Котильон

Котильон — танец французского происхождения. Его первоначальные формы походили на бранль и состояли только из одной фигуры. Котильон начали танцевать в XVIII веке, но популярность он приобрел в XIX веке. К этому времени относится усложнение его композиции и появление огромного количества фигур.

Ни один бал в XIX веке не проходил без котильона. Обычно его танцевали во втором или третьем отделении вечера.

Котильон очень напоминает массовую танцевальную игру, возглавляемую одной парой, хорошо знающей танец. Пару эту называли ведущей, а кавалера — распорядителем. Ударами в ладоши он давал сигнал оркестру, назначал порядок фигур. От находчивости, вкуса и мастерства распорядителя зависел успех котильона. В середине века участникам котильона стали раздавать различные сувениры в виде значков, коробочек, игрушек, букетиков цветов.

Перед началом танца участники выстраиваются в колонну парами, проходят маршем и затем расходятся по линиям. Стоящие друг против друга пары образуют полукруг. Дамы располагаются по правую сторону от кавалера.


В фигуры котильона входили такие танцы, как вальс, мазурка, полька. Нередко котильон исполнялся между фигурами кадрили.

ФИГУРЫ КОТИЛЬОНА

Ломаный круг (вальс или променад)

Первая пара исполняет вальс или променад. Кавалер оставляет свою даму среди зала, выбирает двух кавалеров, и они составляют втроем круг около дамы. Кавалеры быстро вертятся в левую сторону. По знаку дама выбирает кавалера для танца; остальные возвращаются на свое место.

То же повторяют другие пары.

Платок

Фигуру начинает первая пара. После вальса или променада дама завязывает узелок на одном из четырех углов платка, который подносит к четырем кавалерам; тот, кто возьмет кончик с узелком, танцует с ней до ее места.

Фигура повторяется другими парами.

Крест (moulinet) (полька, мазурка)

Фигуру начинают первая и вторая пары. Кавалер и дама могут выбирать партнеров по своему желанию. Они составляют общий круг, двигаясь влево (8 тактов); кавалеры остаются на своем месте, дамы делают крестообразный круг (moulinet) и подают левую руку своим кавалерам.

Чтобы сделать круг на месте, дамы повторяют moulinet, приближаясь таким образом к кавалеру, с которым начали фигуру. Фигура заканчивается полькой или мазуркой.

Убегающая шляпа

Выход двух первых пар. Кавалер-распорядитель держит левой рукой за спиной шляпу. Другой кавалер держит в левой руке свернутую пару перчаток, которую, вальсируя, он должен бросить в шляпу. Если он попадет, то берет шляпу, а перчатки передает другому кавалеру, который должен повторить то же самое.


Шены вчетвером (полька, мазурка)

Четыре пары становятся в линию по две: одна против другой. В этом положении каждый кавалер исполняет английский подушен со своим визави; затем кавалеры делают со своими дамами круг на месте, после чего каждая пара должна обратиться к паре визави, которая стоит по правую сторону. Опять повторяют полушен, круг на месте и т. д. В конце фигуры все пары делают променад до своих первоначальных мест.

Контрданс

Четыре пары располагаются как при исполнении контрданса. Первая пара, танцуя вальс или польку, направляется сначала к паре, которая находится с правой стороны, затем к остальным, не меняя первоначальных па. Три другие пары повторяют ту же фигуру. По окончании фигуры все пары возвращаются на место.

Зигзаги

Восемь или десять пар встают в колонну на некотором расстоянии одна от другой. Дамы располагаются с правой стороны. Первая пара, зигзагом танцуя вальс, заканчивает свой ход у последней пары. Вальс продолжается до тех пор, пока первая пара не возвратится на свое первоначальное место.

Сидящие дамы

Посредине зала ставят два стула. Две первые пары танцуют вальс или променад. Кавалеры усаживают своих дам на стулья, выбирают двух других дам, танцуют с ними вальс по кругу и, отведя их на место, продолжают вальс со своими дамами. В то время, когда оставленные дамы возвращаются на свои первоначальные места, два следующих кавалера выполняют ту же фигуру.

Беседка

Одновременно на середину зала выходят четыре пары и составляют общий круг. Партнеры становятся друг к другу спиной, не разъединяя рук. Выходят другие четыре пары, образуя как бы внешний круг. Кавалеры первого и второго круга, стоящие визави, подают друг другу руки, образуя беседку. Стоящие визави дамы берутся за руки я бегут влево. По сигналу кавалеры опускают руки и прекращают дальнейшую перебежку дай. Дамы продолжают танец с теми кавалерами, перед которыми остановились.

Эту фигуру выполняет большое количество пар.


ЛАНСЬЕ

Лансье — английская кадриль. Как бальный танец известен с середины XIX века.

Танцующие располагаются в каре, как в старинных французских контрдансах. Исполнять лансье могут несколько каре. Пары располагаются квадратом: первая пара напротив второй (эти пары называются визави),

направо от первой — третья пара, против третьей — четвертая (контрвизави) (рис. 35).

Кадриль состоит из пяти фигур: Первая фигура la Dorset, музыкальный размер 6/8 Вторая фигура la Victoria, музыкальный размер 2/4. Третья фигура les Moulinets, музыкальный размер 6/8 Четвертая фигура les Visites, музыкальный размер 6/8-Пятая фигура les Lanciers, музыкальный размер 2/4. Движения кадрили построены на chassй и pas йlevй. Перед каждой фигурой исполняется интродукция в восемь тактов: пятая фигура начинается без интродукции.

Первая фигура (музыкальный размер в/в)

8 тактов. Интродукция. Первые четыре такта танцующие должны выждать. На пятый и шестой такты кавалеры и дамы делают друг другу поклон — кавалеры вправо, дамы влево; на седьмой и восьмой такты становятся на свои места.

8 тактов. Первый кавалер и вторая дама делают chassй и два pas йlevй вперед, chassй и два pas йlevй назад; потом три chassй по кругу вправо, подавая на первом chassй друг другу правую руку. Голова повернута вправо.

На третьем такте возвращаются на свои места. Кавалер подает правую руку своей даме, дама дает левую (рис. 36). 8 тактов. Traversй. Первая и вторая пары меняются местами, исполняя три chassй, начиная с правой ноги (кавалеры делают третью форму chassй A; дамы — третью форму chassй Б). Вторая пара проходит в середину. Кавалеры занимают места с правой стороны своих дам и подают им левую руку. Пары возвращаются на места. Первая пара проходит в середину (рис. 37).

8 тактов. Все кавалеры поворачиваются налево лицом к дамам контрвизави и делают поклон влево (2 такта). Дамы отвечают


(2 такта) *. После поклонов подают друг другу правую руку (III позиция), делают по кругу вправо три chassй и встают на свои места.

После первого кавалера начинают фигуру второй кавалер и первая дама, потом — третий кавалер и четвертая дама. Заканчивают

* При исполнении фигур лансье там, где кавалер и дама делают три chassй по кругу вправо, правую руку держат в III позиции, левая отведена от корпуса.


Рис. 38

фигуру четвертый кавалер и третья дама. Таким образом, первая фигура повторяется четыре раза.

Вторая фигура (музыкальный размер 2/4)

8 тактов. Интродукция и поклоны.

8 тактов. Начинает фигуру первая пара. Кавалер держит правой рукой левую руку дамы, делает с ней одно chassй и два pas йlevй вперед, одно chassй и два pas йlevй назад, делает еще одно chassй и два


pas йlevй вперед, ставит даму перед собой, и оба делают одно chassй и два pas йlevй назад (рис. 38).

8 тактов. Chasse-croisй. Одно chassй и два pas йlevй вперед, встречаясь левым плечом, это же движение, но немного назад и, подавая правую руку, три chassй по кругу вправо. В конце движения по кругу вправо первый кавалер ставит свою даму к третьему кавалеру, а сам отходит к четвертой даме. Когда первая дама делает круг (тур) вправо, второй кавалер отводит свою даму к кавалеру четвертой пары, а сам отходит к даме третьей пары. Образуются две линии. Танцующие берутся за руки: руки дам сверху, руки кавалеров внизу (рис. 39).

8 тактов. Линии делают одно chassй и два pas йlevй вперед и одно chassй и два pas йlevй назад. Кавалеры берут правой рукой правую руку дамы и, делая три chassй по кругу вправо, парами возвращаются на свои места. Эту же фигуру поочередно повторяют вторая, третья и четвертая пары. Когда фигуру исполняют третья и четвертая пары, линии принимают другое направление. Они должны быть построены на местах первой и второй пар.

Третья фигура (музыкальный размер 6/8)

8 тактов. Интродукция и поклоны. Начинает фигуру первый кавалер: одно chassй вперед и два pas йlevй. Вторая дама: одно chassй и два pas йlevй. Поклон друг другу (кавалеры влево, дамы вправо). Поклон выдерживается (в музыке фермата). Кавалер и дама, делая с левой ноги одно chassй и два pas йlevй, отходят на свои места. 8 тактов. Moulinet. Все четыре дамы, подавая правую руку и исполняя chassй то правой, то левой ногой, идут полкруга до кавалеров визави и, подавая им левую руку в правую, делают круг на месте правым плечом вперед (4 такта). Дамы, исполняя chassй, идут полкруга до своих кавалеров и, подавая им левую руку, делают круг на месте (5—8 такты). Фигуру повторяют поочередно остальные кавалеры (второй, третий и четвертый).


Четвертая фигура (музыкальный размер 6/8)

8 тактов. Интродукция и поклоны.

8 тактов. Первый кавалер берет свою даму за левую руку, обходя все стоящие пары по кругу влево (три chassй и два pas йlevй). Первая пара останавливается перед парой направо, то есть третьей парой, делая ей «визит» (4 такта). Опустив руки, пары делают поклоны: первая пара вправо, третья пара влево (5—6 такты). Поворот первой пары к четвертой паре (второй «визит»), одно chassй с левой ноги и два pas йlevй (7—8 такты).

8 тактов. Дамы, проходя впереди своих кавалеров, исполняют одно chassй и два pas йlevй влево, одновременно кавалеры делают это же движение вправо (2 такта). У дам balance с левой и затем с правой ноги, у кавалеров balance с правой и левой ноги (2 такта). Первая пара делает круг правым плечом вперед (три chassй и два pas йlevй), возвращается на свое место. Четвертая пара делает также круг вправо, почти на месте — три chassй и два pas йlevй (4 такта). 8 тактов. Chaоne anglaisй. Первая и вторая пары меняются местами. Дамы проходят в середине. У кавалеров крестообразный ход (у дам три chassй), поворот вправо, у кавалеров три chassй, поворот влево (4 такта). Это же движение обратно на свои места (4 такта).

Пятая фигура

Вступления и поклонов перед началом фигуры нет. 8 тактов. Chaоnй. Дамы и кавалеры стоят лицом друг к другу. Дамы двигаются влево, кавалеры — вправо. Кавалеры берут левой рукой левую руку дамы и начинают chassй то левой, то правой ногой, подавая то левую, то правую руку. Дойдя до мест своего визави (полукруга), не подавая руки даме, кавалер делает поклон вправо (2 такта), дама отвечает поклоном влево.

8 тактов. Chaоne продолжается до своих мест. Поклоны друг другу. 8 тактов. Колонна. Первый кавалер берет свою даму за левую руку и, обходя стоящие пары по кругу влево, становится спиной внутрь каре (три chassй и два pas йlevй; 4 такта). Следующая за первой пара — третья — идет направо (одно chassй и два pas йlevй) и становится сзади нее (5—6 такты). За третьей парой проходит четвертая, повторяя движение третьей пары. Вторая пара остается на месте.

Порядок колонны:

Первой Второй Третьей Четвертой
пары пары пары пары
       
       
       
       

8 тактов. Дамы, исполняя одно chassй и два pas йlevй, идут влево, впереди кавалеров. У кавалеров это же движение вправо. У дам balance с левой и правой ноги, у кавалеров balance с правой и левой ноги (4 такта). Это же движение — обратно (4 такта). 8 тактов. Дамы, следуя одна за другой, идут наверх вправо к месту второй пары. Кавалеры одновременно с дамами, следуя один за другим, идут наверх влево к месту второй пары. Пары встречаются, подавая друг другу руки. Снова образуется колонна. Движение во время этого хода — семь chassй и два pas йlevй, начиная с правой ноги. Во время pas йlevй танцующие поворачиваются лицом друг к другу.

8 тактов. Chasse-croisй вперед и назад, встречаясь левым плечом (4 такта). Подавая правые руки, три chassй и два pas йlevй до своих мест.

8 тактов. После колонны всегда, как правило, повторяется chaоne. Далее следует построение колонны второй пары. Описанные движения повторяются затем! третьей и четвертой парами. 8 тактов. Когда четвертая пара закончит фигуру, chaоne должен исполняться без остановки до своих мест.

8 тактов. После окончания chaоne кавалеры делают поклон дамам контрвизави налево (2 такта). У дам реверанс (2 такта). Поклон своей даме (2 такта). У дам реверанс (2 такта).

ЭКОСЕЗ*

(музыкальный размер 2/4)

Народный шотландский танец типа контрданса. В старину его танцевали под волынку. В России в эпоху Петра I он получил название «английский» и был любимым танцем на всех балах. Особенно популярным экосез становится в 30-е годы XIX столетия. Схема танца — колонна и круги. Экосез образно описывает Карло Блазис: «Танец резвый и любимый важными англичанами. Двое танцующих тихонько подпрыгивают под живой ритм блестящего и хорошо кадансированного мотива. То подаются они вперед, то отступают, берутся за руки и кружатся под музыку, которая становится быстрее и быстрее, ноги танцующих двигаются с такой быстротой, что взор не в состоянии следить за их движением. Движения тела и рук грациозны и вместе с тем небрежно аккомпанируют движению ног. Позы танцующих привлекают к себе внимание живописца» **.

* Композиция принадлежит замечательному русскому балетмейстеру А. А. Горскому.

** Блазис К. Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы, с. 207


СХЕМА ТАНЦА (музыкальный размер 2/4)

В танце участвуют восемь пар. стоящие в колонну: с одной стороны дамы, с другой — кавалеры.

Исходное положение: танцующие обращены липом друг к другу. У дам ноги в III позиции, левая нога впереди, руки держат платье. У кавалеров ноги в I позиции, руки опущены.

Вступление к танцу — 4 такта.

1-й такт. Исходное положение.

24 такты. Реверанс дам влево, поклон кавалеров вправо. На заключительный аккорд танцующие поворачиваются друг к другу левым плечом. Голова повернута влево.

Первая фигура — 64 такта (Tour des mains)

1—2 такты. Первая пара делает одно chassй вперед и два pas йlevй.

3—4 такты. Одно chassй назад и два pas йlevй.

5—8 такты. Подавая друг другу обе руки, танцующие делают три chassй вправо, начиная с правой ноги, продвигаясь при этом немного вперед. В конце восьмого такта руки опус каются, короткий поклон друг другу; у дамы влево, у кавалера вправо. После поклона пара простыми шагами уходит в конец колонны. Дама обходит танцующих справа, кавалер — слева.

Когда первая пара начинает три chassй, вторая проходит вперед и на седьмой такт делает одно chassй. На восьмом такте у дамы короткий поклон влево, у кавалера вправо.

916 такты. Вторая пара повторяет полностью движения первой пары и уходит в конец колонны. Когда протанцуют эту фигуру все восемь пар, они снова образуют колонну и стоят в том же порядке, как в начале фигуры.

Вторая фигура — 16 тактов («Колонна»)

1—16 такты. Все пары, одновременно делая chassй с правой и левой ноги, двигаются вперед на зрителя. На шестнадцатый такт кавалеры второй, четвертой, шестой и восьмой пар обводят своих дам влево. Образуется четыре «звездочки» — moulinet. Дама стоит против дамы, кавалер — против кавалера.

Третья фигура — 16 тактов («Moulinet»)

1—4 такты. Подавая друг другу правую руку, танцующие делают три chassй, начиная с правой ноги. Двигаясь вправо, делают полкруга. В конце четвертого такта берутся за левые руки.


5— 8 такты. Повторение движения первых четырех тактов в обратном направлении, начиная chassй с левой ноги. Пары стоят в колонну.

9—16 такты. Все пары расходятся движением chassй на два круга. Нечетные пары идут влево от зрителя, четные — вправо.

Четвертая фигура — 32 такта («Ronds»)

1—4 такты. Держась за руки, пары образуют круг. Двигаются влево, делая chassй с правой и левой ноги.

5—8 такты. Взявшись за правые руки, каждая пара делает круг на месте.

912 такты. Повторение первых четырех тактов четвертой фигуры. Танцующие держатся за руки.

13—16 такты. Повторение пятого и восьмого тактов четвертой фигуры.

17—24 такты. Дамы идут в середину, подают друг другу правую руку, образуя moulinet (движение по часовой стрелке). Одновременно кавалеры, образовав внешний круг, идут в обратную сторону (chassй) до своих мест, откуда начинали четвертую фигуру. 2532 такты. Кавалеры первой и второй пар ведут своих дам за левую руку наверх от зрителя, в центр зала. За первой и второй парой идут остальные пары. Первая и вторая пары идут к зрителю. Образуются колонны из четырех пар.

Финал — 8 тактов

1—8 такты. Левая и правая колонны повторяют движение первых восьми тактов. На восьмой такт — реверанс и поклон друг другу.


ВАЛЬС

В XVIII веке кончилась блистательная эпоха менуэта и гавота. И хотя в XIX столетии они продолжали еще существовать, на смену им шли новые танцевальные формы, более свободные и непринужденные. Особое место среди них принадлежит вальсу. Глава о вальсе — одна из самых замечательных и важных

страниц в истории танцевального искусства. Появление вальса заставило отказаться от многих приемов и правил, порожденных французской бытовой хореографией. Он отвечал новым нормам общественной жизни и был тем танцем, который восприняли широкие


круги городского населения, а не только изысканное придворное общество.

Быстро растущая популярность вальса способствовала тому, что его стали воспевать поэты, о нем стали писать статьи и исследования.

Между крупными танцмейстерами и теоретиками танца не раз возникали споры о происхождении вальса и танцевальных формах, давших толчок к его развитию. Фриц Клингенбек в книге «Бессмертный вальс», изданной в Вене в 1940 году («Unsterblicher Walzer», Wien, 1940), называет вальс «истинно немецким» танцем и считает его родиной Вену.

Ф. Клингенбек говорит о том, что ритмы вальса встречались в древних народных песенках, откуда, вернее всего, попали в репертуар миннезингеров. Среди них особое место принадлежит миннезингеру Нейтхарту фон Роенталю, чьи танцевальные песенки очень любила молодежь. Распеваемые ею куплеты отличались живым ритмом, непринужденностью, и именно они, по мнению Клингенбека, впоследствии определили характерные особенности венского вальса. Значительную роль в становлении этого замечательного танца исследователь отводит также музыканту Марксу Августину — автору незатейливых песенок, исполнявшихся в пивных и пригородных кабачках. Среди них особую известность получила песня «Мой милый Августин». Под нее танцевался медленный дреер — прямой предшественник вальса.

Если народное происхождение вальса не вызывает сомнений, то установление его связи с непосредственными предшественниками — дело довольно трудное. Тут одни называют вольту, другие — аллеманду, третьи — лендлер.

Сторонники происхождения вальса от вольты ссылаются на то, что вольта была первым закрытым танцем, в котором утвердились движения, напоминающие вальсообразные скольжения, хотя самые ярые сторонники этой теории не отрицают того, что движения вольты выполнялись грубовато и неуклюже и не носили такого кантиленного характера, как в вальсе.

Заманчиво предшественником вальса считать аллеманду, тем более что немецкое происхождение последней не оспаривается никем.

Попав из Эльзаса во Францию, аллеманда претерпела сложную эволюцию. Сначала ее танцевали как спокойный хоровод, который постепенно стал парным танцем, исполняемым грациозно, без особых ритмических подчеркнутостей. В легких покачиваниях корпуса и плавных скольжениях аллеманды видели сходство с современным вальсом.

Аллеманду танцевало городское население и этим бесспорно подготавливало почву для появления вальса.

Непосредственный предшественник вальса — лендлер, крестьянский танец, возникший в альпийских областях Австрии. Для ленд-


лера типичны скользящий шаг и повороты в среднем темпе. В нем, как ц в аллеманде, существенное значение имеет закрытое положение рук. Движения танца широкие, свободные, исполнители могли быть повернуты спиной друг к другу.

Музыка лендлера писалась в двухколенной форме. Каждое колено заключало в себе восемь тактов. Нередко исполнение лендлера шло под пение или сопровождалось деревенским оркестром, состоящим из скрипки, контрабаса, кларнета, цитры.

В XIX веке лендлер проникает в город, где вскоре получает широкое распространение. Но лендлер, как и всякий народный танец, имел много разновидностей и вариантов. В нем можно было встретиться с такими фигурами, как кружение девушки на поднятой руке притопывающего партнера, одновременное кружение обоих исполнителей в разных направлениях с высоко поднятыми над головой руками, скольжение под рукой партнера, движение, похожее на dos а dos. Вероятно, разновидностей лендлеров было так же много, как и бранлей, и лендлерами называли группу простейших танцев, из которых затем произошел вальс.

Ряд исследователей считает предшественником вальса чешский народный танец «Соседка». Кроме того, многие авторы называют непосредственными предшественниками вальса такие парные вращательные танцы, как дреер, шляпфер, лангаус.

Слово «вальс» вошло в употребление с середины XVIII века, в более древних документах встречается «weller», «wвlzen», «walzen», что означает — кружиться, скользить.

Проникновение вальса в бальные залы происходило постепенно. Долгое время не только сам вальс, но и простейшие деревенские вращательные танцы подвергались гонению со стороны церкви и представителей власти. В близости танцующих, в соединении рук видели безнравственность. Вот почему в некоторых местах Германии вращательные танцы разрешались только на свадьбах. В общественных местах, где они исполнялись, присутствовал специальный представитель власти. При малейшем нарушении правил он мог остановить оркестр и прекратить веселье. В ряде мест на введение вращательных движений в другие танцы на мужчину налагался денежный штраф. Так, в одном из городов Германии в 1572 году специальным служащим разрешалось штрафовать и даже заключать в тюрьму тех, кто будет в танце чрезмерно кружить женщину или девушку. В Баварии до второй половины XVIII века существовал запрет на вращательные танцы.

Но, несмотря ни на какие строгости, народ упорно продолжал исполнять эти танцы.

Широкой популярности вальса способствовала музыка. Первоначально это были незатейливые шуточные песенки и куплеты, затем мелодии, исполняемые все более и более совершенным оркестром. Эти мелодии как бы канонизировали движения к ритмы вальса.


Однако первоначальные вращательные танцы существовали задолго до того, как появилась специальная вальсовая музыка. Вот почему всем исследователям, работающим над изучением вальса, кажется наивным мнение, будто этот танец начал свое существование в 1787 году, в день премьеры оперы Винцента Мартини «Una cosa гага», поставленной в венском театре. Зрители, чувствовавшие себя гордыми от мысли, что первые услышали нечто новое и необыкновенное, и не подозревали о том, что в деревнях и городах Австрии и Германии вальс давно уже имел сотни приверженцев и страстных поклонников.

Утвердившись первоначально в деревнях, вальс стал все чаще исполняться на городских танцевальных вечерах и балах и наконец занял самое видное и почетное место. Но в городе его танцевали более сдержанно и мягко.

Некоторые учителя танцев и устроители балов приучали к вальсу постепенно. Они вводили па вальса в другие танцы или сочиняли массовые танцы, основу которых составляли вращательные движения. В дальнейшем эта форма все больше и больше уступала место парному вальсу. Пары кружились по танцевальному залу, составляя общий круг, что в известной мере напоминает незатейливый хоровод из пар — первоначальный каркас всех народных танцев. Вальс не требовал какой-либо очередности и регламентации. Каждый мог танцевать свободно, всецело отдаваясь стихии ритма и мелодии.

Немецкие учителя танцев долго бойкотировали вальс, но вынуждены были сдаться: уж очень популярен и любим стал этот танец. Один путешественник по Баварии XVIII века писал: «Люди здесь необычайно любят танцевать. Стоит им услышать музыку вальса, как они начинают кружиться, где бы ни находились. Общественные танцевальные залы посещаются всеми сословиями; здесь отметается аристократическая спесь и забываются предки и звания. Здесь мы видим ремесленников, художников, купцов, советников, баронов, графов и прочую знать танцующими с горничными, женщинами третьего сословия и дамами. Каждый чужестранец, который пробудет здесь некоторое время, заражается этой танцевальной болезнью» *.

За пределами Германии вальс получил признание также без протекции дворов и танцмейстеров. Во Франции против вальса выпускали даже специальные листовки, где называли этот танец безнравственным. Простой народ Англии принял вальс восторженно, хотя и позднее других стран. Зато ввиду «безнравственности» многие королевские дворы очень неохотно разрешали его, боясь, что юные принцессы, танцуя вальс, потеряют изысканность придворных манер. Екатерина II тоже была против вальса, и лишь после ее смерти он был введен при русском дворе (1798).

* Цит. по: World History of the dance by Curt Sachs, p. 268.


История вальса, его эволюция похожи на историю многих танцев, возникших в народе.

В становлении и развитии вальса огромную роль сыграли новые общественные порядки и нормы поведения, утвержденные французской буржуазной революцией. Прочно вошедшие в жизнь общества танцевальные вечера и балы, карнавалы, гулянья, масленичные и новогодние праздники, устраиваемые в общественных местах в конце XVIII и в XIX веке, немало способствовали тому, что вальс стал любимым танцем самых широких слоев населения в различных странах. Но, пожалуй, ничто так не совершенствовало и не пропагандировало вальс, как музыка. Десятки знаменитых композиторов разных стран увлеклись вальсом, вводя эту форму в свои сочинения.

Всемирно известны вальсовые мелодии Моцарта, «Приглашение к танцу» Вебера, задушевные вальсы Шуберта, изящные, грациозные вальсы Шопена, широкие по своему симфоническому развитию вальсы Глинки, Чайковского, Глазунова.

Судьба бального вальса связана с именами Лайнера и Штрауса. Последний обессмертил вальс, сделав его королем танцев, и сам стал королем вальсов. К его венскому оркестру были в свое время прикованы взоры музыкантов, артистов, поэтов, художников, писателей всего мира. Благодаря Штраусу Вена вошла в историю как город, где расцветал вальс, как город, где Иоганн Штраус создал свои бессмертные творения.

Музыка Штрауса облагораживала и совершенствовала хореографию вальса. Она способствовала тому, что танец этот стал исполняться более грациозно, более красиво и трепетно.

В начале XX века, особенно в период первой мировой войны, во многих странах вальс стали считать смешным, старомодным танцем, слишком целомудренным и гармоничным для бурного ритма новой жизни, для разнузданного веселья кабаре, ресторанов и современных дансингов. Вальсу пытались противопоставить такие танцы, как фокстрот, слоуфокс, танго, чарльстон. Но в этом соревновании вальс вышел победителем. Он продолжал существовать и развиваться.

В ряде стран появились разновидности вальса, ему придавали национальные черты: так родился английский, венгерский вальсы, вальс-мазурка и многие другие.

Велико значение вальса как сценической танцевальной формы, которая была воспринята оперой, балетом, опереттой.

Сближение вальса с театром немало способствовало развитию классической хореографии.

Впервые на сцене балетного театра вальс появился в балете «Дансомания», поставленном на сцене Парижской Большой оперы в 1800 году.

Особенно велико значение вальса в романтических балетах Адана, Делиба, Чайковского, Глазунова. Ставшие классическими,


композиции Льва Иванова в «Лебедином озере», Коралли и Перро в «Жизели» построены на вальсообразной форме. Вальсовая форма во многом способствовала популяризации классического балета.


АЛЕМАН *

(музыкальный размер 3/4)

Алеман иначе называют «вальс втроем». Он исполняется кавалером и двумя дамами. Движения его состоят из легких глиссирующих шагов pas marchй, chassй вперед и pas de bourrйe.

Особое значение имеет рисунок сплетенных рук танцующих. Его меняют грациозно и плавно.

Еще Юнк в своем словаре говорит, что французская аллеманда — не что иное, как немецкий вальс, прелесть которого составляют изящные изгибы корпуса и сплетение рук.

Русские любители танцев исполняли его на семейных балах. Упоминание о нем имеется в книге Л. Петровского «Правила для благородных общественных танцев», где он назван «valse а trois grвces». Иностранные авторы именуют его «allemande en trois», находя у него много общего с французской аллемандой. Такой точки зрения придерживается известный исследователь Курт Закс. Он считает, что valse а trois — попросту новофранцузская аллеманда, появившаяся после присоединения Эльзаса к Франции.

Первая фигура — 16 тактов

1-й такт. Pas de bourrйe (типа suivi) вправо с правой ноги (первая, вторая четверти). Шаг правой ногой вправо, pliй (третья четверть).

2-й такт. Левая нога, слегка согнутая, выводится вперед в IV позицию (первая четверть), подъем вытянут, носок па полу. На вторую и третью четверти выдерживается поза. На первом и втором тактах головы танцующих повернуты вправо.

3-4 такты. Повторение движений первого и второго тактов влево. Руки сохраняют то же положение. Голова танцующих медленно поворачивается влево.

5— 6 такты. Танцующие, не опуская рук, исполняют вальс: левая дама тур вправо, вращаясь под правой рукой кавалера; правая

* Настоящая композиция принадлежит автору книги. В качестве музыкального сопровождения использован вальс А. С. Грибоедова. Первоначально танец был поставлен под руководством автора студенткой И. Перовой (класс проф. Л. Лавровского).


дама тур влево, вращаясь под левой рукой кавалера. Кавалер вальсообразно идет вперед с правой ноги.

7-й такт. Три маленьких шага на низких полупальцах вперед. Кавалер и дама, стоящая слева, начинают с правой ноги, дама, стоящая справа, — с левой.

8-й такт. Танцующие принимают исходное положение.

9 - 16 такты. Повторение первых восьми тактов.

Вторая фигура — 16 тактов

1-й такт. Дамы поворачиваются вправо: шаг правой ногой, тяжесть корпуса переносится на левую ногу (первая, вторая четверти). Правая нога слегка отведена в IV позицию (третья четверть). Левая





рука правой дамы наверху в руках кавалера, правая немного отведена от корпуса. Голова дамы наклонена вправо. Во время поворота дамы кавалер стоит без движения и обращен лицом к даме слева.

2-й такт. Выдерживается поза первого такта.

3-й такт. Повторяются движения первого такта с левой ноги влево. Дамы меняют руки: правая наверху в руке кавалера, левая отведена от корпуса. Голова дамы наклонена влево. Кавалер обращен лицом к даме, стоящей справа.

4-й такт. Выдерживается поза третьего такта.

5-й такт. Затакт — pliй. На низких полупальцах шаг правой ногой вперед по диагонали вправо (первая четверть), на вторую и третью четверти — пауза. Левая нога на низком арабеске.

6-й такт. Затакт — pliй. На низких полупальцах шаг левой ногой вперед по диагонали вправо.

7-й такт. Pas de bourrйe (типа suivi) с правой ноги вправо.


8-й такт. Левая нога, слегка согнутая, выводится вперед в IV позицию (первая четверть), подъем вытянут, носок на полу. На вторую и третью четверти выдерживается поза. Голова повернута влево.

912 такты. Повторение первых четырех тактов второй фигуры,

но дамы начинают поворот влево.

13—16 такты. Повторение пятого, восьмого тактов II фигуры

влево.

Вторая фигура заканчивается следующей позой: руки подняты в III позицию. Левая рука левой дамы обвивает правую руку кавалера. Правая рука правой дамы обвивает левую руку кавалера. Левое плечо танцующих впереди. Голова повернута к левому плечу (рис. 40).

Третья фигура — 18 тактов.

1-й такт. Сохраняя последнюю позу второй фигуры, исполнители делают два glissй вправо с правой ноги (первая, вторая четверти). Одновременно на третью четверть левая нога переносится вперед в III позицию.

2-й такт. Подъем на полупальцы (первая четверть). Пауза (вторая, третья четверти). Во время подъема на полупальцы выносится вперед правое плечо. Голова повернута вправо.

3-й такт. Повторение первого такта третьей фигуры с левой ноги, сохраняя описанную выше позу.

4-й такт. Повторение второго такта.

5-й такт. Дамы берут кавалера под руки. Все трое делают pas de basque с правой ноги.

6-й такт. Pas de basque с левой ноги.

7- 8 такты. Pas de basque с правой, затем с левой ноги.

Примечание. Начиная с пятого—восьмого тактов танцующие идут вверх от точки 1 к точке А.


9—16 такты. Повторение первого—восьмого тактов третьей фигуры.

17-й такт. Придя к точке А, танцующие повернуты лицом к зрителю. Кавалер делает поворот влево на полупальцах, его руки в III позиции. Голова во время поворота повернута вправо, корпус слегка изогнут, после поворота влево голова повернута влево.

Во время поворота кавалера дамы делают реверанс: левая вправо, правая влево (рис. 41).

18-й такт. Дама, стоящая слева, дает левую руку в правую руку кавалера («воротца») (рис. 42).

Четвертая фигура — 8 тактов

1—4 такты. Правая от зрителя дама начинает pas de basque с правой ноги, проходит под руки партнеров и возвращается на свое место. Подает правую руку в левую руку кавалера, образуя «воротца».

5—8 такты. Левая дама повторяет движения первой дамы (1—4 такты четвертой фигуры). Танцующие принимают исходное положение.

Пятая фигура — 16 тактов

1—8 такты. Повторение первых восьми тактов первой фигуры.

В конце восьмого такта положение рук меняется: кавалер держит

правой рукой правую руку дамы слева, левой рукой — левую руку

дамы справа. Левая дама от зрителя держит левой рукой правую

руку правой дамы. Руки танцующих скрещены. Руки дам лежат

сверху.

9—14 такты. Повторение первых шести тактов пятой фигуры.

15-й такт. Поворот дам под правую и левую руку кавалера, его руки подняты вверх.

16-й такт. Начальная поза.

КОМБИНИРОВАННЫЙ ВАЛЬС *

(музыкальный размер 3/4)

В танце участвуют десять дам и пять кавалеров. Схема танца — два круга. Пять дам в паре с кавалером стоят по внешнему кругу: первая пара у точки 1, вторая у точки 7, третья у точки 5, четвертая у точки 3, пятая у точки 2. Пять других дам стоят по внутреннему кругу спиной к своей паре. Дамы, начинающие вальс с кавалерами, называются первыми, стоящие по внутреннему кругу, — вторыми.

* Композиция танца принадлежит автору книги.


Вступление к вальсу — 4 такта

1—2 такты. Кавалер и дама делают друг другу поклон: кавалер направо, дама налево. Дамы, образующие внутренний круг, делают поклон друг другу.

3—4 такты. Кавалер и дама подходят друг к другу и становятся в позу вальса. Вторые дамы выдерживают паузу (схема 66).

Первая фигура — 16 тактов

1—4 такты. Первые и вторые дамы начинают вальс вправо.

5— 6 такты. Первые дамы, проходя впереди кавалера, делают с ним

dos а dos и, продолжая вальс с левой ноги, переходят во внутренний круг. Вторые дамы вальсируют по внутреннему кругу. 7—8 такты. Вторые дамы направляются к кавалеру, делают с ним dos а dos и, проходя справа, становятся с ним в пару.

Примечание. После восьми тактов первые дамы должны быть во внутреннем круге; вторые в паре с кавалером образуют внешний крут.

9—15 такты. Повторение первых семи тактов. Вторые дамы повторяют движение первых, первые — движение вторых. 16-й такт. Вторые дамы после dos а dos с кавалером располагаются слева от него, первые дамы — справа. Образуется пять троек (один кавалер и две дамы). Правая рука первой дамы в правой руке кавалера в III позиции. Левая держит платье. Левая рука второй дамы в левой руке кавалера в III позиции. У первой даны я кавалера правая нога впереди в III позиции. У второй дамы левая нога впереди. Танцующие стоят по кругу против часовой стрелки (схема 67).


Вторая фигура — 16 тактов

1—3 такты. Первая дама, вращаясь под рукой кавалера, вальсирует вправо, вторая — влево. Кавалер начинает вальс с правой ноги вперед, поворачивая голову то вправо, то влево. Голова дамы повернута: у первой — к левому плечу, у второй — к правому. 4-й такт. Дамы поворачиваются спиной. Кавалер продолжает вальсировать вперед. Положение танцующих меняется: первая дама

отводит левую руку за спину и берет правую руку кавалера; правой рукой берет левую руку второй дамы. Вторая дама отводит правую руку за спину и берет левую руку кавалера.

5—8 такты. Дамы продолжают вальсировать назад. Первая дама начинает с левой ноги, вторая — с правой. Кавалер продолжает вальсировать вперед.

9—15 такты. Первые дамы в паре с кавалером танцуют вальс по кругу. Вторые дамы, образуя внутренний круг, продолжают вальсировать вправо.

16-й такт. Первые дамы располагаются перед кавалерами (по часовой стрелке) (схема 68).

Третья фигура — 16 тактов

1—4 такты. Первые дамы начинают chaоne, подавая кавалерам то

правую, то левую руку. Одновременно вторые дамы вальсируют

вправо по внутреннему кругу.

5— 8 такты. После четырех тактов третьей фигуры первые дамы

соло продолжают вальс по внешнему кругу в том же направлении.

Вторые дамы проходят к кавалерам, подавая левую руку в левую

руку и обходя его сзади. Вторые дамы располагаются напротив

кавалера и начинают chaоne в том же направлении, как и первые

дамы.

9—12 такты. Вторые дамы продолжают chaоne по кругу. Первые

дамы танцуют вальс по внешнему кругу.

13—14 такты. Кавалер обводит вокруг себя справа стоящую даму,

взяв ее левой рукой за левую руку. Дама обходит партнера слева.

Вторая дама выжидает два такта.

15—16 такты. Кавалер, взявшись правой рукой за правую руку

второй дамы, обводит ее вокруг себя; она обходит его вправо. Пер-


вая дама выжидает два такта. В конце 16-го такта первая дама становится в пару с кавалером.

Примечание. В конце третьей фигуры к первому кавалеру подойдет четвертая дама, ко второму — пятая, к третьему — первая, к четвертому — вторая, к пятому — третья.

Четвертая фигура — 16 тактов (вальс в «два па»)

14 такты. Первые дамы в паре с кавалером танцуют вальс в «два на». Вторые дамы, держась правой рукой (руки наверху в III позиции, левая отведена от корпуса), делают glissй, начиная движение с правой ноги вправо по внутреннему кругу.

5— 8 такты. Первые дамы делают с кавалером dos а dos и, продолжая вальс с левой ноги, переходят во внутренний круг. Вторые дамы, танцуя по кругу, подходят к кавалеру, проходя сзади него. 9—12 такты. Вторые дамы повторяют с кавалером первый — четвертый такты четвертой фигуры, а первые повторяют движение вторых дам (1—4 такты четвертой фигуры).

13—14 такты. Первые и вторые дамы, подойдя к кавалеру, дают ему правую руку и меняются местами. Кавалер обводит дам, делает полуповорот и поклон.

15-й такт. На первую четверть кавалер делает поклон даме, стоящей справа, на вторую четверть — слева, на третью четверть — присутствующим в зале. Обе дамы одновременно делают реверанс.

16-й такт. Кавалер выдерживает паузу.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: