- Заполнение пропусков в словах, раскрытие скобок;
- Перевод транскрипции в графическое изображение с последующим объяснением выбора написания.
Запишите слово, как оно слышится, а затем переведите его в буквенную форму.
Слышу | Вижу |
КОНСТРУИРОВАНИЕ -подбор слов под определенное правило
- Подобрать для словарного диктанта 10 слов с непроверяемой орфограммой в первом слоге (в корне, в заимствованных словах…);
- Составить предложение/текст со словами на изучаемое правило (с чередующимися гласными, с шипящими на конце слова, с наречиями…);
Составьте текст-описание. Используйте в нем для связи предложений и частей текста некоторые из следующих наречий: справа, слева, издалека, здесь, вдали, рядом, впереди, вверху, внизу, везде, направо, налево, вправо, влево.
- Подготовка дидактического материала (карточки товарищу);
- Составление орфографических обобщающих таблиц
Побуждает находить в материале общее и частное, типичное и случайное, систематизировать материал, выделять признаки, по которым родственные орфограммы могут быть объединены. В результате заполнения обобщающей таблицы дети анализируют условия выбора орфограммы, учатся быстро применять орфографическое правило к конкретным фактам, тренируются в разборе слов по составу и закономерно приходят к выведению обобщающего правила.
|
|
- Выведение обобщающего орфографического правила
Ход урока
На доске:
Друзья встречаю (тся, ться) после разлуки. | Радостно встреча (ться, тся) после разлуки. |
Вращае (тся, ться) колесо машины. | Начинает враща (ться, тся) колесо машины. |
Группа отправляе (тся, ться) в экспедицию. | Группе надо отправляя (ться, тся) в экспедицию. |
Прочитайте примеры. Какие звуки произносятся на месте выделенных букв? На какие вопросы отвечают глаголы в левом и правом столбике? Выведите правило: в каких случаях в глаголе пишем –тся и –ться?
Значение этапа: у учащихся формируется понимание орфографии как системы, а объединение ряда правил родственного характера сокращает количество материала, подлежащего запоминанию).
- Составление алгоритмического предписания.
- Классификация слов по типам орфограмм (выписывание слов из письменного или устного текста – по заданию учителя).
Я буду диктовать предложение, а ваша задача, услышав орфограммы на правило, которое мы только что изучили, выписать их в тетрадь без ошибок.
- Составление памяток
«Как готовиться к письму по памяти»…
«Как списывать текст»
1. Прочитай внимательно текст.
2. Найди незнакомые слова, выпиши из словаря их значение.
3. Найди слова с орфограммами. Вспомни правило.
|
|
4. Найди орфограммы не-буквы. Вспомни правило.
5. Произнеси текст по слогам, называя орфограммы не-буквы.
6. Спиши текст.
- Ответы на вопросы по орфографии (сочинение-рассуждение на грамматико-орфографическую тему – задание есть в ГИА): сначала устно, потом письменно.
IX. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Цель: закрепить навыки, выявить пробелы в знаниях и умениях, предупредить повторное допущение ошибок.
Последовательность работы: ознакомление учащихся с результатами письменной работы (диктанта), повтор теоретического материала, исправление, показ приемов работы над ошибками, упражнение в письме, д/з.
Исходный момент: учет и классификация ошибок. Для 1 урока отобрать не более 4-5 ошибок, чтобы добиться результата. Регулярно, систематически. Индивидуальная работа.