Глава 4. Хоровая партитуре


аккордовыми комплексами. Как правило, в многоголосном пласте преобладает тесное расположение, дабы придать его звучанию большую слитность и собранность. По этой же при-чине здесь чаще всего используется сочетание однородных го­лосов (женских или мужских). Наиболее употребительные варианты аккордового изложения мелодии — движение парал­лельными трезвучиями, секстаккордами, а в случаях разделе­ния партий (divizi) — септаккордами и даже нонаккордами.

Промежуточное положение между одноголосным и мно­гоголосным изложением занимает октавное проведение ме­лодии, суть которого — в эффекте усиления и обогащения ее с помощью октавного удвоения. Следует отметить, что в отличие от унисона, в котором слитность звучания и смеше­ние тембров достигается с помощью одновысотного слияния партий, в октавных соединениях более существенное значе­ние приобретает «пространственное» смешение тембров. Обыч­но в одну, две или три октавы располагают неоднородные го­лоса. Объединяя тождественные регистры и диапазоны, они дают более ровную звучность. Октавные соединения однород­ных голосов встречаются реже, поскольку в этом случае мы сталкиваемся с несовпадением регистров и соответствующим различием вокальной напряженности. Вместе с тем компози­торы часто используют октавное изложение мелодии как фак­тор динамический и пространственнно-изобразительный. Один из ярчайших примеров, иллюстрирующий такого рода моменты, — хор СИ. Танеева на стихи Я.П. Полонского «Вос­ход солнца». В этой связи весьма показательно наблюдение В.О. Семенюка: «Начало хора "Восход солнца" изложен в абсо­лютном унисоне: и тенор и сопрано поют свою фразу во второй октаве, когда совпадают не только абсолютная высота и инто­национное (вокальное) усилие, напряжение, но и биение уни­сона. Второе проведение этого мотива (фразы) изложено в октавный унисон, благодаря чему проявляется фоническое свойство широкого интервала, столь необходимое автору для выражения своей художественной идеи пространства»1.

Следует отметить, что мастера хоровой «инструментовки», как правило, более широко используют средние, и реже — крайние, особенно верхние, регистры; а также учитывают та­кие специфические для хора особенности изложения, как со-

1 Семенюк В.О. Указ. соч. — С. 108.


Функции хоровых голосов



ответствие характера мелодии техническим и динамическим возможностям регистров, естественность мелодического раз­вертывания голосов, известную соразмерность в чередовании подъемов и спадов мелодической линии и т.д. Отметим так­же, что на характер звучания мелодии влияют не только вид изложения (одноголосного, октавного или многоголосного), тембр, регистры, плотность, динамика ведущих мелодию голо­сов, но и общая направленность развития хоровой звучности, соотношение мелодии с другими функциональными слоями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: