Жизнь и деятельность Кирилла и Мефодия

Осенью 863 г. по приглашению Ростислава в Моравию прибыли Констнтин и Мефодий. Поскольку оба они были уроженцами Солуни, то уже с детства наряду с греческим, владели языком славянского населения окрестностей Солуни. Братья были родом из знатной семьи, получили прекрасное образование. Константин Философ прославился как искусный дипломат и выдающийся ученый, Мефодий - как ученый и талантливый организатор. Перед ними стояли две задачи. Первая была религиозно-культурной; братья намеревались заложить фундамент национальной славянской церкви. Для этого нужно было перевести необходимые литургические и библейские тексты, а также подготовить местное духовенство. Эту задачу братья выполнили быстро и успешно. За короткое время они перевели на славянский язык «весь церковный чин и научили их и утрене, и часам, и обедне, и вечере, и повечерию» и подготовили несколько кандидатов в священники. На основе глаголицы был создан славянский литературный язык, способный на таком же уровне, как греческий и латинский, обслуживать все сферы общественной жизни государства. Особое значение имела переводческая деятельность солунских братьев, создание первых памятников оригинальной славянской литературы. В результате Великая Моравия стала первым центром письменности и образованности всех славянских народов.

Вторая задача была политико-дипломатической: братьям как послам византийского императора вменялось в обязанность договориться с франкскими священниками, работавшими в Моравии уже в течение нескольких десятилетий; с Франкским государством, домогавшимся политического господства и с Римским престолом, осуществлявшим церковную юрисдикцию над Моравией. Появление славянского духовенства давало мораванам возможность отказаться от баварских миссионеров, поэтому баварский епископат резко отрицательно выступал против славянского богослужения, стремясь в действительности закрепить не только церковную, но и светскую власть восточнофранкских феодалов над славянским государством. Об этом красноречиво свидетельствует письмо баварских епископов папе Иоанну IX: «Отцы наши мечом подчинили моравских славян и по этому праву моравы должны быть у нас в подчинении, хотят они этого или нет».

Византийская миссия в Моравии могла быть успешной только при поддержке Рима. Между тем, восточная экспансия франкских миссий и очевидное намерение епископов Пассау и Зальцбурга создать мощную германскую церковь в Центральной Европе вызывали подозрения у папы Николая I. Он полагал, что это создает угрозу верховенству римского престола, поэтому в 867 г. он послал приглашение Константину и Мефодию с учениками посетить Рим. Там кандидаты были рукоположены, папа Адриан П разрешил в Моравии славянскую литургию и назначил архиепископом славянской церкви Мефодия. Константин в 868 г. принял схиму (в монашестве Кирилл) и вскоре умер в Риме. Мефодий с учениками вернулись в Великую Моравию, где политическая ситуация круто изменилась.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: