Методические рекомендации. Работа на данном семинарском занятии не предполагает анализа источников

Работа на данном семинарском занятии не предполагает анализа источников. Знания по этой теме будут иметь внеисточниковое происхождение. Внеисточниковое знание это предпосылочное знание. Каждый историк принимает определенную систему культурологических, социологических, экономических, утверждений, с которыми и приступает к изучению источников. На этом занятии и следует усвоить те социологические и экономические утверждения, которые лягут в основу дальнейшей работы с источниками по истории Англии, Германии и Франции в период позднего средневековья.

Экономические понятия: капитал и капитализм как способ производства, прибавочная стоимость, норма эксплуатации рекомендуется изучить по учебнику «История мировой экономики». Здесь же обратите внимание на понятия «абсолютная и относительная прибавочная стоимость» и пути ее увеличения. Выделите отличия промышленного капитала от торгового и ростовщического. Какие типы капитала доминировали в позднее средневековье?

Сущность первоначального накопления капитала раскрывается в 24 главе "Капитала" Маркса, ее следует законспектировать. Обратите внимание на две стороны процесса первоначального накопления капитала. Процесс первоначального накопления капитала и генезис капитализма не одно и тоже, Первый - это складывание условий для капиталистического производства, второй - сам процесс возникновения капиталистического производства. Выясняя особенности генезиса капитализма в промышленности, вскройте причины появления мануфактуры и покажите особенности мануфактурного этапа в развитии капитализма. Генезис капитализма в сельском хозяйстве следует показать на примере капиталистического фермерства и капиталистической аренды. Объясните, почему издольная аренда была переходной формой аренды (от феодальной к капиталистической).

Вопрос о создания внутреннего капиталистического рынка предполагает усвоение самого понятие «внутренний рынок» по указанному учебнику, выяснение причины его возникновения и основных этапов его становления. Анализ процесса формирования двух основных классов капиталистического общества предполагает выявление источников, из которых выходили буржуазии и пролетариат, отличие буржуазии и пролетариата мануфактурного периода развития капитализма от фабричного.

Возвращаясь к понятию «внеисточниковое знание» отметим еще один его смысл. Оно означает, что наши предшественники – ученые историки, социологи, экономисты уже интерпретировали прошлое и дали ему оценку. С нею можно не соглашаться, но не учитывать ее нельзя. Проблема генезиса капитализма решается различными авторами по-разному. Можно говорить о нескольких его концепциях. Охарактеризуйте наиболее известные концепции: К.Маркса, М.Вебера и Ф.Броделя. Каковы позиции отечественной историографии по этому вопросу?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: