Тезисов

Господь наш и учитель, говоря «покайтесь», делал чтобы земная жизнь верующих в него была постоянным покаянием. Под этим словом никак нельзя понимать таинство покаяния (т.е. исповедь и отпущение грехов, производимые священником). Папа не может освобождать от наказаний за исключением тех, которые налагает по своему усмотрению или согласно с церковными канонами, т.е. с папскими же постановлениями. Папа не может отпускать никаких грехов иначе как с последующим объявлением и подтверждением, что их отпустил. Бог никому не прощает вины без того, чтобы он не смирился и не покаялся во всем священнику. Бессмысленно и дурно поступают священники, которые переносят в чистилище лежащие на них епитимии и сохраняют за собой право освобождать от них нас. Зло превращения церковных наказаний в чистилищные возникло оттого, что епископы спали. Если умерший душевно не здоров или не совершенен в любви, то это приносит с собой неизбежный большой страх, и тем больший страх, чем меньше вера и любовь.

21. Ошибаются проповедники индульгенций, говоря, что через папское отпущение человек освобождается от всякого наказания.
27. Вздор проповедуют те, которые говорят, что как только грош зазвенит в ящике, душа тотчас же уходит из чистилища.
32. Будут осуждены навеки, вместе со своими учителями, те, которые уверены, что, благодаря отпустительным грамотам, могут быть спокойны за свое спасение.

36. Учат не по-христиански те, которые утверждают, что желающие освободить души из чистилища не нуждаются ни в каком раскаянии.

40. Истинное покаяние ищет и любит наказание; но щедрые отпущения облегчают наказания и причиняют ненависть против тех, которые меньше всего создают для этого возможность.

41. О папском отпущении надо проповедовать с осторожностью, чтобы простой человек не подумал ошибочно, что это отпущение должно быть предпочтено всяким другим добрым делам любви.

43. Должно внушить христианам, что тот, кто дает бедным или помогает нуждающимся, лучше делает, чем если бы он покупал отпущение.
44. С помощью дел любовь произрастает, и человек становится лучше; но с помощью отпущений он не становится лучше, а только свободнее от наказания.
45. Должно учить христиан: кто видит нуждающегося, но пренебрегает им и расходует свои деньги на отпущение, приобретает этим не отпущение, а немилость Божью.

46. Должно учить христиан: кто не слишком богат, должен оставить необходимое для своего дома и не в коем случае не расточать на отпущения.
47. Должно учить христиан, что покупка отпущений добровольна, (но) не обязательна.
48. Должно учить христиан: как папа при предоставлении отпущений нуждается в молитве, так же желает он для себя много больше благоговейной молитвы, чем для услужливой платы.

49. Должно учить христиан: отпущение папы полезно, если нет его (папы) доверия к ним (христианам), но крайне вредно, если через него они теряют страх перед Богом.

51. Должно учить христиан: папа охотно пожелал бы - как ему также надлежит - продать собор св. Петра, из своих собственных денег подарить многое тем, у которых теперь продавцы индульгенций выманивают деньги из карманов.

52. Пусты и ничтожны мечты с помощью отпустительных грамот достичь святости, равным образом, когда легаты, даже папа, сами отдают этим в залог свои собственные души.

53. Враги Христа и папы те, которые проповедью отпущений хотят принудить к молчанию слово Божье в храмах.

54. Для слова Божьего несправедливо, если в одной и той же проповеди употребляется одинаково много или даже еще больше времени на отпущения, чем на слово Божье.

55. Мнение папы не может быть иным, чем это: если отпущения … совершаются с колокольным звоном, процессиями и празднествами, потом следует проповедовать евангелие (как самое значительное) с сотнями колоколов, сотнями процессий, сотнями празднеств.

Вормский эдикт
(26 мая 1521 г.)

Ввиду того, что Лютер со всем упорством и лживостью настаивает на своих явно еретических мнениях и через то всеми, имеющими страх Божий и разум считается безумным или одержимым злым духом, мы, согласно с нашей охранной грамотой, в двадцать пятый день недавно прошедшего апреля месяца приказали ему тотчас же убраться с наших глаз и послали к нему глашатая объявить, что он с этого двадцать пятого дня апреля в течение следующих ближайших двадцати дней будет иметь от нас свободный и безопасный пропуск, каковой по истечении указанных двадцати дней должен кончиться; дольше же терпеть его нельзя: надо будет после этого, наконец, взяться за надлежащие средства против этой тяжелой язвы, о чем идет дальше речь.

Во-первых, мы хотим, чтобы никто из вас, без всякого исключения (именно: никто из князей, чинов и подданных), по истечении упомянутых двадцати дней, которые окончатся в четырнадцатый день настоящего мая месяца, не принимал выше упомянутого Лютера на жительство, не давал ему ни есть, ни пить, не укрывал его, не оказывал ему, словами ли, делом ли, тайно или явно, помощи и содействия. Но где бы он ни появился, вы, если узнаете об этом, арестуйте его и отошлите под стражей к нам или же велите это сделать или, по крайней мере (если не удастся его схватить), немедленно нас известите. И вы за такое святое дело, равно как за ваши труды и расходы, получите достаточное вознаграждение. Также против его родственников, приверженцев, покровителей, сообщников, почитателей и последователей и их движимого и недвижимого имущества вы должны, на основании святого закона и в силу нашей и всего государства опалы, мудро поступать, именно бить их и хватать, брать себе их имущество, обращать в свою пользу и беспрепятственно оставлять за собой, если бы даже при помощи искусного обмана они показывали, что покинули этот путь и добиваются папского отпущения.

Далее, мы повелеваем всем и также вам в особенности, под страхом назначенного за это наказания, чтобы никто из вас вышеназванных сочинений Лютера, нашим святым отцом папой, как сказано выше, осужденных, и всяких других сочинений, изданных до сих пор по-латыни ли, или по-немецки, или на каком-либо ином языке, не покупал, не продавал, не читал, не держал у себя, не переписывал, не печатал, не отдавал в печать как сочинений, злых и подозрительных и исходящих от явного и упорного еретика; повелеваем также, чтобы никто не подчинялся его учению, не поддерживал его, не распространял и не защищал.
И чтобы все это было исполнено, чтобы оказано было доверие (этой грамоте), мы к ней приложили нашу императорскую печать. Дана в нашем и Священной Римской империи городе Вормсе, в восьмой день месяца мая, в лето по рождеству христову 1521, нашего же царствования в римском государстве второе, а во всех прочих шестое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: