Теория познания и методология

Для уразумения того, что я понимаю под способностью познания,

необходимо вспомнить и признать, что в нашем уме всегда имеются

известные образы, или идеи вещей, существующих вне нас, в силу чего, если

бы какой-нибудь человек остался жить, а весь остальной мир был уничтожен,

этот человек, тем не менее, сохранил бы образ мира и всех тех вещей,

которые он некогда видел и воспринял в мире. Всякий из собственного опыта

знает, что отсутствие или уничтожение вещей, раз воспринятых нами, не

влечет за собой отсутствия или уничтожения соответствующих образов.

Такие образы, или изображения, качеств вещей, существующих вне нас,

составляют то, что мы называем нашим представлением и образом

воображения, идеей, понятием или знанием этих вещей. Способность же, или

сила, при помощи которой мы приобретаем это знание, есть то, что я здесь

называю способностью познания, или представления.

Первый принцип познания состоит в том, что мы имеем такие-то и

такие-то представления; второй − в том, что мы так-то и так-то называем

вещи, к которым относятся наши представления; третий − в том, что мы

соединяем эти имена таким образом, чтобы образовать из них истинные

предложения, и, наконец, четвертый − в том, что мы соединяем эти

предложения так, чтобы из них можно было выводить умозаключения и

истина этих умозаключений могла быть познана.

…Два рода познания − математическое и догматическое. Первое

свободно от споров и разногласий, ибо сводится к сравнению фигур и

движений, а в этих вопросах истина не сталкивается с интересами людей. В

области же познания второго рода все вызывает споры, ибо этот род познания

занимается сравнением людей, затрагивает их права и выгоды, а в этих

вопросах человек будет восставать против разума всякий раз, когда разум

выскажется против него.

Имеются два рода знания, из которых первый есть знание факта,

второй − знание последовательной зависимости одного утверждения от

другого. Первый род знания есть не что иное, как ощущение и память, и

является абсолютным знанием, например, когда мы наблюдаем

совершающийся факт или вспоминаем, что он совершался, и это то знание,

которое требуется от свидетеля. Второй род знания называется наукой…

…Способность к рассуждению не есть нечто врожденное…, она

приобретается прилежанием: прежде всего, в подходящем употреблении

имен, во-вторых, в усвоении хорошего и правильного метода, который

состоит в продвижении вперед от элементов, каковыми являются имена, к

суждениям, образованным путем соединения имен между собой, и отсюда к

силлогизмам, которые суть связи одного суждения с другим, пока мы

доходим до знания всех связей имен, относящихся к интересующей нас теме,

именно это и называют люди научным знанием. Между тем как ощущение и

память дают нам лишь знание факта, являющегося вещью прошлой и

непреложной, наука есть знание связей и зависимостей фактов.

…Ощущение есть движение в органах и во внутренних частях

человеческого тела, вызванное действием вещей, которые мы видим, слышим

и т.д., и что представление есть лишь остаток того же движения,

сохранившийся после ощущения.

…Чувственные образы и образы фантазии есть что-то иное, нежели

реально существующие вне нас предметы.

…Для развития философских знаний необходимы знаки, при помощи

которых мысли одного могли бы быть сообщены и разъяснены другим.

Например те, о которых мы только что говорили; другие же произвольны, т.е.

выбираются нами по произволу…

Чувственное восприятие, или ощущение, таким образом, может быть

лишь движением внутренних частей ощущающего тела. Эти движения

происходят в органах чувств, посредством которых мы воспринимаем вещи.

Субъектом ощущения является, таким образом, тот, кто обладает образами.

Итак, природа чувственного восприятия, или ощущения, в какой-то мере

выяснена нами, − это внутреннее движение, происходящее в ощущаемом

теле.

…Полное определение ощущения, вытекающее из объяснения его

причин и процесса его возникновения, гласит: ощущение есть образ,

обусловленный противодействием и направленным вовне импульсом,

которые возникают в органе чувств под влиянием импульса, исходящего от

предмета и направленного внутрь, при условии известной

продолжительности такого импульса.

Под наукой мы понимаем истины, содержащиеся в теоретических

утверждениях, т.е. во всеобщих положениях и выводах из них. Когда речь

идет лишь о достоверности фактов, то мы говорим не о науке, а о знании.

Наука начинается лишь с того знания, благодаря которому мы постигаем

истину, содержащуюся в каком-нибудь утверждении; она есть u1087 познание

какого-нибудь предмета на основании его причины, или познание его

возникновения посредством правильной дедукции. Знание есть также

правильное понимание возможной истинности какого-нибудь положения;

такое понимание мы получаем путем правильного умозаключения из

установленных опытом следствий. Оба указанных вида дедукции мы

называем обычно доказательствами.

Все хаотическое должно быть разложено на составные части, а

последние следует отличить друг от друга, и всякая часть, получив

соответствующее ей обозначение, должна занять свое прочное место. Иными

словами, метод должен соответствовать порядку творения вещей.

В целях познания метода нужно припомнить определение философии,

сформулированное мной следующим образом: философия есть

осуществляемое посредством правильного рассуждения познание явлений,

или действий, исходя из знания их возможного возникновения или

образования, а также действительного или возможного способа их

возникновения, исходя из знания их действий. Следовательно, метод при

изучении философии есть кратчайший путь к тому, чтобы на основании

знания причин прийти к познанию их действий и на основании знания

действий прийти к познанию их причин. Но мы только тогда поймем

какое-нибудь действие, когда познаем, каковы его причины, каков субъект, в

котором эти причины кроются, в каком субъекте они производят данное

действие и каким образом они его производят…

Первое начало всякого знания − образы восприятий и воображения, о

существовании которых нам достаточно известно в силу свойств нашей

природы. Однако, почему они существуют и откуда происходят, мы узнаем

только посредством научного исследования, которое состоит в разложении

предмета на его основные элементы и в соединении последних. Поэтому

всякий метод, посредством которого мы исследуем причины вещей, является

или соединительным, или разделительным, или частью соединительным, а

частью разделительным. Обычно разделительный метод называется

аналитическим, а соединительный − синтетическим.

Для каждого метода характерно умозаключение от известного к

неизвестному…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: