Наука в системе государственных приоритетов

В решении задач социально-экономического развития Бела­руси все более важную роль призвана играть научная политика государства. Проблема повышения экономи­ческой значимости науки, сохранения и обновления науч­но-технического и производственного потенциалов является особо актуальной. Наукоемкость ВВП (определяется долей внутренних затрат (в процентах) на научные исследования и разработки в валовом внутреннем продукте) по большинству стран сократилась в не­сколько раз. Перенос центра тяжести экономических преобразований главным образом в изменение отношений собственности и фи­нансовую сферу отодвинули на второй план такие важнейшие проблемы, как сохранение и развитие национальной науки, обеспечивающей технологическое обновление производства и выпуск конкурентоспособной продукции. Научно-технологи­ческий фактор был практически полностью исключен из процес­са реформирования экономики стран СНГ. Результатом такой политики стало резкое обострение технологического кризиса, падение производства, потеря внутренних и внешних рынков, растущая технологическая зависимость от зарубежных стран. В Республике Беларусь научно-техническая деятельность оказалась в особо сложных условиях, поскольку она была широко вовлечена в общесоюзное разделение труда, а 75 % общих затрат на белорусскую науку контролировалось общесоюзными министерствами. Во основные технологии, реализованные промышленностью Беларуси в послевоенный период, в том числе и связанные с развитием специфичных для нее отраслей (например калийной промышленности), разрабатывались вне республики либо с незначительным ее участием. В то же время в отдельных отраслям экономики страны практически отсутствовала собственная ис­следовательская база. Наукоемкость ВВП в Беларуси снизилась с 1990 по 1995 г. почти в 2,5 раза, и тенденция падения этого показателя продол­жалась до 2003 г., когда его значение составило 0,63 %, т.е. значительно ниже критического. В 2004 г. значение показателя осталось прежним. Благодаря принятым государством мерам ситуация стабилизировалась, но на уровне, весьма далеком от высокоразвитых в технологическом отношении стран. Институционально-правовую базу функционирования нау­ки в Республике Беларусь составляют законы «Об основах госу­дарственной научно-технической политики» (1993 г.), «О науч­ной деятельности» (1996 г.), «О Национальной академии наук Беларуси» (1998 г.), а также Указы Президента Республики Бе­ларусь, постановления правительства и другие нормативно-правовые акты в данной сфере. Они определяют правовые осно­вы и гарантии осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности и защиты ее результатов для всех субъектов и участников этой деятельности, независимо от форм организации и собственности, формулируют основные поня­тия, виды деятельности, цели и принципы государственной политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: