В решении задач социально-экономического развития Беларуси все более важную роль призвана играть научная политика государства. Проблема повышения экономической значимости науки, сохранения и обновления научно-технического и производственного потенциалов является особо актуальной. Наукоемкость ВВП (определяется долей внутренних затрат (в процентах) на научные исследования и разработки в валовом внутреннем продукте) по большинству стран сократилась в несколько раз. Перенос центра тяжести экономических преобразований главным образом в изменение отношений собственности и финансовую сферу отодвинули на второй план такие важнейшие проблемы, как сохранение и развитие национальной науки, обеспечивающей технологическое обновление производства и выпуск конкурентоспособной продукции. Научно-технологический фактор был практически полностью исключен из процесса реформирования экономики стран СНГ. Результатом такой политики стало резкое обострение технологического кризиса, падение производства, потеря внутренних и внешних рынков, растущая технологическая зависимость от зарубежных стран. В Республике Беларусь научно-техническая деятельность оказалась в особо сложных условиях, поскольку она была широко вовлечена в общесоюзное разделение труда, а 75 % общих затрат на белорусскую науку контролировалось общесоюзными министерствами. Во основные технологии, реализованные промышленностью Беларуси в послевоенный период, в том числе и связанные с развитием специфичных для нее отраслей (например калийной промышленности), разрабатывались вне республики либо с незначительным ее участием. В то же время в отдельных отраслям экономики страны практически отсутствовала собственная исследовательская база. Наукоемкость ВВП в Беларуси снизилась с 1990 по 1995 г. почти в 2,5 раза, и тенденция падения этого показателя продолжалась до 2003 г., когда его значение составило 0,63 %, т.е. значительно ниже критического. В 2004 г. значение показателя осталось прежним. Благодаря принятым государством мерам ситуация стабилизировалась, но на уровне, весьма далеком от высокоразвитых в технологическом отношении стран. Институционально-правовую базу функционирования науки в Республике Беларусь составляют законы «Об основах государственной научно-технической политики» (1993 г.), «О научной деятельности» (1996 г.), «О Национальной академии наук Беларуси» (1998 г.), а также Указы Президента Республики Беларусь, постановления правительства и другие нормативно-правовые акты в данной сфере. Они определяют правовые основы и гарантии осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности и защиты ее результатов для всех субъектов и участников этой деятельности, независимо от форм организации и собственности, формулируют основные понятия, виды деятельности, цели и принципы государственной политики.
|
|