double arrow

Мелодическая функция


Звучание мелодического голоса в хоре определяется его окраской (тембром), громкостью, плотностью и объемом из­ложения, а также взаимодействием с другими элементами фактуры.

Тембровая окраска зависит от используемого регистра и связанной с этим большей или меньшей вокальной напряжен­ностью и яркостью звука; плотность — от того, исполняется мелодия одной хоровой партией (соло) или несколькими партиями в унисон; объем — от того, какое (одноголосное, октавное или многоголосное) изложение мелодии использует­ся в партитуре; громкость — от всех этих факторов в совокуп­ности. На восприятие характера звучания мелодии существен­ное влияние оказывают и окружающие ее голоса, которые могут существенно изменить общий колорит. Наличие других функциональных слоев в хоровой партитуре вызывает необ­ходимость выделения и обособления мелодии естественным или искусственным путем. Все эти факторы взаимосвязаны; изменение количественной или качественной стороны одного из них непременно сказывается на качестве другого.

Мелодия в хоровой партитуре может излагаться одноголос­но или многоголосно. Под одноголосным изложением следу-





Функции хоровых голосов



ет понимать проведение мелодии одной хоровой партией или унисоном нескольких.В первом случае тембр той или иной хоровой партии выступает в чистом виде. При этом наи­более полно раскрываются его характерные свойства: мяг­кость, блеск и подвижность сопрано; глубина и сочность аль­тов; «тембристость» и яркость теноров; сила, плотность и мощь басов. Во втором случае возникают смешанные тембры. Их характер зависит от окраски соединяющихся голосов (муж­ские, женские), а также от сходства или различия их регист­ров. Чем больше различия в регистрах, тем менее устойчива унисонная комбинация; поэтому соединение в унисон однород­ных голосов (сопрано и альтов, теноров и басов) отличается большей слитностью, чем соединение неоднородных, менее сходных по окраске и напряжению регистров (альты+тенора, сопрано+тенора, альты+басы, сопрано+басы). Унисонные со­единения трех хоровых партий образуют сложное смешение тембров с преобладанием то женских, то мужских голосов (со­прано + альты + тенора, сопрано + альты + басы, сопрано + тенора + басы, альты + тенора + басы). Унисон четырех хоро­вых партий (сопрано + альты + тенора + басы) наименее орга­ничен, что связано с несоответствием напряженности регист­ров крайних голосов.

Многоголосное изложение подразумевает проведение ме­лодии комплексами интервалов или аккордов (мелодичес-кий пласт). Удвоение (утолщение) мелодической линии пре­дусматривает обычно известную выравненность звучания. Наиболее благоприятные условия для слитности создаются при соединении однородных голосов (сопрано и альтов, тено­ров и басов). Идеальная же слитность создается, когда мело­дический пласт «выстраивается» внутри одной партии посред­ством ее деления на голоса (divizi). Возникающие при этом тембры могут быть чистыми (divizi одной хоровой партии) или смешанными (аккордовое изложение мелодического пласта одновременно несколькими хоровыми партиями). Наиболее употребительные интервальные соотношения для двухголос­ного мелодического пласта: терции-сексты (сопрано+альты, альты+тенора, тенора+басы), сексты-децимы (сопрано+тено­ра, альты+басы), децимы-терцдецимы (сопрано+басы). В слу­чаях, когда в результате гармонического насыщения мелодии «изнутри» мелодический пласт уплотняется до трех, четырех и даже пяти голосов, возникает движение параллельными











Сейчас читают про: