США
Соединенные Штаты Америки — крупнейшая мировая держава с развитой демократической государственностью и прочными правовыми традициями.
Краткое содержание: США – президентская республика, относительно централизованная федерация. Конституция США 1787г. Принцип разделения властей в его “жестком” варианте. Законодательная власть: Конгресс США – палата представителей и сенат. Исполнительная власть: президент, вице-президент, министры. Судебная власть: федеральная система и судебная система штатов. Местное самоуправление и управление. Штаты-графства – тауны и тауншипы.
Государственный строй США - основан на идеях демократии и защиты прав человека. Высшая законодательная власть принадлежит двухпалатному Конгрессу, исполнительная — Президенту США, судебная — Верховному суду США. По форме правления США являются президентской республикой, по форме государственного устройства — федерацией. Преамбула Конституции указывает на основные цели американского государства: установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы. США — демократическое, федеративное, правовое, светское государство(т.е., в США нет государственной религии и признается свобода вероисповедания и всех конфессий) с республиканской формой правления и разделением властей. США — договорная федерация, образованная ранее независимыми штатами для решения общих дел. Федерация не является способом решения каких-либо национальный проблем (ни один штат не является государственно-национальным образованием), рассматривается как разумная децентрализация власти и приближение ее к народу.
Особенности США: 1. Была принята первая в мире демократическая конституция. 2. В Конституции отсутствует какое-либо указание на капиталистический или иной характер общественного строя. Считается, что в этом нет необходимости, поскольку общество образуется из свободных людей, обладающих неотъемлемыми правами и совершающих любые не запрещенные законом действия. Совокупность этих прав и деятельности как раз и образует общественный строй, любая конституционная характеристика которого означала бы идеологическое принуждение людей к конкретному поведению, что отрицало бы их свободу. 3. Конституция США принята от имени народа, в ней впервые в мире закреплена формула "Мы, народ Соединенных Штатов...". 4. В отличие от многих развитых стран США не считают свое государство социальным. В Конституции не закрепляются какие-либо социальные права граждан, не указывается на социальную направленность деятельности государственных органов. 5. Впервые в истории конституционного права Верховный суд взял на себя функцию проверки законов с точки зрения их соответствия Конституции США. 6. В США насчитывается самое большое число судей и судебных адвокатов, сложилась развитая, хотя и очень сложная судебная система с высоким уровнем демократических процессуальных гарантий; страну иногда называют "государством судей", отмечая тем самым не только полновластие американских судов, но и доверие населения к этим органам государственной власти. 7. Особенностью судебной системы США является ее дуализм. На территории каждого штата действуют и суды данного штата, и федеральные суды.
Конституция США - закрепила форму правления, систему высших органов государственной власти, права и свободы граждан, основы федерализма(с 1776г.). Структура: Преамбула, 7 статей, 27 поправок. Статья I, состоит из 10 разделов, посвящена законодательной власти, статья II (4 раздела) — исполнительной, статья III (3 раздела) — судебной, статья IV (4 раздела) — основам федерализма. Существуют короткие статьи о порядке принятия поправок к Конституции, о характере верховного права и обязанности для всех поддерживать Конституцию, о порядке вступления в силу Конституции. Конституционный контроль в США основан на обычае, он не имеет законодательной основы, но тем не менее признается важнейшим принципом конституционной системы. Поправки конституции США закрепляют естественные права граждан, процесс судопроизводства и т.п.
Избирательная система. Важнейший элемент демократии - свободные выборы(федеральных, штатных и местных гос.органов). Избирательная система(Президента, Конгресса США и т.п.) устанавливается законодательным органом самого штата.
Регулирование Конституцией избирательной системы затрагивает пассивное(определенные требования к кандидатам при выборах) и активное избирательное право(запрет расовой дискриминации, предоставление избирательного права женщинам и т.п.). Активное избирательное право принадлежит всем лицам, имеющим гражданство США, достигшим 18 лет и проживающим в данной местности в течение определенного времени (для президентских выборов — 30 дней, для других выборов — от трех месяцев до одного года). Лишены права голосовать душевнобольные и осужденные. В некоторых штатах в местных выборах не участвуют бедняки (пауперы).
В США действует всеобщее и равное избирательное право.
Регистрация избирателей производится органами местного управления (графства или города) или специальными избирательными комиссиями. Для регистрации устанавливается срок (за месяц до выборов). Многие из зарегистрированных избирателей на выборы не являются (так называемый абсентеизм); даже на президентских выборах обычно отсутствует свыше 40 процентов избирателей.
Системы выдвижения кандидатов. Устанавливаются законами штатов в зависимости от уровня выборов в органы власти (федеральные, штатные или местные): Петиционная - под документом о выдвижении кандидата собирают установленное законом число подписей избирателей. Петиционная система - относительно эффективна только для выдвижения кандидатов в местные органы власти, поскольку организовать сбор подписей под петицией в пользу единого кандидата в масштабе штата, страны без мощной организации, вопреки позициям основных партий практически невозможно. Архаичная система - выдвижения кандидатов на партийных собраниях и съездах (конвентах) различных уровней. Система первичных выборов (праймериз) - избирателями штата утверждается партийный кандидат на пост Президента США, которого данная партийная организация штата представляет национальному съезду партии (этот съезд отбирает одного кандидата для участия во "вторичных", т. е. в собственно выборах). Т.о., на первичных выборах(длятся в штатах с февраля по июнь каждого выборного года) фактически предопределяются кандидаты на пост Президента США от каждой партии.
Организация выборов. Имена кандидатов, выдвинутых на выборные должности, вносятся в избирательный бюллетень или закладываются в машину для голосования. В большинстве штатов применяются машины для голосования(кабина с кнопками против альтернативных кандидатов, избиратель - нажимает соответствующие кнопки, что облегчает процесс голосования, уменьшает мошенничество при подсчете голосов). Организация выборов характеризуется шумной и красочной пропагандистской кампанией, широким использованием радио- и телевизионных средств.
Определение результатов голосования. Мажоритарная система относительного большинства, т. е. когда побеждает тот кандидат, который получил больше любого другого хотя бы на один голос. Штаты не устанавливают минимального числа избирателей, ниже которого выборы признавались бы несостоявшимися.
Финансирование выборов. Федеральное законодательство ограничивает расходы по выборам Президента, сенаторов и членов Палаты представителей. Частное лицо может сделать взнос в предвыборный фонд одного кандидата в размере не более 1 тыс. долл., общая сумма таких взносов в фонды кандидатов, партийных комитетов и различных предвыборных организаций не должна превышать 25 тыс. долл. в течение года. Взнос в предвыборный фонд одного кандидата от "комитета политического действия", создающегося банками, компаниями, профсоюзами и др., не может превышать 5 тыс. долл.
Конгресс: Сенат и Палаты представителей - органы народного представительства. Избрание: на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выражает: интересы всего американского народа, интересы штатов, объединенных в федеративное государство, идеи народовластия и представительной демократии. Имеет исключительное право издавать законы, исполнение и применение которых обязательно на всей территории США. Входят 2 полит. партии: Президента и оппозиция. Деятельность Конгресса: связана с общественностью, СМИ(обсуждения актуальных общественных и международных проблем).
Структура и порядок образования. Бикамерализм(двухпалатная основа), каждая палата как бы сдерживает "горячность" другой и способна ее поправить. Палаты формально равноправны, каждая из них имеет специальную компетенцию, по-разному представляет население страны (Палата представителей — пропорционально численности населения штатов, Сенат — на основе равенства представительства штатов). Срок полномочий сенаторов — 6 лет, Президента США — 4 года, Палаты представителей — 2 года.
Сенат - верхняя палата Конгресса, избирается населением штатов. От каждого из 50 штатов, независимо от численности их населения, избирается по 2 сенатора. Председателем Сената – Вице-Президент. Все сенаторы избираются сроком на 6 лет, но полного обновления состава Сената никогда не происходит: каждые 2 года обновляется только одна треть. Сенатором может быть избран любой гражданин США со стажем гражданства не менее 9 лет, достигший 30-летнего возраста и проживающий в пределах своего штата. Председательствуя в Сенате, Вице-президент США - олицетворяет связь законодательной и исполнительной властей, ведет заседания, направляет законопроекты в комитеты, подписывает принятые Палатой законопроекты и др., голосует только в тех случаях, если мнения сенаторов разделились поровну.
Палата представителей(нижняя палата Конгресса) избирается населением штатов в составе 435 человек сроком на 2 года. В настоящее время один конгрессмен избирается примерно от 600 тыс. жителей. Членом Палаты представителей может быть избран любой гражданин США со стажем гражданства не менее 7 лет, достигший 25-летнего возраста и проживающий в том штате, от которого он баллотируется (как правило, он должен проживать и в соответствующем избирательном округе). Палату представителей возглавляет Спикер, избираемый самой Палатой (фактически ее партийным большинством). Это третье лицо в государстве (после Президента и Вице-президента). Он наделен широкими полномочиями (ведет заседания, направляет законопроекты в комитеты, имеет право голоса, поддерживает связь с Президентом и пр.).
Партийные органы - играют главную роль в организации работы каждой палаты, действуют самостоятельно и не подчиняются национальным исполкомам своих партий, хотя и тесно с ними связаны.
Положение депутатов. Сенаторы и члены Палаты представителей работают на профессиональной основе и не вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Ни один из членов Конгресса не может занимать какую-либо должность в органах власти. Они получают денежное вознаграждение (индемнитет) и ряд льгот. Члены обеих палат имеют штат помощников и референтов, обладают неприкосновенностью (свобода от ареста), свободой слова и голосования, законодательной инициативой.
Члены Конгресса независимы, мандат, полученный от избирателей, носит свободный, а не императивный характер(т.е. представляют всю нацию).
Комитеты. В каждой палате действует большое число постоянных и временных комитетов, комиссий, подкомиссий. Здесь центр обсуждения законопроектов, расследовательской деятельности. Постоянные комитеты (17 — в Сенате, 22 — в Палате представителей). Предметная компетенция каждого комитета раскрыта в регламенте палаты (по ассигнованиям, обороне, иностранным делам, транспорту и др.). Они формируются из депутатов в том же партийном соотношении, что и в палатах. Председателем постоянного комитета всегда становится представитель партии большинства, обычно с наибольшим стажем пребывания в палате. Объединенные комитеты (Сенат и Палата представителей) - разрабатывают проекты законов, проводят совместное обсуждение некоторых вопросов. Согласительные комитеты – создаются для преодоления разногласий между палатами. "Комитет всей палаты" (в Палате представителей для рассмотрения финансовых биллей, в Сенате — международных договоров), это дает возможность палате, оставаясь в полном составе применять упрощенную комитетскую процедуру рассмотрения вопросов, уходя от обязанности соблюдать более сложный регламент палаты.
Компетенция Конгресса (разд. 8 и 9 ст. I, в которой изложены предметы ведения и объем полномочий) делится на: Общую (осуществляется двумя палатами, заключается в принятии законов и резолюций по установленным Конституцией предметам ведения), Специальную (ей обладает каждая палата в отдельности). Вопросы касающиеся компетенции Конгресса: 1) Финансы и бюджет(налоги, пошлины, сборы, акцизы, чеканка монет, займы, регулирование банкротств, фед.бюджет и т.п.); 2) Регулирование экономики(хозяйственная деятельность, внешняя торговля, транспорт, связи, трудовые отношения и др.); 3) Оборона и внешние сношения(вопросы войны и мира, армии, флота, внешне-полит.деятельность и т.п.); 4) Внутренняя жизнь(федеральные суды, почта, наука и др.); 5) Импичмент(процедура отрешения от должности федеральных должностных лиц исполнительной и судебной власти (Президента, судей и др.) за совершение государственной измены и другие тяжкие преступления); 6) Избрание Президента и Вице-президента.
Специальные полномочия Сената: 1. утверждает назначения Президентом высших должностных лиц судебной и исполнительной власти (судей Верховного суда США, министров, послов и др. — всего примерно 300 должностей); 2. обладает правом большинством в 2/3 голосов одобрять международные договоры для их последующей ратификации Президентом. Специальный полномочия Палаты представителей: исключительное право вносить в Конгресс финансовые билли(законопроекты, которые связаны с выделением на какие-то цели государственных ассигнований).
Регламент – направляет деятельность палат, устанавливает процедуры ежедневных заседаний(последовательность, планы работ, прекращение заседаний, способы проведения голосования и т.п.)
Правовые акты Конгресса - законы и совместные резолюции. Эти акты входят в силу после принятия их двумя палатами и подписания Президентом. Законы подразделяются на публичные(наиболее значительные, устанавливают общие правила), частные(регулируют вопросы, связанные с интересами отдельных лиц или корпораций). Совместные резолюции - решают относительно второстепенные вопросы: продлевают срок действия законов, исправляют ошибки в текстах законов, выделяют ассигнования на незначительные нужды и др. Но могут рассматривать более важные вопросы(оформлять при одобрении 2/3 голосов в обеих палатах принятие проекта поправки к Конституции и т.п.)
Законодательный процесс. Прохождение законопроекта в каждой палате начинается с его внесения. Правом законодательной инициативы обладают только депутаты (Президент вносит проекты законов через "своих" депутатов, его законопроекты называют "инициативными биллями", и они пользуются правом приоритетного рассмотрения).
Стадии рассмотрения законопроектов: 1.Чтение(формальное внесение законопроекта в палату, регистрация проекта руководителем аппарата(секретарем Сената или клерком Палаты представителей), передача проекта в соответствующий комитет. 2. В комитете билль подвергается детальному обсуждению с вызовом необходимых экспертов, в него вносятся поправки. По результатам обсуждения составляется доклад с рекомендациями палате. 3. Второе чтение - обсуждение билля и поправок, предложенных комитетом и депутатами, решается вопрос о принятии или отклонении поправок и о дальнейшем рассмотрении билля. 4. Третье чтение - оглашение окончательного подготовленного текста билля, после чего он ставится на голосование. 5. После одобрения билля палатой он передается в другую палату, где проходит те же стадии. В случае возникновения разногласий между палатами создается согласительный комитет, который вырабатывает общую позицию, представляемую палатам. Но если любая палата не соглашается с проектом, он отклоняется. Билль, одобренный двумя палатами, направляется на подпись Президенту. 6. Президент вправе подписать закрнопроект, и тогда он становится законом, но вправе в течение 10 дней вернуть его в Конгресс (применить вето). Вето может быть преодолено повторным одобрением в каждой палате двумя третями голосов депутатов каждой палаты. Тогда проект становится законом и без подписи Президента. Если же Президент, получив законопроект, в течение установленного срока (10 дней) не подписывает его, то проект также автоматически становится законом.
Президентская власть (разд. 1 ст. II), Исполнительная власть. Президент США - глава всей исполнительной ветви власти, т. е. всего огромного федерального аппарата управления страной, глава государства, высшее должностное лицо страны. Президент независим, не подотчетен Конгрессу, неподконтролен ему и несет ответственность только перед народом(НО сдерживается определенными полномочиями Конгресса и Верховного суда).
Порядок избрания Президента. Может стать любой прирожденный (т. е. не натурализованный) гражданин США, достигший 35-летнего возраста и проживающий в течение четырнадцати лет в Соединенных Штатах(реальных требований к кандидату намного больше, но они носят скрытый характер). Президент и Вице-президент не могут быть жителями одного и того же штата. Выдвигаются известные политические деятели с опытом работы на крупных государственных постах (обычно из числа губернаторов штатов, сенаторов, генералов), тесно связанные с аппаратом своих политических партий, не радикалы, не представители национальных меньшинств. Президент избирается сроком на четыре года, каждый високосный год в первый вторник после первого понедельника ноября месяца. Президент не может занимать свою должность более двух сроков подряд. Президент избирается косвенным путем. Избиратели голосуют за коллегию выборщиков, которая затем избирает Президента. Коллегия выборщиков включает 538 выборщиков. Каждая политическая партия выдвигает в штате полный список своих кандидатов, и избиратели голосуют не за отдельных личностей, а за полный список. Для победы - достаточно относительное большинство голосов избирателей. Списки с результатами голосования подписываются в штате и в опечатанном виде направляются в Сенат, где 3 января следующего года происходит официальное провозглашение победивших на выборах Президента и Вице-президента США. Для победы кандидата на этой стадии требуется абсолютное большинство голосов выборщиков. Затем 20— 21 января в Вашингтоне происходит инаугурация, т.е. принесение присяги и вступление Президента в должность.
Правовые гарантии: Неприкосновенность(свобода от ареста и уголовного преследования, пока он не будет отстранен от должности в соответствии с процедурой импичмента), вознаграждения(он не должен получать какое-либо иное содержание), гос.охрана, резиденция(Белый дом), высокая пенсия и др.блага, установленные законом.
Прекращение полномочий Президента:
• отстранение от должности(импичмент),
• смерть,
• отставка(личные причины, давление обстоятельств),
• неспособность осуществлять полномочия и обязанности по своей должности(письменное заявление).
«Закон о преемственности президентской власти». Последовательность лиц, замещающих пост Президента: Вице-президент, Спикер Палаты представителей, временный Председатель Сената, Государственный секретарь и далее все руководители департаментов по хронологии создания этих департаментов(только если они отвечают всем конституционным требованиям, предъявляемым к Президенту).
Полномочия Президента (разд. 2 ст. II). Конституционные полномочия Президента могут быть систематизированы по следующим основным группам: 1. Представительские функции(осуществляет высшее представительство США внутри страны и в международных отношениях, право отсрочки исполнения приговоров и помилования за преступления против Соединенных Штатов, амнистии, возглавляет разного рода церемонии, участвует в торжествах, празднествах, награждает высшими военными и другими наградами и т.п.); 2. Участие в законодательном процессе(право законодательной инициативы, право вето, направляет в Конгресс экономический доклад и проект федерального бюджета и т.п.); 3. Военные полномочия(Верховный главнокомандующий армии и флота, присуждает высшие воинские звания, производит назначения военачальников, формирует Объединенную группу начальников штабов родов войск (генеральный штаб), назначает министра обороны (гражданское лицо) и т.п.); 4. Внешнеполитические полномочия(формирует и осуществляет внешнюю политику, ведет сам или через своих представителей международные переговоры, назначает послов, консулов и представителей в международные организации, руководит внешнеполитической деятельностью государства и т.п.); 5. Назначения высших должностных лиц(примерно 300); 6. Чрезвычайное положение(право объявлять чрезвычайное положение — как в национальном масштабе, так и в отдельных штатах).
Акты Президента - обладают нормативным характером, во многом напоминающим законодательные акты Конгресса. В число основных актов, издаваемых Президентом, входят: 1) исполнительные приказы - основываются на законах или делегированных полномочиях и регулируют многие важные вопросы государственного управления; 2) планы; 3) инструкции; 4) директивы; 5) прокламации; 6) правила; 7) положения.
Вице-президент - второе лицо в государстве, избираемое вместе с Президентом. Его конституционная обязанность состоит в том, что он председательствует в Сенате и замещает Президента, когда эта должность оказывается вакантной. Если должность Вице-президента становится вакантной, то Президент назначает Вице-президента, который вступает в должность по утверждении большинством голосов обеих палат Конгресса. Вице-президент работает под непосредственным руководством Президента, получая от него различные поручения, обычно связанные с председательством в различного рода комиссиях.
Система органов исполнительной власти. Администрация президента. Звенья:
1. Кабинет и департаменты. Кабинет состоит из руководителей департаментов. Кабинет - совещательный орган при Президенте, который созывается и обсуждает вопросы по личному его усмотрению. Кабинет не принимает никаких правовых актов и не публикует своих протоколов, все его решения, если они принимаются, оформляются актами Президента. С уходом Президента в отставку прекращает свое существование и кабинет. Состав кабинета (13 руководителей департаментов): государственный секретарь (возглавляет государственный департамент, т. е. фактически министерство иностранных дел), министры финансов, юстиции (генеральный атторней, которому подчинено Федеральное бюро расследований), обороны (ему подчиняются министры армии, флота и военно-воздушных сил, не входящие в состав кабинета), внутренних дел, торговли, сельского хозяйства, труда, здравоохранения и социальных служб, жилищного строительства и городского развития, транспорта, образования, энергетики.
2. Исполнительный аппарат Президента(ИАП) - создается реорганизационными планами Президента или его распоряжениями. Включает: несколько структурных подразделений и большое число советников, помощников и референтов Президента (всего около 2 тыс. человек). Обязанности: оказывать помощь Президенту в связях с общественностью, Конгрессом и прессой; определять бюджетную политику и координировать позиции органов исполнительной власти перед Конгрессом; информационно обеспечивать принятие решений Президентом, представляя ему как можно более широкий спектр мнений, осуществляя консультации при планировании и анализе приоритетных направлений политики и др.
Подразделяется на 14-16 подразделений, примеры:
1) Совет национальной безопасности (СНБ), Совет по внутренней политике, Совет по международной экономической политике. Состоит: Президент, Вице-президент, государственный секретарь, министр обороны, некоторые руководители ведомств военного профиля; на его заседания приглашаются начальник объединенной группы начальников штабов (это высшая военная должность в вооруженных силах США), директор Центрального разведывательного управления. Задачи: разрабатывает военные программы, координирует военную и внешнюю политику.
2) Служба Белого дома.
3) Служба Вице-президента.
4) Административно-бюджетное управление и др.
3. Исполнительные (независимые) агентства. Включают(всего 50): Национальное управление трудовых отношений, Информационное агентство, Агентство национальной безопасности, Федеральная резервная система, Национальное агентство по аэронавтике и космосу, Комиссия по атомной энергии, Комиссия гражданской службы, Комиссия гражданской авиации и др.
Государственная служба. «Закон о реформе гражданской службы». Гос.служащие – получают официальные ранги, пользуются правовыми, соц.гарантиями, придерживаюся кодекса этики правительственной службы.
Судебная власть. «Закон о судебной системе». Судебные органы - самостоятельные и независимые носители широких властных полномочий. Судебная власть выполняет функцию противовеса возможным неконституционным актам и действиям законодательных и исполнительных органов, обеспечивает конституционную законность и защиту прав граждан. В стране может существовать только один Верховный суд и такое количество нижестоящих судов, какое сочтет необходимым учредить Конгресс. Заложены основы строго централизованной и единой федеральной судебной системы, исключающей создание на уровне федерации каких-либо параллельных высших судебных органов. Закреплена несменяемость судей, поскольку они вправе занимать свои должности, пока поведение их "безупречно". Судебная власть распространяется практически на все виды споров, включая споры, стороной в которых выступают США, между двумя или более штатами, между штатом и гражданами других штатов, между гражданами различных штатов, между гражданами и иностранными государствами, между гражданами. Дуализм в судебной системе США(см. особенности США).
Федеральная судебная система состоит из трех звеньев: районных судов, окружных судов, Верховного суда США. Так же входят специализированные суды. Все судьи федеральных судов назначаются Президентом США с одобрения Сената. Обладают исключительной юрисдикцией с гражданско правовой сфере, со спорами, с применением законов о банкротстве и т.п.
Районные суды - низшее звено федеральной судебной системы(уголовные и гражданские дела). Районных судов по стране насчитывается 96.
Апелляционные (окружные) суды (около 13) - выполняют проверку решений районных судов, а также рассматривают жалобы на решения некоторых административных (квазисудебных) органов (Национального управления трудовых отношений и др.).
Верховный суд США - занимает высшее место в иерархии судебных органов, а по своему положению в системе органов власти равнозначен Конгрессу и Президенту. Состоит из 9 судей (из них один Главный судья), назначаемых Президентом по совету и с согласия Сената, многие судьи занимают свою должность по 20—30 лет, так как фактически несменяемы. Сместить судью Верховного суда, как и других судей федеральных судов, можно только с помощью процедуры импичмента. Этим обеспечивается прочность и независимость судей высшего судебного органа, общественное положение которых по всеобщему признанию выше членов Конгресса и министров. Верховный суд является высшей апелляционной инстанцией, проверяющей приговоры и решения нижестоящих судов по вопросам как права, так и факта. В то же время он выступает в качестве суда первой инстанции по всем спорам между двумя и более штатами, по делам послов, государственных посланников, консулов иностранных государств, по спорам между США и штатом, по делам, возбуждаемым штатом против граждан другого штата и иностранцев.
Согласно Правилам Верховный суд принимает к рассмотрению дела в трех основных процедурах: а) в порядке апелляции, б) в порядке истребования, в) в порядке "удостоверения", когда в Верховный суд обращается какой-то апелляционный суд, желающий в процессуальной форме получить разъяснение по конкретному правовому вопросу в связи с конкретным делом.
Специальные федеральные суды: претензионный суд (рассматривает имущественные иски к Конгрессу и правительству США), суд по таможенным и патентным делам, налоговый суд, суд по делам военнослужащих. Эти суды имеют отдельную компетенцию с правом вынесения окончательных приговоров и решений. Но в отношении всех таких приговоров и решений сохраняется апелляционная юрисдикция Верховного суда США.
Судебная система штатов - создается на основе конституции этого штата и актов законодательного собрания, вследствие чего судебные системы штатов очень отличаются одна от другой.
Общей чертой судебной системы в каждом штате является то, что она состоит из нескольких инстанций (трех или четырех):
1. Низшие суды (мировые суды, суды магистратов, полицейские суды, суды мэрии и др.) рассматривают мелкие уголовные и гражданские дела.
2. Суды первой инстанции (суды графств, округов, городские суды и др.) рассматривают основную массу уголовных и гражданских дел.
3. Апелляционные суды (промежуточные) действуют в крупных штатах и выполняют надзорную функцию по отношению к нижестоящим судам. Эти суды часто рассматривают дела о выборах, правильность которых оспаривается.
4. Высшие (верховные) суды именуются по-разному, но всегда являются высшей судебной инстанцией штата. Обладают апелляционной юрисдикцией по отношению к решениям нижестоящих судов (обычно по существу рассматриваются только дела, по которым одной из сторон в споре является штат). Обладают правом конституционного надзора.
В различных штатах также действует большое число специальных судов (по делам о завещаниях, о сиротах, о наследстве и опеке, земельные суды, суды по семейным делам и др.).
Государственное устройство. США - федерация, объединяющая 50 штатов. В состав государства входит Федеральный округ Колумбия (т. е. столица США — г. Вашингтон), несколько самоуправляющихся островных территорий (Гуам, Вирджинские острова и др.) и Пуэрто-Рико, имеющее статус "свободно присоединившегося государства". Каждый штат имеет свою территорию, но в своей совокупности они образуют единую территорию США, которой вправе распоряжаться Конгресс США (разд. 3 ст. IV Конституции США). Американская федерация имеет договорную природу: эта федерация была создана 13 штатами, первоначально согласившимися на конфедерацию с сохранением своего суверенитета. Федерация носит открытый характер, Конгресс вправе принимать в нее новые штаты. Приоритет федеральных властей закреплен в Конституции США в форме так называемой "клаузулы о верховенстве" (ст. VI).
Разграничение полномочий федерации и штатов. Конституция США (разд. 8 ст. I) установила четкий перечень самых существенных предметов ведения, относящихся к исключительной компетенции Конгресса. Все остальные предметы ведения относятся к компетенции штатов. К ведению штатов относится принятие своей конституции и законов, в том числе уголовных и многих гражданских, проведение выборов (в том числе Президента и Конгресса США), регулирование внутриплатной торговли, организация здравоохранения и образования, дорожное строительство, установление местных налогов, установление местного управления и судебной системы штата, охрана общественного порядка, создание национальной гвардии. Существует сфера совпадающих полномочий федерации и штатов: налогообложение, социальное обеспечение, регулирование деятельности банков и др. Разграничение полномочий между федерацией и штатами не препятствует вмешательству центральных органов власти по многим вопросам в прерогативы штатов, что характеризуется заинтересованностью штатов в финансовых дотациях из федерального бюджета, потребность в общегосударственных стандартах обеспечения армии, полиции и других правоохранительных органов и в других сферах.
Федеральная интервенция - федерация защищает каждый из штатов от вторжения, беспорядков, сопровождающихся насилием.
Конституционно-правовой статус штата. Определяется Конституцией США и федеральными законами, а также конституцией и законами самого штата. Каждый штат имеет свою систему высших органов государственной власти (законодательных, исполнительных и судебных), свое гражданство (гражданин штата одновременно является гражданином США). Штат - унитарное государственное образование, равноправный субъект федерации. Штат не вправе изменить республиканскую форму правления, пользуется защитой федеральной власти от внешнего вторжения. Система органов государственной власти штатов строится на основе принципа разделения властей. Конституции штатов принимаются самостоятельно(референдумом).
Органы государственной власти. Законодательная власть в штатах принадлежит легислатурам, избираемым населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Легислатуры в штатах (кроме Небраски) двухпалатные, избираются на срок 2—4 года с полным или частичным обновлением. Нижние палаты именуются палатами представителей (или делегатов) и ассамблеями, верхние — сенатами. Работают сессионно, т. е. собираются один раз в год на сессию сроком от 30 (штат Нью-Йорк) до 190 (штат Мичиган) дней. Главная функция легислатур — принятие законов, включая бюджет. В своей внутренней организации они в основном копируют организацию федерального Конгресса. Нижнюю палату (в разных штатах они насчитывают от 35 до 400 членов) возглавляет спикер, верхнюю членов — лейтенант-губернатор или выборный председатель. Законодательные органы имеют право на импичмент в отношении губернатора штата и некоторых других должностных лиц.
Исполнительная власть - занимает ведущее место в системе органов власти. Высшим должностным лицом является губернатор, избираемый населением из числа граждан штата (часто с требованием проживания в штате не менее 5—7 лет), как правило, достигших 30-летнего возраста. Для избрания на всеобщих выборах необходимо получить относительное большинство голосов избирателей (только в трех штатах требуется абсолютное большинство). Срок пребывания в должности колеблется от 2 до 4 лет с возможностью (в ряде штатов) неограниченного избрания. Отстранение от должности происходит посредством импичмента.
Обязанности губернатора: контроль за исполнением законов, назначение на высшие должности (иногда и судебные), руководство аппаратом исполнительной власти, оказывает большое влияние на законодательный процесс в легислатурах (имеют право вето, направляют послания, готовят основную массу законопроектов, обладают правом созыва очередных и чрезвычайных сессий легислатуры) и т.п. Губернатор является главнокомандующим национальной гвардией штата, осуществляет связь с федеральным правительством, представляет штат в торжественных случаях, обладает правом помилования. Ему подчиняется большой аппарат управления, тесно связанный с федеральным аппаратом исполнительной власти и во многом от него зависимый.
Местное самоуправление. В США не существует единой системы местных органов власти, поскольку каждый штат вправе решать этот вопрос по своему усмотрению в соответствии с установленной им же административно-территориальной системой. Господствующей является концепция самоуправления, которая основывается на признании самостоятельности избранных населением органов управления в пределах своей компетенции. Компетенция местного самоуправления: благоустройство городов и поселков, организация школ и больниц, охрана окружающей среды, обеспечение коммунальными услугами, строительство местных дорог и пр. Финансирование: собственные источники, правительство штатов, фед. правительство. Местное самоуправление - важный элемент демократии и свободного гражданского общества. Администрация штатов прямо контролирует органы местного самоуправления, чему способствуют партийные механизмы и финансовые дотации из бюджета штата.
Графства (>3000) - основные административно-территориальные единицы, на которые делятся штаты (кроме Род-Айленда и Коннектикута).
Системы самоуправления в графствах определяются конституциями и законами штатов. Существует две основные формы советов графств: совет комиссионеров (избираются 3—5 членов Совета, которые руководят всей практической работой по конкретным направлениям), совет контролеров (представительство в совете выборных должностных лиц муниципальных образований, входящих в графство).
Особенностью американской системы местного самоуправления являются тауны и тауншипы, т. е. самоуправляющиеся общины, входящие в графство(около 16тыс.). Тауны создаются на базе одного или нескольких мелких городских поселений и окружающей сельской местности с небольшим населением. Основным органом управления является таун-митинг, т. е. собрание жителей (обычно раз в год). Тауншипы создаются в сельской местности, главным образом в штатах Среднего Запада. Система самоуправления предусматривает избрание совета и администраторов.
Формой местного самоуправления выступают специальные округа(>40 тысяч), создаваемые легислатурами штатов для осуществления управления по ряду конкретных вопросов.
Города. Статус города определяется легислатурой штата, вследствие чего критерии для отнесения того или иного поселения к категории городов различны. Городом признается огромный мегаполис с населением в несколько миллионов жителей и городом считается (в некоторых штатах) поселок всего с 1 тыс. жителей. Как правило, крупные города имеют свою хартию, т. е. своеобразную конституцию, положения которой закрепляют некоторые традиционные привилегии и автономию. Города управляются муниципалитетами, которые во многом напоминают системы управления частными корпорациями. Они вправе владеть и распоряжаться собственностью, делать и предоставлять займы, заключать контракты.
Системы управления городами: 1. "мэр—совет "— население избирает однопалатный совет (от 5 до 50 чел.), который выполняет роль маленького парламента, созываемого примерно раз в месяц, который издает акты, напоминающие законы. Избирает мэра (на 2—4 года), который воплощает исполнительную власть (иногда является председателем совета). Мэр и совет делят полномочия по назначению руководителей отделов и управлений, координируют их деятельность. Мэр обладает правом вето, составляет проект бюджета и др. 2. " совет—управляющий' (распространена в 40% городов) отличается от предыдущей тем, что управляющий, являющийся главой администрации, не избирается населением, а назначается советом из числа опытных менеджеров, т. е. выступает как наемное должностное лицо. Поэтому совет всегда вправе его уволить. В руках у управляющего практически сосредоточена вся полнота власти, хотя при этом может существовать и выбираемый населением мэр, но только для чисто представительских функций. 3. Комиссионная форма городского самоуправления (распространена менее других) отвергает разделение властей, соединяя законодательные и исполнительные функции в руках единой комиссии. Эту комиссию в составе 5—7 членов на срок 2—4 года избирают жители города, она сама издает необходимые правовые акты и сама через членов комиссии организует их исполнение. Каждый член комиссии возглавляет управление в муниципалитете, действует бесконтрольно.
Метрополитенские регионы – образуются путем слияния нескольких самостоятельных муниципалитетов.
Великобритания
Краткое описание: Великобритания – парламентская монархия, сложное унитарное государство с автономными единицами. Конституция Великобритании: статуты, судебные прецеденты, конституционные обычаи, доктринальные источники. Законодательная власть: парламент – триединое учреждение – глава государства (монарх), палата лордов, палата общин. Исполнительная власть: монарх, правительство.
Политико-территориальное устройство. Организация власти на местах.
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии - унитарное государство, состоящее из Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. В Уэльсе и Шотландии действует самоуправления, в Северной Ирландии — независимость от Великобритании.Отношение центрального правительства: поиск оптимальных форм управления, сочетающих централизованное и децентрализованное начало, при сохранении демократических и правовых традиций жизни единого государства.
Парламент Шотландии наделен законодательными полномочиями по вопросам местного правительства, экономического развития, жилищного, сельского и лесного хозяйства, рыболовства, окружающей среды, здравоохранения, образования, спорта и искусств. Состав: 129 депутатов, 73 – по мажоритарной системе относительного большинства, 56 – по пропорциональной(партийные списки), сроком на 4 года.
Парламент Британии наделен полномочиями по вопросам конституционного строя, внешней политики, обороны, национальной безопасности, финансово-экономической системы и обеспечения единого рынка товаров и услуг, социального обеспечения, регулирования транспорта и радиовещания остаются.
Исполнительная власть осуществляется правительством, формируемым на парламентской основе и подотчетным Парламенту Шотландии.
Ассамблеи Уэльса - не наделяется законодательными полномочиями, а получает лишь право расширительного толкования законов, принятых британским Парламентом применительно к особенностям регионального развития Уэльса. К компетенции Ассамблеи отнесены вопросы здравоохранения, жилищного строительства, просвещения, культуры, спорта. Состав: 60 депутатов, 40 - по округам, а 20 — по партийным спискам.
Характерной чертой правопорядка в Северной Ирландии является действие чрезвычайного законодательства, применение которого создает условия для превышения полномочий органами государства и нарушений прав граждан.
Особенности: 1. В отличие от других стран, где действующая писаная конституция четко определяет предмет конституционного права, в Великобритании строго научного разграничения между конституционным и всем остальным правом нет. 2. В Великобритании, в отличие от ряда других европейских стран (например, ФРГ, Австрии, Швеции, Португалии, Франции, Италии), нет отдельного закона, регулирующего деятельность политических партий. Термин "политическая партия" в законодательстве отсутствует. Партии функционируют в силу обычая.
Великобритании нет конституции в конкретном смысле, а действует конституция в абстрактном значении этого понятия. В абстрактном значении конституция — это совокупность законов, прецедентов и конституционных соглашений, которые определяют: порядок формирования и полномочия органов государства, принципы взаимоотношений государственных органов между собой и государственных органов и граждан.
Характерные черты конституц ии:
1) Британская конституция является единой для Соединенного Королевства Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.
2) Британская конституция является неписаной. Источниками конституционных норм являются: статуты; судебные прецеденты; конституционные соглашения.
3) Конституция Великобритании является "гибкой" конституцией, поскольку в английском праве нет различия между "конституционным" и "текущим" законом. Действует общий порядок принятия и изменения парламентских законов, которые не могут пересматриваться судами или объявляться неконституционными.
Статуты - категория актов, составляющих британскую конституцию, охватывает акты Парламента и акты делегированного законодательства. Статуты как часть конституции можно представить следующим образом: 1) правовые акты; 2) парламентские законы; 3) акты делегированного законодательства.
Конституционные соглашения — это правила политической практики, которые считаются обязательными для тех, к кому они относятся, и которые не являются юридическими законами, поскольку их выполнение не может обеспечиваться решением суда или палат Парламента.
Судебные прецеденты - содержащие принципы конституционного права, создавались в ходе обычной судебной практики. По рассмотрении конкретного дела суд выносит решение, часть которого составляет правило прецедента. В большинстве своем это решения Высокого суда (отделение королевской скамьи), Апелляционного суда и Палаты лордов.
Решение суда состоит из двух основных частей:
1) правило прецедента - регулирует и конституционный институт прав и свобод граждан (например, право на неприкосновенность жилища, право на частную собственность и др.)
2) попутно сказанное судьей.
Положения повлиявшие на конституционное право:
• Монарх не может своим решением объявить преступлением то, что таковым до этого не считалось.
• Прерогатива монарха не больше, чем это дозволено правом страны.
• Последовательные изменения в праве осуществляются путем принятия парламентского закона.
Труды авторитетных юристов - дополнительный источник британской конституции.
Конституционные соглашения - не являются правовыми обычаями, поскольку, с одной стороны, не содержат норм права, а с другой стороны, не обладают качеством "старинности".
В случае, если возникает противоречие между конституционным соглашением и законом, то суд безусловно применяет положение закона. Нарушение же конституционного соглашения влечет за собой не юридические, а политические санкции. Нарушение конституционного соглашения считается действием, нарушающим конституцию страны. Конституционные соглашения тесно связаны с конституционным правом. Проявляется в том, что входящие в них нормы непосредственно влияют на характер содержания целого ряда парламентских законов. Конституционные соглашения влияют на судебную практику. Судьи при вынесении решения ссылаются на соответствующие конституционные соглашения. Конституционные соглашения можно представить в виде двух основных групп:
1) Конституционные соглашения, регламентирующие отношения монарх—Кабинет министров: а) монарх поручает лидеру партии или блока партий, победивших на выборах в Палату общин, сформировать Правительство; б) монарх назначает министров по рекомендации Премьер-министра; в) назначаемые министры образуют "Правительство", в рамках которого создается "Кабинет"; в его состав входят министры, именуемые членами Тайного совета; г) монарх в осуществлении своих законных полномочий обязан следовать советам Кабинета в лице Премьер-министра; д) монарх обязан подписать законопроект, принятый Парламентом; е) Правительство осуществляет свои полномочия до тех пор, пока оно не утратило доверие большинства членов Палаты общин; ж) министры несут коллективную ответственность перед Парламентом по общим вопросам политики Правительства и персональную ответственность за деятельность возглавляемых ими министерств.
2) Конституционные соглашения, регулирующие отношения между палатами Парламента:а) парламентское большинство не должно лишать возможности высказываться парламентское меньшинство. Обязанность Спикера — следить за этим; б) замещение вакансий в комитетах Парламента должно осуществляться пропорционально представительству политических партий в палате.
Конституционно-правовое положение личности. Гражданство.
Правовое регулирование гражданства в Великобритании имеет свои особенности. Когда речь идет о законодательстве, регулирующем вопросы гражданства, следует иметь в виду не только Закон о гражданстве 1981 г., но и закон 1948 г.
В соответствии с Законом 1981 г. устанавливаются следующие категории гражданства:
I. Граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
II. Граждане британских зависимых территорий.
III. Граждане британских заморских территорий.
Специальный статус предусматривается для:
1) лиц под британской защитой;
2) лиц, проживавших в третьих странах и имевших британское гражданство по закону 1948 г., но утративших его в связи с принятием законов о гражданстве в государствах их постоянного проживания (в основном проживающие в Шри-Ланке, Индии, Пакистане).
Способы приобретения гражданства:
1) по рождению считается британским гражданином ребенок, родившийся на территории Великобритании, если хотя бы один из его родителей является британским гражданином или постоянно проживает в Соединенном Королевстве;
2) по происхождению считается британским гражданином ребенок, родившийся вне территории Великобритании, если хотя бы один из его родителей является британским гражданином, но не по происхождению, так как приобретение британского гражданства по происхождению возможно лишь в одном поколении;
3) путем натурализации приобретают гражданство совершеннолетние лица, удовлетворяющие требованиям, установленным Законом 1981 г.: а) проживание на территории Великобритании не менее пяти лет с выездом на срок не более 450 дней; б) отсутствие на территории Великобритании не более 90 дней в течение 12 месяцев со дня подачи заявления о принятии в гражданство; в) хороший характер; г) достаточное знание одного из трех языков: английского, шотландского или валлийского; д) намерение постоянно проживать в Великобритании или поступить на службу (работу), связанную с постоянным пребыванием в стране.
4) путем регистрации приобретают гражданство: а) несовершеннолетние лица, родившиеся на и вне территории Великобритании, но не ставшие британскими гражданами по разным причинам, однако имеющие на это право по закону; б) совершеннолетние лица, являющиеся гражданами британских зависимых и заморских территорий, лица, находящиеся под британской защитой и проживающие в третьих странах, но имевшие британское гражданство по Закону о гражданстве 1948 г., при их соответствии требованиям по срокам пребывания на территории Великобритании.
Утрата гражданства происходит двумя способами: а) путем отказа от гражданства; б) в результате лишения гражданства.
Права и свободы граждан. Британское понимание прав человека имеет две основные характеристики: 1) юридические права индивидуума — это остаток его свобод после того, как они были формализованы законом и правоприменительной практикой; 2) главным в институте прав человека является не формальное закрепление их обширного перечня в законе, а эффективные судебные и внесудебные средства их защиты. В британском конституционном праве не существует единой классификации прав и свобод граждан. Традиционное деление на личные, политические, экономические и социальные права и свободы применимо к Великобритании с оговорками, хотя все эти права, безусловно, закрепляются британским правом. Для англичан права и свободы — это прежде всего индивидуальные права, ограничиваемые государством в силу общественного договора и вытекающие из принципа: каждый может делать то, что не запрещено правовыми нормами.
Свобода личности - означает право не подвергаться тюремному заключению, аресту или любому другому физическому ограничению свободы без надлежащих юридических оснований и гарантий от произвола. Свобода личности означает не только личную неприкосновенность, но и свободу частной жизни. Это понятие включает в себя тайну переписки и телефонных переговоров; защиту от электронных средств контроля за личной жизнью; свободу совести и вероисповедания. Предоставляя законодательные и судебные гарантии осуществления этих прав, государство одновременно устанавливает и определенные ограничения, обусловленные деятельностью полиции и спецслужб по обеспечению правопорядка и национальной безопасности.
Право собственности - право на защиту частной собственности в любой ее форме от произвола государства, физических и юридических лиц; неприкосновенность и запрет на проникновение в жилище без законных на то оснований. Право собственности означает, что государство может изымать часть собственности граждан в виде налогов лишь на основе законодательства. Ограничения права собственности допускаются лишь путем принятия законов, и в основном это затрагивает земельную собственность в связи с необходимостью обеспечения публичных интересов.
Свобода слова - право гражданина излагать свои мысли в устной, письменной и иной любой форме независимо от государства и других граждан.
Свобода прессы, теле- и радиовещания, свобода выражения в театре, кино, видеозаписях. Законодательство устанавливает ограничения по возрасту, в связи с необходимостью защиты общественной морали. В основном это касается непристойных выражений и порнографических сцен в теле-, кино- и видеопродукции.
Свобода собраний и ассоциаций - право участвовать в публичных митингах, шествиях и демонстрациях, а также право организовывать и участвовать в деятельности политических партий, профсоюзов, добровольных обществ и других общественных организаций. Участие в шествиях, демонстрациях и митингах может быть законным и незаконным в зависимости от их целей, порядка организации и проведения. Запрещаются военизированные, фашистские и террористические организации.
Социальные права - право на равную плату за равный труд; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на образование; право на здоровье и защиту от загрязнения окружающей среды и некоторые другие.
Политические партии и партийная система. Политические партии представляют собой общественные объединения граждан, создаваемые для выражения их политических интересов. Важнейшим назначением - участие в выборах. Действует двухпартийная система, т. е. основную борьбу за представительство в Парламенте и в местных органах власти ведут две основные политические партии(Консервативная партия и Лейбористская партия).
Правовую основу деятельности политических партий составляет конституция (в части политических прав граждан) и текущее законодательство, регулирующее отдельные аспекты их деятельности, преимущественно финансовые. Финансовую основу деятельности политических партий составляют пожертвования юридических и физических лиц.
Консервативная партия - наиболее крупная и старая политическая партия Великобритании. Официально членство в ней не оформляется, членские билеты не выписываются и партийные взносы не уплачиваются, не имеет постоянной программы и устава. Функцию партийной программы выполняют предвыборные манифесты, содержащие программные положения консерваторов на предстоящих выборах. Структура: центральные и местные организации. Социальная основа: крупные финансовые, земельные и промышленные собственники, часть государственных служащих, интеллигенции и рабочей аристократии.
Лейбористская партия - политическая организация социал-демократического характера, играющую наряду с Консервативной партией главную роль в двухпартийной системе Великобритании. Существует индивидуальное и коллективное членство. Имеет Устав. Постоянной программы нет. Программное положение формулируется в период предвыборных кампаний исходя из программной цели — построения справедливого демократического общества с динамичной экономикой. Социальная основа: работающие в промышленности и других секторах экономики наемные работники с малым и средним уровнем доходов. Важную роль в деятельности Лейбористской партии играют профсоюзы.
Партия либеральных демократов - политическая организация, социальная основа: мелкие и средние предприниматели, часть интеллигенции и государственных служащих. Не имеет постоянной программы. Ее предвыборные лозунги сочетают в себе подходы и консерваторов и лейбористов. Организационно партия состоит из ежегодной конференции и партийных ассоциаций в избирательных округах.
Социал-демократическая партия создана в 1981 г. в результате выхода из Лейбористской ее правого крыла. Постоянной или долгосрочной программы партия не имеет, а по политическим ориентирам близка Консервативной партии. Организационно состоит из ежегодной конференции и местных ассоциаций.
Партия Плайд Кимру (Свободный Уэльс) представляет собой созданную в 1925 г. политическую организацию националистического характера, основная цель которой — добиться полного самоуправления Уэльса. Высшим органом партии является ежегодная конференция. В период между конференциями эту функцию выполняет Национальный совет, состоящий из представителей партийных комитетов, которые осуществляют руководство первичными партийными организациями.
Шотландская национальная парти я создана в 1934 г. с целью получения Шотландией самоуправления (по сути — независимости) в рамках Британского Содружества Наций и осуществления контроля за национальными ресурсами. Высшими органами партии являются ежегодная конференция и Национальный совет. Партия имеет первичные организации, действующие лишь в период выборов, и ассоциации в избирательных округах, функционирующие постоянно и состоящие из представителей первичных организаций. На основе первичных организаций и ассоциаций формируется Национальный совет, собирающийся на заседания между конференциями четыре раза в год. Постоянно функционирует Национальный исполнительный комитет.
Особенности принципа разделения властей: 1. Нет строгого разделения властей. Монарх - часть каждой из ветвей власти, формально-юридически монарх является составляющей всех ветвей власти. 2. Члены Правительства являются членами законодательного органа власти, обладают полномочиями издавать акты делегированного законодательства. 3. Палата лордов является не только второй палатой Парламента, но и высшей судебной апелляционной инстанцией Великобритании. 4. Тайный совет — совещательный, исполнительный орган при монархе — в лице своего Судебного комитета является высшей инстанцией для рассмотрения апелляций на решения церковных судов и медицинских трибуналов. Он обладает также специальной юрисдикцией
Парламент состоит из двух палат: Палаты общин и Палаты лордов.
Палата общин: срок 5 лет, всеобщие, равные выборы при тайном голосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства. Могут быть общими, т. е. проходящими одновременно на всей территории страны, или промежуточными, т. е. проводимыми дополнительно в отдельных избирательных округах в связи с вакансией депутатского мандата.
Порядок выборов: 1) вручение приказа о выборах "чиновникам по выборам"(в городах - мэры, в графствах — шерифы). Приказ вручается лордом-канцлером и содержит распоряжение о времени проведения выборов. "Чиновники по выборам" издают уведомления, в которых граждане, проживающие на подведомственной им территории, информируются о месте и времени проведения выборов.
Пассивным избирательным правом пользуются граждане, достигшие 21 года и обладающие правом голоса. Исключение: священники англиканской церкви, лица, находящиеся на государственной службе, банкроты.
Баллотируемый: представляет "чиновнику по выборам" документ о выдвижении и вносит избирательный залог. Если кандидат набирает менее установленного законом процента голосов избирателей (5%), залог не возвращается.
2) начало избирательной кампании в округе(2-3 кандидата). Побеждает тот, кто наберет большинство из всех.
Число избираемых депутатов Палаты общин соответствует количеству избирательных округов (в 1997 г. — 659).
Спикер Палаты общин - должностное лицо, избираемое палатой из числа своих членов, обладает большим авторитетом и обеспечивает связь между общинами и монархом. Кандидатура Спикера должна быть одобрена монархом, с которым этот вопрос предварительно обсуждается. Полномочия: • обеспечивает взаимодействие между Палатой общин и монархом, Палатой общин и Палатой лордов; • осуществляет руководство работой Палаты общин и обеспечивает равные права на участие в этой работе депутатов, в частности составляющих меньшинство Палаты; • дает советы и разъяснения по правилам процедуры Палаты общин; • обладает дисциплинарными полномочиями в отношении нарушителей порядка в Палате; • подтверждает правильность процедуры преодоления вето Палаты лордов; • удостоверяет финансовый характер законопроекта, рассматриваемого Палатой общин. Спикер Палаты общин не участвует в дебатах. Не принадлежит ни к одной из представленных в Палате политических партий. Помощники: три заместителя и клерк(должностное лицо, одновременно выполняющее функции секретаря Палаты и советника Спикера по вопросам процедуры и парламентских привилегий).
Вопросы поддержания порядка и обеспечения безопасности в Палате общин возложены на пристава.
Комитеты Палаты общин: 1) Комитеты всей Палаты - представляют собой Палату общин в полном составе, заседание проводится не под руководством Спикера, а во главе с избираемым председателем(принятии решений конституционного значения). 2) Постоянные комитеты(16—50 депутатов) - формируются Комитетом по отбору для рассмотрения конкретных законопроектов. 3) Отобранные комитеты(4 вида) - формируются из числа депутатов после консультаций с руководителями партийных фракций и осуществляют функции, делегированные им Палатой общин. Виды: а) комитеты, рассматривающие публичные законопроекты или осуществляющие экспертизу по наиболее важным вопросам, составляющим предмет будущего законодательства; б) комитеты, рассматривающие частные законопроекты; в) сессионные комитеты, создаваемые в начале каждой сессии Палаты для рассмотрения определенных вопросов или выполнения функций постоянного характера; г) комитеты по контролю за деятельностью министерств. 4) Совместные комитеты обеих палат Парламента, формируемые из их представителей и создаваемые для рассмотрения неполитических вопросов и некоторых видов законопроектов, например консолидированных биллей.
Палата лордов — вторая палата Парламента, члены - "пэры", титул и место в Палате передается по наследству. Четыре вида членства: 1) духовные лорды: архиепископы Йоркский и Кентерберий-ский и епископы англиканской церкви (26); 2) лорды-юристы (12); 3) наследственные пэры: герцоги, маркизы, графы, виконты и бароны (точное число их меняется по естественным причинам. В целом наследственные пэры составляют более 60% от общего числа членов Палаты лордов); 4) пожизненные пэры (около 36% членов Палаты лордов). Титул даруется монархом по рекомендации Премьер-министра.
Глава Палаты лордов - Лорд-канцлер, входящий в состав Кабинета и назначаемый монархом по предложению Премьер-министра сроком на пять лет. Лорд-канцлер не имеет дисциплинарных и каких-либо иных прав по организации и контролю за дебатами, происходящими в Палате лордов. Эти полномочия осуществляются Палатой самостоятельно на основании привилегий ее членов и под руководством Лидера палаты, которым становится лидер ее наиболее крупной партийной фракции. Лорд-канцлер осуществляет важнейшие функции в различных областях государственной жизни: а) имеет право участвовать в дебатах и выступать от имени Правительства, когда Палата лордов заседает как Комитет всей палаты; б) оценивает в предварительном порядке запросы (обращения) пэров, направляемые в Комитет по привилегиям; в) является главным советником Правительства по вопросам правосудия и применения конституции; г) возглавляет судебную власть, председательствуя в Палате лордов, заседающей в качестве Высшей апелляционной инстанции, и в Судебном комитете Тайного совета при монархе и т.п. Заместители: 2, избираются ежегодно Палатой в начале сессии.
Палата лордов создает комитеты, рассматривающие различные вопросы ее компетенции. Функции Палаты лордов: 1) законодательные;