Великобритания

США

Соединенные Штаты Америки — крупнейшая мировая дер­жава с развитой демократической государственностью и прочны­ми правовыми традициями.

Краткое содержание: США – президентская республика, относительно централизованная федерация. Конституция США 1787г. Принцип разделения властей в его “жестком” варианте. Законодательная власть: Конгресс США – палата представителей и сенат. Исполнительная власть: президент, вице-президент, министры. Судебная власть: федеральная система и судебная система штатов. Местное самоуправление и управление. Штаты-графства – тауны и тауншипы.

Государственный строй США - основан на идеях демократии и защиты прав че­ловека. Высшая законодательная власть принадлежит двухпалатному Конгрессу, исполнительная — Пре­зиденту США, судебная — Верховному суду США. По форме правления США являются президентской республикой, по форме государственного устройства — федерацией. Преамбула Консти­туции указывает на основные цели американского государства: установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благо­денствию и закрепить блага свободы. США — демократическое, федеративное, правовое, светское государство(т.е., в США нет го­сударственной религии и признается свобода вероисповедания и всех конфессий) с республиканской формой правления и разделением властей. США — договорная федерация, образованная ранее незави­симыми штатами для решения общих дел. Федерация не является способом решения каких-либо национальный проблем (ни один штат не является государственно-национальным образованием), рассматривается как разумная децентрализация власти и прибли­жение ее к народу.

Особенности США: 1. Была принята первая в мире демократическая конституция. 2. В Конституции отсутствует какое-либо указание на капита­листический или иной характер общественного строя. Считается, что в этом нет необходимости, поскольку общество образуется из свободных людей, обладающих неотъемлемыми правами и совер­шающих любые не запрещенные законом действия. Совокупность этих прав и деятельности как раз и образует общественный строй, любая конституционная характеристика которого означала бы иде­ологическое принуждение людей к конкретному поведению, что отрицало бы их свободу. 3. Конституция США принята от имени народа, в ней впервые в мире закреплена формула "Мы, народ Соединенных Штатов...". 4. В отличие от многих развитых стран США не считают свое государство социальным. В Конституции не закрепляются какие-либо социальные права граждан, не указывается на социальную направленность деятельности государственных органов. 5. Впервые в истории конституционного права Верховный суд взял на себя функцию проверки законов с точки зрения их соответствия Конституции США. 6. В США насчитывается самое большое число судей и судебных адвокатов, сложилась развитая, хотя и очень сложная судебная система с высоким уровнем демократи­ческих процессуальных гарантий; страну иногда называют "госу­дарством судей", отмечая тем самым не только полновластие американских судов, но и доверие населения к этим органам го­сударственной власти. 7. Особенностью судебной системы США является ее дуализм. На территории каждого штата действуют и суды данного штата, и федеральные суды.

Конституция США - закрепила форму правления, систему высших органов государственной власти, права и свободы граждан, основы федерализма(с 1776г.). Структура: Преамбула, 7 статей, 27 поправок. Статья I, состоит из 10 раз­делов, посвящена законодательной власти, статья II (4 раздела) — исполнительной, статья III (3 раздела) — судебной, статья IV (4 раздела) — основам федерализма. Существуют короткие ста­тьи о порядке принятия поправок к Конституции, о характере верховного права и обязанности для всех поддерживать Консти­туцию, о порядке вступления в силу Конституции. Конституционный контроль в США основан на обычае, он не имеет законодательной основы, но тем не менее признается важнейшим принципом конституционной системы. Поправки конституции США закрепляют естественные права граждан, процесс судопроизводства и т.п.

Избирательная система. Важнейший элемент демократии - свободные выборы(федеральных, штатных и мес­тных гос.органов). Избирательная система(Президента, Конгресса США и т.п.) устанавливается зако­нодательным органом самого штата.

Регулирование Конституцией избирательной системы затра­гивает пассивное(определенные требования к кан­дидатам при выборах) и активное избирательное право(запрет расовой дискриминации, предоставление избирательного права женщинам и т.п.). Активное избирательное право принадлежит всем лицам, имеющим гражданство США, достигшим 18 лет и проживающим в данной местности в течение определенного времени (для прези­дентских выборов — 30 дней, для других выборов — от трех меся­цев до одного года). Лишены права голосовать душевнобольные и осужденные. В некоторых штатах в местных выборах не участву­ют бедняки (пауперы).

В США действует всеобщее и равное избирательное право.

Регистрация избирателей производится органами местного управления (графства или города) или специальными избиратель­ными комиссиями. Для регистрации устанавливается срок (за месяц до выборов). Многие из зарегистрированных избирате­лей на выборы не являются (так называемый абсентеизм); даже на президентских выборах обычно отсутствует свыше 40 процен­тов избирателей.

Системы выдвижения кандидатов. Устанавливаются законами штатов в зависимос­ти от уровня выборов в органы власти (федеральные, штатные или местные): Петиционная - под документом о выдвижении кандидата собирают установленное законом число подписей избирателей. Петиционная система - относительно эффективна только для выдвижения кандидатов в местные органы власти, поскольку организовать сбор подписей под петицией в пользу единого кандидата в масштабе штата, страны без мощной организации, вопреки позициям основных партий практически невозможно. Архаичная система - выдви­жения кандидатов на партийных собраниях и съездах (конвентах) различных уровней. Система первичных выборов (праймериз) - избирателями штата утверждается партийный кандидат на пост Президента США, которого данная партий­ная организация штата представляет национальному съез­ду партии (этот съезд отбирает одного кандидата для участия во "вторичных", т. е. в собственно выборах). Т.о., на первичных выборах(длятся в штатах с февраля по июнь каждого выборного года) фактически предопределяются канди­даты на пост Президента США от каждой партии.

Организация выборов. Имена кандидатов, выдвинутых на выборные должности, вносятся в избирательный бюллетень или закладываются в маши­ну для голосования. В большинстве штатов применяются машины для голосова­ния(кабина с кнопками против альтерна­тивных кандидатов, избиратель - нажимает соответствующие кнопки, что облегчает процесс голосования, уменьшает мошенничество при подсчете голосов). Организация выборов характеризуется шумной и красочной пропагандистской кампанией, широким использованием радио- и телевизионных средств.

Определение результатов голосования. Мажори­тарная система относительного большинства, т. е. когда побеж­дает тот кандидат, который получил больше любого другого хотя бы на один голос. Штаты не устанавливают минимального числа избирателей, ниже которого выборы признавались бы несостояв­шимися.

Финансирование выборов. Федеральное законодательство ограничивает расходы по вы­борам Президента, сенаторов и членов Палаты представителей. Частное лицо может сделать взнос в предвыборный фонд одного кандидата в размере не более 1 тыс. долл., общая сумма таких взносов в фонды кандидатов, партийных комитетов и различных предвыборных организаций не должна превышать 25 тыс. долл. в течение года. Взнос в предвыборный фонд одного кандидата от "комитета политического действия", создающегося банками, ком­паниями, профсоюзами и др., не может превышать 5 тыс. долл.

Конгресс: Сенат и Палаты представителей - органы народного представительства. Избрание: на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выражает: интересы всего американского народа, интересы штатов, объединенных в федеративное государ­ство, идеи народовластия и представительной демократии. Имеет исключительное право издавать законы, исполнение и при­менение которых обязательно на всей территории США. Входят 2 полит. партии: Президента и оппозиция. Деятельность Конгресса: связана с общественностью, СМИ(обсуждения актуальных общественных и меж­дународных проблем).

Структура и порядок образования. Бикамерализм(двухпалатная основа), каждая палата как бы сдерживает "горячность" другой и способна ее поправить. Палаты формально равноправны, каждая из них имеет специальную компетенцию, по-разному представляет население страны (Палата представителей — про­порционально численности населения штатов, Сенат — на осно­ве равенства представительства штатов). Срок полномочий сенаторов — 6 лет, Президента США — 4 года, Палаты представителей — 2 года.

Сенат - верхняя палата Конгресса, избирается населением штатов. От каждого из 50 штатов, независимо от численности их населения, избирается по 2 сенатора. Председателем Сената – Вице-Президент. Все сенаторы избираются сроком на 6 лет, но полного обновления состава Сената никогда не происходит: каждые 2 года обновляется только одна треть. Сенатором может быть избран любой гражданин США со ста­жем гражданства не менее 9 лет, достигший 30-летнего возраста и проживающий в пределах своего штата. Председательствуя в Сенате, Вице-президент США - олицетворяет связь законодательной и исполнительной влас­тей, ведет заседания, направляет законопроекты в комитеты, подписывает принятые Палатой законопроекты и др., голосу­ет только в тех случаях, если мнения сенаторов разделились поровну.

Палата представителей(нижняя палата Конгресса) избира­ется населением штатов в составе 435 человек сроком на 2 года. В настоящее время один конгрессмен избирается примерно от 600 тыс. жителей. Членом Палаты представителей может быть избран любой гражданин США со стажем гражданства не менее 7 лет, достиг­ший 25-летнего возраста и проживающий в том штате, от которо­го он баллотируется (как правило, он должен проживать и в соот­ветствующем избирательном округе). Палату представителей возглавляет Спикер, избираемый са­мой Палатой (фактически ее партийным большинством). Это тре­тье лицо в государстве (после Президента и Вице-президента). Он наделен широкими полномочиями (ведет заседания, направля­ет законопроекты в комитеты, имеет право голоса, поддерживает связь с Президентом и пр.).

Партийные органы - играют главную роль в организации работы каж­дой палаты, действуют самостоятельно и не подчиняются национальным исполкомам своих партий, хотя и тесно с ними связаны.

Положение депутатов. Сенаторы и члены Палаты представителей работают на про­фессиональной основе и не вправе заниматься предприниматель­ской деятельностью. Ни один из членов Конгресса не может зани­мать какую-либо должность в органах власти. Они получают де­нежное вознаграждение (индемнитет) и ряд льгот. Члены обеих палат имеют штат помощников и референтов, обладают неприкосновенностью (свобода от ареста), свободой слова и голосования, законодатель­ной инициативой.

Члены Конгресса независимы, мандат, полученный от из­бирателей, носит свободный, а не императивный характер(т.е. представляют всю нацию).

Комитеты. В каждой палате действует большое число постоянных и временных комитетов, комиссий, подкомиссий. Здесь центр обсуж­дения законопроектов, расследовательской деятельности. Постоянные комитеты (17 — в Сенате, 22 — в Палате представителей). Предметная компетенция каждого комитета рас­крыта в регламенте палаты (по ассигнованиям, обороне, иност­ранным делам, транспорту и др.). Они формируются из депутатов в том же партийном соотношении, что и в палатах. Председате­лем постоянного комитета всегда становится представитель партии большинства, обычно с наибольшим стажем пребывания в палате. Объединенные комитеты (Сенат и Палата представителей) - разрабатывают проекты законов, проводят со­вместное обсуждение некоторых вопросов. Согласительные комитеты – создаются для преодоления раз­ногласий между палатами. "Комитет всей палаты" (в Палате представителей для рассмотрения финан­совых биллей, в Сенате — международных договоров), это дает возможность палате, оставаясь в полном составе применять упро­щенную комитетскую процедуру рассмотрения вопросов, уходя от обязанности соблюдать более сложный регламент палаты.

Компетенция Конгресса (разд. 8 и 9 ст. I, в которой изложены предметы ведения и объем полномочий) делится на: Общую (осуществляется двумя палата­ми, заключается в принятии законов и резолюций по установ­ленным Конституцией предметам ведения), Специальную (ей обладает каждая палата в отдельности). Вопросы касающиеся компетенции Конгресса: 1) Финансы и бюджет(налоги, пошлины, сборы, акцизы, чеканка монет, займы, регулирова­ние банкротств, фед.бюджет и т.п.); 2) Регулирование экономики(хозяйствен­ная деятельность, внешняя торговля, транспорт, связи, трудо­вые отношения и др.); 3) Оборона и внешние сношения(вопросы войны и мира, армии, флота, внешне-полит.деятельность и т.п.); 4) Внутренняя жизнь(федераль­ные суды, почта, наука и др.); 5) Импичмент(процедура отрешения от дол­жности федеральных должностных лиц исполнительной и судеб­ной власти (Президента, судей и др.) за совершение государствен­ной измены и другие тяжкие преступления); 6) Избрание Президента и Вице-президента.

Специальные полномочия Сената: 1. утверждает назначения Президентом высших должно­стных лиц судебной и исполнительной власти (судей Верховного суда США, министров, послов и др. — всего примерно 300 долж­ностей); 2. обладает правом большинством в 2/3 голосов одобрять международные договоры для их последующей ратифи­кации Президентом. Специальный полномочия Палаты представителей: исключительное право вносить в Конгресс финансовые бил­ли(законопроекты, которые связаны с выделением на ка­кие-то цели государственных ассигнований).

Регламент – направляет деятельность палат, устанавливает процедуры ежедневных заседаний(последовательность, планы работ, прекращение заседаний, способы проведения голосования и т.п.)

Правовые акты Конгресса - законы и совместные резолюции. Эти акты входят в силу после принятия их двумя палатами и подписания Президен­том. Законы подразделяются на публичные(наиболее значительные, устанавливают общие правила), частные(регулируют вопросы, связанные с интересами отдельных лиц или корпораций). Совместные резолюции - решают относитель­но второстепенные вопросы: продлевают срок действия законов, исправляют ошибки в текстах законов, выделяют ассигнования на незначительные нужды и др. Но могут рассматривать более важные вопросы(оформлять при одобрении 2/3 голосов в обеих палатах при­нятие проекта поправки к Конституции и т.п.)

Законодательный процесс. Прохождение законопроекта в каждой палате начинается с его внесения. Правом законодательной инициативы обладают только депутаты (Президент вносит проекты законов через "своих" депу­татов, его законопроекты называют "инициативными биллями", и они пользуются правом приоритетного рассмотрения).

Стадии рассмотрения законопроектов: 1.Чтение(формальное внесение законо­проекта в палату, регистрация проекта руководителем аппа­рата(секретарем Сената или клерком Палаты представителей), передача проекта в соответствующий комитет. 2. В комитете билль подвергается детальному обсуждению с вызовом необходимых экспертов, в него вносятся поправки. По результатам обсуждения составляется доклад с рекомендациями палате. 3. Второе чтение - обсуждение билля и поправок, предложенных коми­тетом и депутатами, решается вопрос о принятии или отклонении поправок и о дальнейшем рассмотрении билля. 4. Третье чтение - оглашение окончательного подготов­ленного текста билля, после чего он ставится на голосование. 5. После одобрения билля палатой он передается в другую па­лату, где проходит те же стадии. В случае возникновения разно­гласий между палатами создается согласительный комитет, кото­рый вырабатывает общую позицию, представляемую палатам. Но если любая палата не соглашается с проектом, он отклоняется. Билль, одобренный двумя палатами, направляется на подпись Президенту. 6. Президент вправе подписать закрнопроект, и тогда он стано­вится законом, но вправе в течение 10 дней вернуть его в Конг­ресс (применить вето). Вето может быть преодолено повторным одобрением в каждой палате двумя третями голосов депутатов каждой палаты. Тогда проект становится законом и без подписи Президента. Если же Президент, получив законопроект, в тече­ние установленного срока (10 дней) не подписывает его, то про­ект также автоматически становится законом.

Президентская власть (разд. 1 ст. II), Исполнительная власть. Президент США - глава всей исполнительной ветви власти, т. е. все­го огромного федерального аппарата управления страной, глава госу­дарства, высшее должностное лицо страны. Президент независим, не подотчетен Кон­грессу, неподконтролен ему и несет ответственность только перед народом(НО сдерживается определенны­ми полномочиями Конгресса и Верховного суда).

Порядок избрания Президента. Может стать любой прирожденный (т. е. не натурализованный) граж­данин США, достигший 35-летнего возраста и проживающий в течение четырнадцати лет в Соединенных Штатах(реаль­ных требований к кандидату намного больше, но они носят скры­тый характер). Президент и Вице-президент не мо­гут быть жителями одного и того же штата. Выдвигаются известные политические деятели с опытом работы на крупных государственных постах (обыч­но из числа губернаторов штатов, сенаторов, генералов), тесно связанные с аппаратом своих политических партий, не радика­лы, не представители национальных меньшинств. Президент избирается сроком на четыре года, каждый високосный год в первый вторник после первого понедельника ноября месяца. Президент не может занимать свою должность более двух сро­ков подряд. Президент избирается косвенным путем. Избиратели голосу­ют за коллегию выборщиков, которая затем избирает Президента. Коллегия выборщиков включа­ет 538 выборщиков. Каждая по­литическая партия выдвигает в штате полный список своих кан­дидатов, и избиратели голосуют не за отдельных личностей, а за полный список. Для победы - достаточно от­носительное большинство голосов избирателей. Списки с результатами голо­сования подписываются в штате и в опечатанном виде направля­ются в Сенат, где 3 января следующего года происходит офици­альное провозглашение победивших на выборах Президента и Вице-президента США. Для победы кандидата на этой стадии тре­буется абсолютное большинство голосов выборщиков. Затем 20— 21 января в Вашингтоне происходит инаугурация, т.е. принесе­ние присяги и вступление Президента в должность.

Правовые гарантии: Неприкосновенность(сво­бода от ареста и уголовного преследования, пока он не будет отстранен от должности в соответствии с процедурой импичмента), вознаграждения(он не должен полу­чать какое-либо иное содержание), гос.охрана, резиденция(Белый дом), вы­сокая пенсия и др.блага, установленные законом.

Прекращение полномочий Президента:

• отстранение от должности(импичмент),

• смерть,

• отставка(личные причины, давление обстоятельств),

• неспособность осуществлять полномочия и обязанности по своей должности(письменное заявление).

«Закон о преем­ственности президентской власти». Последовательность лиц, замещающих пост Президента: Вице-пре­зидент, Спикер Палаты представителей, временный Председа­тель Сената, Государственный секретарь и далее все руководите­ли департаментов по хронологии создания этих департаментов(только если они отвечают всем конституционным требованиям, предъявляемым к Президенту).

Полномочия Президента (разд. 2 ст. II). Конституционные полномочия Президента могут быть систе­матизированы по следующим основным группам: 1. Представительские функции(осуществляет высшее представительство США внутри страны и в международных отношениях, право отсрочки исполнения приговоров и помилования за преступления против Соединенных Штатов, амнистии, воз­главляет разного рода церемонии, участвует в торжествах, праз­днествах, награждает высшими военными и другими наградами и т.п.); 2. Участие в законодательном процессе(право законодательной инициативы, право вето, направляет в Конг­ресс экономический доклад и проект федерального бюджета и т.п.); 3. Военные полномочия(Верховный главнокомандующий армии и флота, присуждает высшие воинские звания, производит назначения военачальников, формирует Объединен­ную группу начальников штабов родов войск (генеральный штаб), назначает министра обороны (гражданское лицо) и т.п.); 4. Внешнеполитические полномочия(формирует и осуществляет внешнюю политику, ведет сам или через своих пред­ставителей международные переговоры, назначает послов, консулов и представителей в международные организации, руководит внешнеполитической деятельностью госу­дарства и т.п.); 5. Назначения высших должностных лиц(примерно 300); 6. Чрезвычайное положение(право объявлять чрезвычайное положение — как в национальном масштабе, так и в отдельных штатах).

Акты Президента - обладают нормативным характером, во многом напоминающим законодательные акты Конгресса. В число основных актов, издавае­мых Президентом, входят: 1) исполнительные приказы - основываются на зако­нах или делегированных полномочиях и регулируют многие важные вопросы государственного управления; 2) планы; 3) инструк­ции; 4) директивы; 5) прокламации; 6) правила; 7) положения.

Вице-президент - второе лицо в государстве, избираемое вместе с Прези­дентом. Его конституционная обязанность состоит в том, что он председательствует в Сенате и замещает Президента, когда эта должность оказывается вакантной. Если должность Вице-прези­дента становится вакантной, то Президент назначает Вице-пре­зидента, который вступает в должность по утверждении боль­шинством голосов обеих палат Конгресса. Вице-президент работает под непосредственным руководством Президента, получая от него различные поручения, обычно свя­занные с председательством в различного рода комиссиях.

Система органов исполнительной власти. Администрация президента. Звенья:

1. Кабинет и департаменты. Кабинет состоит из руководителей департаментов. Кабинет - совещательный орган при Президенте, который созывается и обсуждает вопросы по личному его усмотрению. Кабинет не при­нимает никаких правовых актов и не публикует своих протоко­лов, все его решения, если они принимаются, оформляются ак­тами Президента. С уходом Президента в отставку прекращает свое существование и кабинет. Состав кабинета (13 руководите­лей департаментов): государственный секретарь (воз­главляет государственный департамент, т. е. фактически министер­ство иностранных дел), министры финансов, юстиции (генераль­ный атторней, которому подчинено Федеральное бюро расследо­ваний), обороны (ему подчиняются министры армии, флота и военно-воздушных сил, не входящие в состав кабинета), внут­ренних дел, торговли, сельского хозяйства, труда, здравоохра­нения и социальных служб, жилищного строительства и городс­кого развития, транспорта, образования, энергетики.

2. Исполнитель­ный аппарат Президента(ИАП) - создается реорганизационными планами Президента или его рас­поряжениями. Включает: несколько структурных подразделений и большое число советников, помощников и референтов Президен­та (всего около 2 тыс. человек). Обязанности: оказывать помощь Прези­денту в связях с общественностью, Конгрессом и прессой; опреде­лять бюджетную политику и координировать позиции органов ис­полнительной власти перед Конгрессом; информационно обеспе­чивать принятие решений Президентом, представляя ему как можно более широкий спектр мнений, осуществляя консульта­ции при планировании и анализе приоритетных направлений по­литики и др.

Подразделяется на 14-16 подразделений, примеры:

1) Совет национальной безопасности (СНБ), Совет по внутренней политике, Совет по международной экономической политике. Состоит: Президент, Вице-президент, государственный сек­ретарь, министр обороны, некоторые руководители ведомств военного профиля; на его заседания приглашаются начальник объединенной группы начальников штабов (это высшая военная должность в вооруженных силах США), директор Центрального разведывательного управления. Задачи: разрабатывает военные программы, координирует военную и внешнюю политику.

2) Служба Белого дома.

3) Служба Вице-президента.

4) Административно-бюджетное управление и др.

3. Исполнительные (независимые) агент­ства. Включают(всего 50): Националь­ное управление трудовых отношений, Информационное агентство, Агентство национальной безопасности, Федеральная резервная система, Национальное агентство по аэронавтике и космосу, Ко­миссия по атомной энергии, Комиссия гражданской службы, Ко­миссия гражданской авиации и др.

Государственная служба. «Закон о ре­форме гражданской службы». Гос.служащие – получают официальные ранги, пользуются правовыми, соц.гарантиями, придерживаюся кодекса этики правительственной службы.

Судебная власть. «Закон о судебной системе». Судебные органы - самостоятельные и независимые носители широких властных полномочий. Судебная власть выполняет функцию противовеса возможным неконституционным актам и действиям законодатель­ных и исполнительных органов, обеспечивает конституционную законность и защиту прав граждан. В стране может существо­вать только один Верховный суд и такое количество нижестоя­щих судов, какое сочтет необходимым учредить Конгресс. Заложены основы строго централизованной и единой феде­ральной судебной системы, исключающей создание на уровне федерации каких-либо параллельных высших судебных органов. Закреплена несменяемость судей, поскольку они вправе занимать свои должности, пока поведение их "безупречно". Судебная власть рас­пространяется практически на все виды споров, включая споры, стороной в которых выступают США, между двумя или более штатами, между штатом и гражданами других штатов, между гражданами различных штатов, между гражданами и иностран­ными государствами, между гражданами. Дуализм в судебной системе США(см. особенности США).

Федеральная судебная система состоит из трех звеньев: рай­онных судов, окружных судов, Верховного суда США. Так же входят специализированные суды. Все судьи федераль­ных судов назначаются Президентом США с одобрения Сената. Обладают исключительной юрисдикцией с гражданско правовой сфере, со спорами, с применением законов о банкротстве и т.п.

Районные суды - низшее звено федеральной судебной системы(уголовные и гражданские дела). Районных судов по стра­не насчитывается 96.

Апелляционные (окружные) суды (около 13) - выполняют про­верку решений районных судов, а также рассматривают жалобы на решения некоторых административных (квазисудебных) орга­нов (Национального управления трудовых отношений и др.).

Верховный суд США - занимает высшее место в иерархии судебных органов, а по своему положению в системе органов власти равнозначен Конгрессу и Президенту. Состоит из 9 судей (из них один Главный су­дья), назначаемых Президентом по совету и с согласия Сената, многие судьи занимают свою должность по 20—30 лет, так как фактически несменяемы. Сместить судью Верховного суда, как и других судей федеральных судов, можно только с помощью про­цедуры импичмента. Этим обеспечивается прочность и независи­мость судей высшего судебного органа, общественное положение которых по всеобщему признанию выше членов Конгресса и ми­нистров. Верховный суд является высшей апелляционной инстанцией, проверяющей приговоры и решения нижестоящих судов по воп­росам как права, так и факта. В то же время он выступает в качестве суда первой инстанции по всем спорам между двумя и более штатами, по делам послов, государственных посланников, консулов иностранных государств, по спорам между США и шта­том, по делам, возбуждаемым штатом против граждан другого штата и иностранцев.

Согласно Правилам Верховный суд принимает к рассмотрению дела в трех основных процедурах: а) в порядке апелляции, б) в порядке истребования, в) в порядке "удостоверения", когда в Верховный суд обра­щается какой-то апелляционный суд, желающий в процессуаль­ной форме получить разъяснение по конкретному правовому воп­росу в связи с конкретным делом.

Специальные федеральные суды: претензионный суд (рассматривает имущественные иски к Конгрессу и правительству США), суд по таможенным и патентным делам, налоговый суд, суд по делам военнослужащих. Эти суды имеют отдельную компетенцию с пра­вом вынесения окончательных приговоров и решений. Но в отно­шении всех таких приговоров и решений сохраняется апелляцион­ная юрисдикция Верховного суда США.

Судебная система штатов - создается на основе консти­туции этого штата и актов законодательного собрания, вследствие чего судебные системы штатов очень отличаются одна от другой.

Общей чертой судебной системы в каждом штате является то, что она состоит из нескольких инстанций (трех или четырех):

1. Низшие суды (мировые суды, суды магистратов, полицей­ские суды, суды мэрии и др.) рассматривают мелкие уголовные и гражданские дела.

2. Суды первой инстанции (суды графств, округов, городс­кие суды и др.) рассматривают основную массу уголовных и граж­данских дел.

3. Апелляционные суды (промежуточны­е) действуют в крупных штатах и выполняют надзорную функ­цию по отношению к нижестоящим судам. Эти суды часто рас­сматривают дела о выборах, правильность которых оспаривается.

4. Высшие (верховные) суды именуются по-разному, но все­гда являются высшей судебной инстанцией штата. Обладают апелляционной юрис­дикцией по отношению к решениям нижестоящих судов (обычно по существу рассматриваются только дела, по которым одной из сторон в споре является штат). Обладают правом конституционного надзора.

В различных штатах также действует большое число специ­альных судов (по делам о завещаниях, о сиротах, о наследстве и опеке, земельные суды, суды по семейным делам и др.).

Государственное устройство. США - фе­дерация, объединяющая 50 штатов. В состав государства входит Федеральный округ Колумбия (т. е. столица США — г. Ва­шингтон), несколько самоуправляющихся островных территорий (Гуам, Вирджинские острова и др.) и Пуэрто-Рико, имеющее ста­тус "свободно присоединившегося государства". Каждый штат имеет свою территорию, но в своей совокупности они образуют единую территорию США, которой вправе распоряжаться Конгресс США (разд. 3 ст. IV Конституции США). Американская федерация имеет договорную природу: эта федерация была создана 13 штатами, первоначально согласивши­мися на конфедерацию с сохранением своего суверенитета. Федерация носит открытый характер, Конгресс вправе при­нимать в нее новые штаты. Приоритет федеральных властей закреплен в Конституции США в форме так называемой "клаузулы о верховенстве" (ст. VI).

Разграничение полномочий федерации и штатов. Конституция США (разд. 8 ст. I) установила четкий перечень самых существенных предметов ведения, относящихся к исклю­чительной компетенции Конгресса. Все остальные предметы веде­ния относятся к компетенции штатов. К ведению штатов относится приня­тие своей конституции и законов, в том числе уголовных и многих гражданских, проведение выборов (в том числе Президента и Конгресса США), регулирование внутриплатной торговли, орга­низация здравоохранения и образования, дорожное строительство, установление местных налогов, установление местного управле­ния и судебной системы штата, охрана общественного порядка, создание национальной гвардии. Существует сфера совпадающих полномочий фе­дерации и штатов: налогообложение, социальное обеспечение, регулирование деятельности банков и др. Разграничение полномочий между федерацией и штатами не препятствует вмешательству центральных органов власти по многим вопросам в прерогативы штатов, что характеризуется заинтересованностью штатов в фи­нансовых дотациях из федерального бюджета, потребность в об­щегосударственных стандартах обеспечения армии, полиции и других правоохранительных органов и в других сферах.

Федеральная интервенция - федерация защищает каждый из штатов от вторжения, бес­порядков, сопровождающихся насилием.

Конституционно-правовой статус штата. Определяется Конституцией США и федеральны­ми законами, а также конституцией и законами самого штата. Каждый штат имеет свою систему высших органов государствен­ной власти (законодательных, исполнительных и судебных), свое гражданство (гражданин штата одновременно является гражда­нином США). Штат - унитарное государственное образо­вание, равноправный субъект федерации. Штат не вправе изменить республиканскую форму правления, пользуется защитой феде­ральной власти от внешнего вторжения. Система органов государ­ственной власти штатов строится на основе принципа разделения властей. Конституции штатов принимаются самостоятельно(референдумом).

Органы государственной власти. Законодательная власть в штатах принадлежит легислату­рам, избираемым населением на основе всеобщего, равного и пря­мого избирательного права при тайном голосовании. Легислатуры в штатах (кроме Небраски) двухпалат­ные, избираются на срок 2—4 года с полным или частичным обновлением. Нижние палаты именуются палатами представителей (или делегатов) и ассамблеями, верхние — сена­тами. Работают сессионно, т. е. соби­раются один раз в год на сессию сроком от 30 (штат Нью-Йорк) до 190 (штат Мичиган) дней. Главная функция легислатур — принятие законов, включая бюджет. В своей внутренней организации они в основном копиру­ют организацию федерального Конгресса. Нижнюю палату (в раз­ных штатах они насчитывают от 35 до 400 членов) возглавляет спикер, верхнюю членов — лейтенант-губернатор или выборный председатель. Законодательные органы имеют право на импич­мент в отношении губернатора штата и некоторых других должно­стных лиц.

Исполнительная власть - занимает ведущее место в системе органов власти. Выс­шим должностным лицом является губернатор, избираемый насе­лением из числа граждан штата (часто с требованием проживания в штате не менее 5—7 лет), как правило, достигших 30-летнего возраста. Для избрания на всеобщих выборах необходимо получить относительное боль­шинство голосов избирателей (только в трех штатах требуется абсолютное большинство). Срок пребывания в должности колеб­лется от 2 до 4 лет с возможностью (в ряде штатов) неограничен­ного избрания. Отстранение от должности происходит посредством импичмента.

Обязанности губернатора: контроль за исполнением законов, назначение на высшие долж­ности (иногда и судебные), руководство аппаратом исполнитель­ной власти, оказывает большое влияние на законодательный процесс в легис­латурах (имеют право вето, направляют послания, готовят основ­ную массу законопроектов, обладают правом созыва очередных и чрезвычайных сессий легислатуры) и т.п. Губернатор является главнокомандую­щим национальной гвардией штата, осуществляет связь с федеральным правитель­ством, представляет штат в торжественных случаях, обладает правом помилования. Ему подчиняется большой аппарат управле­ния, тесно связанный с федеральным аппаратом исполнительной власти и во многом от него зависимый.

Местное самоуправление. В США не существует единой системы местных органов вла­сти, поскольку каждый штат вправе решать этот вопрос по свое­му усмотрению в соответствии с установленной им же админист­ративно-территориальной системой. Господствующей является кон­цепция самоуправления, которая основывается на признании са­мостоятельности избранных населением органов управления в пре­делах своей компетенции. Компетенция местного самоуправления: благоустройство городов и поселков, организация школ и боль­ниц, охрана окружающей среды, обеспечение коммунальными услугами, строительство местных дорог и пр. Финансирование: собственные источники, правительство штатов, фед. правительство. Местное самоуправление - важный элемент демок­ратии и свободного гражданского общества. Администрация штатов прямо конт­ролирует органы местного самоуправления, чему способствуют партийные механизмы и финансовые дотации из бюджета штата.

Графства (>3000) - основные административно-территориальные единицы, на которые делятся штаты (кроме Род-Айленда и Коннектикута).

Системы самоуправления в графствах определяются консти­туциями и законами штатов. Существует две основные формы со­ветов графств: совет комиссионеров (избираются 3—5 членов Совета, кото­рые руководят всей практической работой по конкретным направ­лениям), совет контролеров (представительство в совете вы­борных должностных лиц муниципальных образований, входящих в графство).

Особенностью американской системы местного самоуправле­ния являются тауны и тауншипы, т. е. самоуправляющиеся об­щины, входящие в графство(около 16тыс.). Тауны создаются на базе одного или нескольких мелких го­родских поселений и окружающей сельской местности с неболь­шим населением. Основным органом управления является таун-митинг, т. е. собрание жителей (обычно раз в год). Тауншипы создаются в сельской местнос­ти, главным образом в штатах Среднего Запада. Система самоуп­равления предусматривает избрание совета и адми­нистраторов.

Формой местного самоуправления выступают специальные округа(>40 тысяч), создаваемые легислатурами штатов для осуществления управления по ряду конкретных вопросов.

Города. Статус города определяется легислатурой штата, вследствие чего критерии для отнесения того или иного поселения к катего­рии городов различны. Городом признается огромный мегаполис с населением в несколько миллионов жителей и городом считается (в некоторых штатах) поселок всего с 1 тыс. жителей. Как прави­ло, крупные города имеют свою хартию, т. е. своеобразную кон­ституцию, положения которой закрепляют некоторые традицион­ные привилегии и автономию. Города управляются муниципалите­тами, которые во многом напоминают системы управления частными корпорациями. Они вправе владеть и распоряжаться собственностью, делать и предоставлять займы, заключать кон­тракты.

Системы управления городами: 1. "мэр—совет "— население избирает однопалатный совет (от 5 до 50 чел.), который выполня­ет роль маленького парламента, созываемого примерно раз в ме­сяц, который издает акты, напоминающие законы. Избирает мэра (на 2—4 года), который воплощает исполнительную власть (иногда является председателем сове­та). Мэр и совет делят полномочия по назначению руководителей отделов и управлений, координируют их деятельность. Мэр обладает правом вето, составляет проект бюджета и др. 2. " совет—управляющий' (распространена в 40% городов) отличается от предыдущей тем, что управляющий, являющийся главой администрации, не изби­рается населением, а назначается советом из числа опытных ме­неджеров, т. е. выступает как наемное должностное лицо. Поэтому совет всегда вправе его уволить. В руках у управляющего прак­тически сосредоточена вся полнота власти, хотя при этом может существовать и выбираемый населением мэр, но только для чис­то представительских функций. 3. Комиссионная форма городского самоуправления (распространена менее других) отвергает разделение вла­стей, соединяя законодательные и исполнительные функции в руках единой комиссии. Эту комиссию в составе 5—7 членов на срок 2—4 года избирают жители города, она сама издает необхо­димые правовые акты и сама через членов комиссии организует их исполнение. Каждый член комиссии возглавляет управление в муниципалитете, действует бесконтрольно.

Метрополитенские регионы – образуются путем слияния нескольких самостоятельных муниципалитетов.

Великобритания

Краткое описание: Великобритания – парламентская монархия, сложное унитарное государство с автономными единицами. Конституция Великобритании: статуты, судебные прецеденты, конституционные обычаи, доктринальные источники. Законодательная власть: парламент – триединое учреждение – глава государства (монарх), палата лордов, палата общин. Исполнительная власть: монарх, правительство.

Политико-территориальное устройство. Организация власти на местах.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ир­ландии - унитарное государство, состоящее из Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. В Уэльсе и Шотландии действует самоуправления, в Северной Ирландии — независимость от Ве­ликобритании.Отношение центрального правительства: поиск оптимальных форм управления, сочетаю­щих централизованное и децентрализованное начало, при сохра­нении демократических и правовых традиций жизни единого го­сударства.

Парламент Шотландии наделен законода­тельными полномочиями по вопросам местного правительства, экономического развития, жилищного, сельского и лесного хо­зяйства, рыболовства, окружающей среды, здравоохранения, об­разования, спорта и искусств. Состав: 129 депутатов, 73 – по мажоритарной системе относительного большинства, 56 – по пропорциональной(партийные списки), сроком на 4 года.

Парламент Британии наделен полномочиями по вопросам конститу­ционного строя, внешней политики, обороны, национальной безо­пасности, финансово-экономической системы и обеспечения единого рынка товаров и услуг, социального обеспечения, регулирования транспорта и радиовещания остаются.

Исполнительная власть осуществляется правительством, формируемым на парла­ментской основе и подотчетным Парламенту Шотландии.

Ассамблеи Уэльса - не наде­ляется законодательными полномочиями, а получает лишь право расширительного толкования законов, принятых британским Пар­ламентом применительно к особенностям регионального развития Уэльса. К компетенции Ассамблеи отнесены вопросы здравоохране­ния, жилищного строительства, просвещения, культуры, спорта. Состав: 60 депутатов, 40 - по окру­гам, а 20 — по партийным спискам.

Характерной чертой правопорядка в Северной Ирландии является действие чрезвы­чайного законодательства, применение которого создает условия для превышения полномочий органами государства и нарушений прав граждан.

Особенности: 1. В отличие от других стран, где действующая писаная кон­ституция четко определяет предмет конституционного права, в Великобритании строго научного разграничения между конститу­ционным и всем остальным правом нет. 2. В Великобритании, в отли­чие от ряда других европейских стран (например, ФРГ, Австрии, Швеции, Португалии, Франции, Италии), нет отдельного зако­на, регулирующего деятельность политических партий. Термин "политическая партия" в законодательстве отсутствует. Партии функционируют в силу обычая.

Великобритании нет конституции в конк­ретном смысле, а действует конституция в абстрактном значении этого понятия. В абстрактном значении конституция — это сово­купность законов, прецедентов и конституционных соглашений, которые определяют: порядок формирования и полномочия органов государства, принципы взаимоотношений государствен­ных органов между собой и государственных органов и граждан.

Характерные черты конституц ии:

1) Британская конституция является единой для Соединенно­го Королевства Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирлан­дии.

2) Британская конституция является неписаной. Источниками конституционных норм являются: статуты; судебные прецеденты; конституционные со­глашения.

3) Конституция Великобритании является "гибкой" конститу­цией, поскольку в английском праве нет различия между "кон­ституционным" и "текущим" законом. Действует общий порядок принятия и изменения парламентских законов, которые не могут пересматриваться судами или объявляться неконституционными.

Статуты - категория актов, составляющих британскую конституцию, охватывает акты Парламента и акты делегирован­ного законодательства. Статуты как часть конституции можно представить следующим образом: 1) правовые акты; 2) парламентские законы; 3) акты делегированного законодательства.

Конституционные соглашения — это правила политической практики, которые считаются обязательными для тех, к кому они относятся, и ко­торые не являются юридическими законами, поскольку их выполнение не может обеспечиваться решением суда или палат Парламента.

Судебные прецеденты - содержащие принципы конституционного права, создавались в ходе обычной судебной практики. По рассмотрении конкретного дела суд выносит решение, часть которого составляет правило прецедента. В большинстве своем это решения Высокого суда (отделение коро­левской скамьи), Апелляционного суда и Палаты лордов.

Решение суда состоит из двух основных частей:

1) правило прецедента - регулирует и конституционный инсти­тут прав и свобод граждан (например, право на неприкосновен­ность жилища, право на частную собственность и др.)

2) попутно сказанное судьей.

Положения повлиявшие на конституционное право:

• Монарх не может своим решением объявить преступлением то, что таковым до этого не считалось.

• Прерогатива монарха не больше, чем это дозволено правом страны.

• Последовательные изменения в праве осуществляются путем принятия парламентского закона.

Труды авторитетных юристов - дополнительный источ­ник британской конституции.

Конституционные соглашения - не являются правовыми обычаями, поскольку, с одной стороны, не содержат норм права, а с другой стороны, не обладают качеством "старинности".

В случае, если возникает противоречие между конституци­онным соглашением и законом, то суд безусловно применяет по­ложение закона. Нарушение же конституционного соглашения влечет за собой не юридические, а политические санкции. Нарушение конституционного соглашения считается действием, нарушающим конституцию страны. Конституционные соглашения тесно связаны с конституционным правом. Прояв­ляется в том, что входящие в них нормы непосредственно влияют на характер содержания целого ряда парламентских законов. Конституционные соглашения влияют на су­дебную практику. Судьи при вынесении решения ссылаются на соответствующие конституционные соглашения. Конституционные соглашения можно представить в виде двух основных групп:

1) Конституционные соглашения, регламентирующие отно­шения монарх—Кабинет министров: а) монарх поручает лидеру партии или блока партий, побе­дивших на выборах в Палату общин, сформировать Правитель­ство; б) монарх назначает министров по рекомендации Премьер-министра; в) назначаемые министры образуют "Правительство", в рамках которого создается "Кабинет"; в его состав входят мини­стры, именуемые членами Тайного совета; г) монарх в осуществлении своих законных полномочий обязан сле­довать советам Кабинета в лице Премьер-министра; д) монарх обязан подписать законопроект, принятый Парламентом; е) Пра­вительство осуществляет свои полномочия до тех пор, пока оно не утратило доверие большинства членов Палаты общин; ж) министры несут коллективную ответственность перед Парламентом по общим вопросам политики Правительства и персональную ответственность за деятельность возглавляемых ими министерств.

2) Конституционные соглашения, регулирующие отношения между палатами Парламента:а) парламентское большинство не должно лишать возможно­сти высказываться парламентское меньшинство. Обязанность Спи­кера — следить за этим; б) замещение вакансий в комитетах Пар­ламента должно осуществляться пропорционально представитель­ству политических партий в палате.

Конституционно-правовое положение личности. Гражданство.

Правовое регулирование гражданства в Великобритании имеет свои особенности. Когда речь идет о законодательстве, регу­лирующем вопросы гражданства, следует иметь в виду не только Закон о гражданстве 1981 г., но и закон 1948 г.

В соответствии с Законом 1981 г. устанавливаются следующие категории гражданства:

I. Граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

II. Граждане британских зависимых территорий.

III. Граждане британских заморских территорий.

Специальный статус предусматривается для:

1) лиц под британской защитой;

2) лиц, проживавших в третьих странах и имевших британс­кое гражданство по закону 1948 г., но утративших его в связи с принятием законов о гражданстве в государствах их постоянного проживания (в основном проживающие в Шри-Ланке, Индии, Пакистане).

Способы приобретения гражданства:

1) по рождению считается британским гражданином ребенок, родившийся на территории Великобритании, если хотя бы один из его родителей является британским гражданином или постоян­но проживает в Соединенном Королевстве;

2) по происхождению считается британским гражданином ре­бенок, родившийся вне территории Великобритании, если хотя бы один из его родителей является британским гражданином, но не по происхождению, так как приобретение британского граж­данства по происхождению возможно лишь в одном поколении;

3) путем натурализации приобретают гражданство совер­шеннолетние лица, удовлетворяющие требованиям, установлен­ным Законом 1981 г.: а) проживание на территории Великобрита­нии не менее пяти лет с выездом на срок не более 450 дней; б) отсутствие на территории Великобритании не более 90 дней в течение 12 месяцев со дня подачи заявления о принятии в граж­данство; в) хороший характер; г) достаточное знание одного из трех языков: английского, шотландского или валлийского; д) на­мерение постоянно проживать в Великобритании или поступить на службу (работу), связанную с постоянным пребыванием в стране.

4) путем регистрации приобретают гражданство: а) несовершеннолетние лица, родившиеся на и вне терри­тории Великобритании, но не ставшие британскими граждана­ми по разным причинам, однако имеющие на это право по закону; б) совершеннолетние лица, являющиеся гражданами британ­ских зависимых и заморских территорий, лица, находящиеся под британской защитой и проживающие в третьих странах, но имев­шие британское гражданство по Закону о гражданстве 1948 г., при их соответствии требованиям по срокам пребывания на тер­ритории Великобритании.

Утрата гражданства происходит двумя способами: а) путем отказа от гражданства; б) в результате лишения гражданства.

Права и свободы граждан. Британское понимание прав человека имеет две основные характеристики: 1) юридические права индивидуума — это оста­ток его свобод после того, как они были формализованы законом и правоприменительной практикой; 2) главным в инсти­туте прав человека является не формальное закрепление их об­ширного перечня в законе, а эффективные судебные и внесудеб­ные средства их защиты. В британском конституционном праве не существует единой классификации прав и свобод граждан. Традиционное деление на личные, политические, экономические и социальные права и сво­боды применимо к Великобритании с оговорками, хотя все эти права, безусловно, закрепляются британским правом. Для англи­чан права и свободы — это прежде всего индивидуальные права, ограничиваемые государством в силу общественного договора и вытекающие из принципа: каждый может делать то, что не зап­рещено правовыми нормами.

Свобода личности - означает право не подвергаться тюремному заключению, аресту или любому друго­му физическому ограничению свободы без надлежащих юриди­ческих оснований и гарантий от произвола. Свобода личности означает не только личную неприкосно­венность, но и свободу частной жизни. Это понятие включает в себя тайну переписки и телефонных переговоров; защиту от электронных средств контроля за личной жизнью; свободу сове­сти и вероисповедания. Предоставляя законодательные и судеб­ные гарантии осуществления этих прав, государство одновремен­но устанавливает и определенные ограничения, обусловленные деятельностью полиции и спецслужб по обеспечению правопоряд­ка и национальной безопасности.

Право собственности - право на защиту частной соб­ственности в любой ее форме от произвола государства, физи­ческих и юридических лиц; неприкосновенность и запрет на про­никновение в жилище без законных на то оснований. Право собственности означает, что государство может изы­мать часть собственности граждан в виде налогов лишь на основе законодательства. Ограничения права собственности допускаются лишь путем принятия законов, и в основном это затрагивает земельную соб­ственность в связи с необходимостью обеспечения публичных ин­тересов.

Свобода слова - право гражданина излагать свои мыс­ли в устной, письменной и иной любой форме независимо от госу­дарства и других граждан.

Свобода прессы, теле- и радиовещания, свобода выражения в театре, кино, видеозапи­сях. Законодательство устанавливает ограничения по возрасту, в связи с необходимостью защиты общественной морали. В основном это касается непристойных выражений и порнографических сцен в теле-, кино- и видеопродукции.

Свобода собраний и ассоциаций - право участвовать в публичных митингах, шествиях и демонстрациях, а также право организовывать и участвовать в деятельности политических партий, профсоюзов, добровольных обществ и других общественных орга­низаций. Участие в шествиях, демонстрациях и митингах может быть законным и незаконным в зависимости от их целей, порядка орга­низации и проведения. Запрещаются военизиро­ванные, фашистские и террористические организации.

Социальные права - право на равную плату за равный труд; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на образова­ние; право на здоровье и защиту от загрязнения окружающей среды и некоторые другие.

Политические партии и партийная система. Политические партии представляют собой общественные объединения граждан, создаваемые для выраже­ния их политических интересов. Важнейшим назначением - участие в выборах. Действует двухпартийная система, т. е. основную борьбу за пред­ставительство в Парламенте и в местных органах власти ведут две основные политические партии(Консервативная партия и Лейбористская партия).

Правовую основу деятельности политических партий состав­ляет конституция (в части политических прав граждан) и текущее законодательство, регулирующее отдельные аспекты их деятель­ности, преимущественно финансовые. Финансовую основу деятельности политических партий состав­ляют пожертвования юридических и физических лиц.

Консервативная партия - наиболее круп­ная и старая политическая партия Великобритании. Официально член­ство в ней не оформляется, членские билеты не выписываются и партийные взносы не уплачиваются, не имеет постоянной программы и устава. Функцию партийной про­граммы выполняют предвыборные манифесты, содержащие про­граммные положения консерваторов на предстоящих выборах. Структура: центральные и местные организации. Социальная основа: крупные финансовые, земельные и промышленные собственники, часть государственных служащих, интеллигенции и рабочей аристокра­тии.

Лейбористская партия - политическая организация социал-демократического характера, играющую на­ряду с Консервативной партией главную роль в двухпартийной системе Великобритании. Существует индивидуальное и кол­лективное членство. Имеет Устав. Постоянной про­граммы нет. Программное положение формулируется в период предвыборных кампаний исходя из программной цели — построе­ния справедливого демократического общества с динамичной эко­номикой. Социальная основа: работающие в про­мышленности и других секторах экономики наемные работники с малым и средним уровнем доходов. Важную роль в деятельности Лейбористской партии играют профсоюзы.

Партия либеральных демократов - поли­тическая организация, социальная основа: мелкие и средние предприниматели, часть интеллигенции и государственных слу­жащих. Не имеет постоянной про­граммы. Ее предвыборные лозунги сочетают в себе подходы и кон­серваторов и лейбористов. Организационно партия состоит из ежегодной конференции и партийных ассоциаций в избирательных округах.

Социал-демократическая партия создана в 1981 г. в резуль­тате выхода из Лейбористской ее правого крыла. Постоянной или долгосрочной программы партия не имеет, а по политическим ориентирам близка Консервативной партии. Организационно состоит из ежегодной конференции и мест­ных ассоциаций.

Партия Плайд Кимру (Свободный Уэльс) представляет собой созданную в 1925 г. политическую организацию националистичес­кого характера, основная цель которой — добиться полного само­управления Уэльса. Высшим органом партии является ежегодная конференция. В период между конференциями эту функцию выполняет Нацио­нальный совет, состоящий из представителей партийных комите­тов, которые осуществляют руководство первичными партийны­ми организациями.

Шотландская национальная парти я создана в 1934 г. с це­лью получения Шотландией самоуправления (по сути — незави­симости) в рамках Британского Содружества Наций и осуществ­ления контроля за национальными ресурсами. Высшими органами партии являются ежегодная конферен­ция и Национальный совет. Партия имеет первичные организа­ции, действующие лишь в период выборов, и ассоциации в изби­рательных округах, функционирующие постоянно и состоящие из представителей первичных организаций. На основе первичных организаций и ассоциаций формируется Национальный совет, со­бирающийся на заседания между конференциями четыре раза в год. Постоянно функционирует Национальный исполнительный комитет.

Особенности принципа разделения властей: 1. Нет строгого разделения властей. Монарх - часть каждой из ветвей власти, фор­мально-юридически монарх является составляющей всех ветвей власти. 2. Члены Правительства являются членами законодательного органа власти, обладают полномочия­ми издавать акты делегированного законодательства. 3. Палата лордов является не только второй палатой Парламента, но и высшей судебной апелляционной инстанцией Великобритании. 4. Тайный совет — совещательный, исполнительный орган при монархе — в лице своего Судебного комитета является высшей инстанцией для рассмотрения апелляций на решения церковных судов и медицин­ских трибуналов. Он обладает также специальной юрисдикцией

Парламент состоит из двух палат: Палаты об­щин и Палаты лордов.

Палата общин: срок 5 лет, всеоб­щие, равные выборы при тайном голосовании на основе мажори­тарной системы относительного большинства. Могут быть общими, т. е. проходящими одновременно на всей тер­ритории страны, или промежуточными, т. е. проводимыми допол­нительно в отдельных избирательных округах в связи с вакансией депутатского мандата.

Порядок выборов: 1) вручение приказа о выборах "чиновникам по выборам"(в городах - мэры, в графствах — шерифы). Приказ вручается лордом-канцлером и содержит распоряжение о времени проведе­ния выборов. "Чиновники по выборам" издают уведомления, в которых граждане, проживающие на подведомственной им тер­ритории, информируются о месте и времени проведения выборов.

Пассивным избирательным правом пользуются граждане, до­стигшие 21 года и обладающие правом голоса. Исключение: священники англиканской церкви, лица, находящиеся на государственной службе, банкроты.

Баллотируемый: представляет "чиновнику по выборам" документ о выдвижении и вносит избирательный залог. Если кандидат набирает менее установ­ленного законом процента голосов избирателей (5%), залог не воз­вращается.

2) начало избирательной кампании в округе(2-3 кандидата). Побеждает тот, кто наберет большинство из всех.

Число избираемых депутатов Палаты общин соответствует количеству избирательных округов (в 1997 г. — 659).

Спикер Палаты общин - должностное лицо, избираемое палатой из числа своих членов, обладает большим авторитетом и обеспечи­вает связь между общинами и монархом. Кандидатура Спикера должна быть одобрена монархом, с которым этот вопрос предварительно обсуждается. Полномочия: • обеспечивает взаимодействие между Палатой общин и мо­нархом, Палатой общин и Палатой лордов; • осуществляет руководство работой Палаты общин и обеспечи­вает равные права на участие в этой работе депутатов, в ча­стности составляющих меньшинство Палаты; • дает советы и разъяснения по правилам процедуры Палаты общин; • обладает дисциплинарными полномочиями в отношении на­рушителей порядка в Палате; • подтверждает правильность процедуры преодоления вето Палаты лордов; • удостоверяет финансовый характер законопроекта, рассмат­риваемого Палатой общин. Спикер Палаты общин не участвует в дебатах. Не принадлежит ни к одной из представленных в Палате политичес­ких партий. Помощники: три заместителя и клерк(должностное лицо, одновременно выполняющее функции секре­таря Палаты и советника Спикера по вопросам процедуры и пар­ламентских привилегий).

Вопросы поддержания порядка и обеспечения безопасности в Палате общин возложены на пристава.

Комитеты Палаты общин: 1) Комитеты всей Палаты - представляют собой Палату об­щин в полном составе, заседание проводится не под ру­ководством Спикера, а во главе с избираемым пред­седателем(принятии решений конституционного значения). 2) Постоянные комитеты(16—50 депутатов) - формируются Комитетом по отбору для рассмотре­ния конкретных законопроектов. 3) Ото­бранные комитеты(4 вида) - формируются из числа депутатов после консультаций с руководителями партийных фрак­ций и осуществляют функции, делегированные им Палатой об­щин. Виды: а) комитеты, рассматривающие публичные законопроекты или осуществляю­щие экспертизу по наиболее важным вопросам, составляющим предмет будущего законодательства; б) комитеты, рассматриваю­щие частные законопроекты; в) сессионные комитеты, создавае­мые в начале каждой сессии Палаты для рассмотрения определен­ных вопросов или выполнения функций постоянного характера; г) коми­теты по контролю за деятельностью министерств. 4) Совместные комитеты обеих палат Парламента, формируемые из их представителей и создаваемые для рассмотрения неполитических вопросов и некото­рых видов законопроектов, например консолидированных биллей.

Палата лордов — вторая палата Парламента, члены - "пэры", титул и место в Палате передается по наследству. Четыре вида член­ства: 1) духовные лорды: архиепископы Йоркский и Кентерберий-ский и епископы англиканской церкви (26); 2) лорды-юристы (12); 3) наследственные пэры: герцоги, маркизы, графы, виконты и бароны (точное число их меняется по естественным причинам. В целом наследственные пэры составляют более 60% от общего числа членов Палаты лордов); 4) пожизненные пэры (около 36% членов Палаты лордов). Титул даруется монархом по рекомендации Премьер-министра.

Глава Палаты лордов - Лорд-канцлер, входящий в состав Кабинета и назначаемый монархом по предложению Пре­мьер-министра сроком на пять лет. Лорд-канцлер не имеет дисциплинарных и каких-либо иных прав по организации и контролю за дебатами, происходящими в Палате лордов. Эти полномочия осуществляются Палатой само­стоятельно на основании привилегий ее членов и под руковод­ством Лидера палаты, которым становится лидер ее наиболее крупной партийной фракции. Лорд-канцлер осуществляет важнейшие функции в различных областях государственной жизни: а) имеет право участвовать в дебатах и выступать от имени Правительства, когда Палата лордов заседает как Комитет всей палаты; б) оценивает в предварительном порядке запросы (обра­щения) пэров, направляемые в Комитет по привилегиям; в) явля­ется главным советником Правительства по вопросам правосудия и применения конституции; г) возглавляет судебную власть, пред­седательствуя в Палате лордов, заседающей в качестве Высшей апелляционной инстанции, и в Судебном комитете Тайного совета при монархе и т.п. Заместители: 2, избираются ежегодно Палатой в начале сессии.

Палата лордов создает комитеты, рассматривающие различ­ные вопросы ее компетенции. Функции Палаты лордов: 1) законодательные;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: