и т. д.), их заместители, ответственные секретари (на­чальники секретариатов), начальники департаментов, управлений и комиссий и других рабочих органов местных народных прави­тельств. Глава правительства, его заместители и ответственный секретарь образуют постоянное бюро правительства. В регулярно проводимых пленарных заседаниях принимают участие все чле­ны правительства.

"Самодеятельные организации "(функционируют на уровне кварталов как организации самоуправления) — комитеты городского и комитеты сельского населения по месту жительства, действующие под руководством создаваемых в них партячеек КПК. Эти организации, с одной стороны, решают все местные вопросы самоуправления в данном квартале, а с дру­гой — местные правительства возлагают на них некоторые ад­министративные функции, например, охраны общественного по­рядка, закупки зерна, набора в армию, помощи особо нуждаю­щимся, разрешения возникающих между жителями споров, передачи предложений и пожеланий населения в народные пра­вительства и т. д.

Что касается низового (волостного) звена, то состав прави­тельства здесь невелик и включает в себя главу администрации (волостной старшина или поселковый староста), его заместителей и ответственного секретаря, в необходимых случаях может созда­ваться небольшой аппарат сотрудников.

Районы национальной автономии - основная политическая форма марксистско-ленинско­го разрешения Коммунистической партией Китая национального вопроса в КНР, одним из важнейших институтов политической системы страны. Главной особенностью национальной автономии в КНР яв­ляется то, что она не обладает чертами национальной государ­ственности и выступает лишь в качестве административной ав­тономии, как неотъемлемой части унитарного государства. Национальная автономия рассматривается в КНР не только как основная форма решения национального вопроса, но и как важнейший элемент политической системы страны. Районы национальной автономии создаются на территориях с компактным проживанием неханьских национальностей и включа­ют в себя три вида автономных образований: автономный район, автономный округ и автономный уезд. В КНР существует пять ав­тономных районов (Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский, Нинся-Хуэйский, Тибетский, Гуанси-Чжуанский), 30 автономных округов и более 120 автономных уездов.

Органы районов национальной автономии (собрания народ­ных представителей, их постоянные комитеты, местные народ­ные правительства) наделены не только функциями обычных ор­ганов власти и управления соответствующей ступени, но и явля­ются также органами самоуправления, которое осуществляется в пределах, установленных Конституцией и законами, а также про­водят в жизнь законы государства и политические установки с учетом конкретных местных условий. Органы национальной автономии осуществляют экономическое строительство, принима­ют меры по регулированию общественных отношений, по рацио­нальному использованию местных природных ресурсов и охране природы. Органы автономных образований имеют пра­во самостоятельно распоряжаться финансовыми средствами на местах. К ведению органов самоуправления также относятся вопросы обра­зования, науки и культуры, охраны памятников национальной культуры и т. д.

Осуществляя свою деятельность, органы национальной авто­номии могут принимать нормативно-правовые акты — положе­ния об автономии и так называемые отдельно действующие поло­жения, которые вступают в силу после их утверждения Постоянным комитетом ВСНП (для автономных районов), постоянными комитетами СНП провинций и автономных районов (для автоном­ных округов и автономных уездов) с последующим доведением до сведения об этом Постоянного комитета ВСНП.

В отдельных районах, населенных сравнительно малочислен­ными народностями, создаются национальные волости, однако они не пользуются какими-либо дополнительными автономными правами и не рассматриваются в КНР в качестве одной из форм национальной автономии.


ЛИТЕРАТУРА

1. Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ.ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина / М.: Норма, 2004. 832 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: