Предпосылки европейской интеграции после 2 мировой войны. Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и их изменение в 60-80-е годы. Общая характеристика

К окончанию Второй мировой войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы, т.е. к интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил.

Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Оно получило известность как «план Шумана», но на деле было разработано французским ко­миссаром по планированию Жаном Монне. Суть плана Монне — Шумана: объединение и передаче всего франко-герман­ского производства угля и стали под управление общего (наднацио­нального) Верховного органа в рамках организации, открытой для других европейских стран.

Европейское объединение угля и стали. 18 апреля 1951 г. в Париже по ее итогам подписан Договор об учреждении Евро­пейского объединения угля и стали (неофиц. название — Парижский договор). Вступил в силу после ратификации всеми участниками 25 июля 1952 г. Сторонами( государст­вами — членами ЕОУС) 6 стран: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ. Охватывал сферы общественной жизни:

В экономической сфере курс на слияние националь­ных экономик в общий рынок в угледобывающем секторе промышленности и сталелитейном производстве. Охватывает: гарантии создания (отмена таможенных по­шлин и количественных ограничений на движение товаров), централизованное регулирование (инвестиции и финансовая помощь предприятиям, производства, ценовой политики, охраны конкуренции…)

В политической сфере оформил создание общих органов власти ( введен термин «институты»). Основным был - Верховный орган: правотворческие и административные функции, состоял из 9 человек, независимых от государств-членов, назначались нацио­нальными правительствами. Совмин (Специальный совет министров): орган выражения интересов государств-членов, представительный орган - из представителей на уровне министров государств-членов (по 1 от страны), ограниченные полномочия. Ассамблея: узкие, консультативные полномочия —из делегатов национальных законодательных собраний. Судебная власть - наднациональный Суда, право заявлять иски государства-члены и частные лица (предпри­ятия и их объединения).

Три основных характеристики ЕОУС:

наднациональные органы ЕОУС могли издавать НПА и обязывать своими ре­шениями не только государства-члены, но и их частных лиц;

наднациональные органы ЕОУС обладали фискальными полномочиями; они были правомочны применять штрафные санкции к юридическим лицам государств-членов, когда нарушали условия конкуренции;

ЕОУС обладал автономным бюджетом, формировавшимся из системы собственных ресурсов, а не за счет взносов государств-членов.

Парижский договор 1951 г. был подписан сроком на 50 лет. На Амстердамской 1997 г., а позднее и на Ниццкой 2001 г. конференциях представители государств-членов констатировали нецелесообразность пролонгации Договора о ЕОУС. 24 июля 2002 г. эта организация прекратила свое существование. Все ее полномочия перешли Европейскому сообществу.

Европейское (экономическое) сообщество. 25 марта 1957 г. в Риме теми же 6 государствами подписан Договор об учреждении Европейского экономического сообщества, вступивший в силу (после завершения ратификации странами-подписантами) 1 января 1958 г. и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.

Достижения:

В экономической сфере создание общего рынка, включавшего все секторы и отрасли народного хозяйства (за исключением угля и стали). Определен переходный период в 12 лет.

В политической сфере созданы институты ЕЭС. Главный законодательный институт - Совет, состоящий из представителей правительств. Комиссия, формировавшаяся наподобие Верховно­го органа: исполнительные полномочия. Положение Ассамблеи и Суда — как в ЕОУС.

Договор о Евратоме 1957 г. состоит из преамбулы и норматив­ных положений (свыше 200 статей), повторяют соответствующие положения Договора о ЕС.

Статьи в разделы: «Задачи Сообщества» вводные положения; «Положения по содействию прогрессу в области атомной энергии» права и обязанности наднациональ­ных институтов и государств-членов; «Положения, регулирующие деятельность ин­ститутов», «Финансовые положения», «Общие положения», «Положения, относящиеся к начальному периоду» и «Заключительные положения».

Далее 1960—70-х гг. страны Европейских сообществ пришли к выводу о необходимости распространить процесс интегра­ции на другие сферы общественной жизни — внешнеполитическую и правоохранительную:

— в целях выработки «европейской внешней политики» в 1970 г. совместным решением министров иностранных дел государств-чле­нов создано Европейское политическое сотрудничество (ЕПС). Объединяло те же стра­ны, являлось обособлен­ной структурой с собственными механизмами принятия решений. Это прообраз общей внешней политики и политики безопасности ЕС;

— в 1975 г. была создана группа Trevi в составе министров внутренних дел стран Сообществ, положившая начало сотрудни­честву государств-членов в области охраны правопорядка и борьбы с преступностью.

В связи с экономическими и общественно-полити­ческими изменениями в 1986 г. проведена крупномасштабная реформа правовых устоев Сообществ, выразившаяся в принятии Единого европейского акта (ЕЕА). По форме это договор), подписан 17 и 28 февраля 1986 г. в Люксембурге и Гааге, вступил в силу 1 июля 1987 г.

ЕЕА не создавал новых организаций. «Ревизионный» до­говором, вносил много поправок в учредительные документы Сообществ: расширена предметная компетен­ция Сообществ, проведена реформа институционного механизма, установлена окончательная дата создания единого «внутреннего рынка» (1 января 1993 г.). В отдельном разделе ЕЕА юридически закрепил правовой режим Европейского политического сотрудничества (сотрудничества госу­дарств-членов в сфере внешней политики). Наметил дальнейшие шаги в целях объединения в единую структуру — ЕС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: