double arrow

Гармоническая функция


Гармоническая функция включает в себя не только верти­кальное сложение хоровой ткани, нои характер гармоничес­кого развития по горизонтали.К числу ее важнейших компо­нентов и признаков относятся расположение аккорда, его плотность, количество голосов и т.д. Наиболее типичным принципом вертикального расположения хорового аккорда яв­ляется принцип «от широкого — к узкому», суть которого ввыстраивании широких интервалов внизу с постепенным сжа­тием их по мере перехода к высоким звукам в соответствии с обертоновым рядом. Расположение аккорда в хоре может быть тесным, широким и смешанным (включающим и тесное, и ши­рокое). Тесное расположение, как правило, производит впе­чатление компактности и собранности. Обычно оно использу­ется в однородном хоре (чаще — женском и детском, реже — мужском). Широкое расположение менее концентрированно и слитно, но зато более объемно и полно. Оно преимуществен­но применяется в смешанном и мужском хоре. Не менее часто в смешанных и мужских составах используется и смешанное расположение аккорда (в мужском хоре оно строится на пре­обладании широких интервалов в нижнем регистре и узких — в верхнем, а в смешанном — в постепенном переходе от широ­ких интервалов в мужских голосах к более узким — в жен­ских). При широком расположении, в отличие от тесного, поле свободного развития мелодического голоса ограничивается, что вызывает необходимость сужения его диапазона.

В гомофонно-гармоническомскладе исторически выдели­лись три функции голосов: 1) мелодия (главный голос); 2) бас; 3) гармонические голоса (средние}.









Сейчас читают про: