О целебном источнике и о святых Кирилле и Мефодии

Евангелие от Иоанна 5:1–16 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы с вами слышали евангельский рассказ о целебном источнике на окраине Иерусалима. Там собирались толпы больных, они лежали целыми рядами и иногда подолгу; туда приходили и с семьями. И нам это все понятно, потому что в любое место, где есть исцеление, тянутся люди. Они жаждут вернуть себе здоровье, подняться на ноги. Вот был такой целебный источник. Лишь изредка, когда там вскипала вода, она становилась целебной. И тогда все торопились, толпились и, оттесняя друг друга, бросались к этой воде.

Был там один человек, который лежал совсем близко от воды, лежал годами. У него не было никого близких. Он был параличный, расслабленный. И представляете его горечь, его обиду: глаза видят эту воду, до нее рукой подать — а он ничего не может сделать! Он бессилен!

И приходит Господь в это место печали, в эту больницу, в это скопище слепых, хромых, смердящих, ходит среди них и останавливается около этого человека. Тот даже Его не видит, а только слышит голос, спрашивающий его: «Давно ли ты тут лежишь?» Он отвечает: «Тридцать восемь лет».

Наверное, всю жизнь! С юных лет лежал он, как труп! Лежал в двух шагах от возможности исцеления.

И Господь говорит ему: «Встань! Возьми постель твою и ходи».

Как молния, входит сила Божия в его тело, можно сказать, в заживо умершее тело. Человек поднимается, озирается вокруг и даже не видит, кто же это его исцелил!.. Господь отошел. Но когда его исцелял, Он спросил: «Ты давно тут лежишь, а почему не мог приблизиться к этой воде?» А тот сказал: «Нету меня человека, который бы мне помог». «Человека не имам» — сказал он. Вот на эти слова я хочу обратить ваше внимание.

Господь дает нам много благ и возможностей бороться со злом. И в то же время Он хочет, чтобы это было сделано руками человека! И каждый страдающий может сказать, что Бог мне помог руками ближнего, руками человека. Рука Божия сегодня, как и вчера, как и во все дни, действует через милосердную руку человеческую. И как бывает горько, когда есть люди, которым некому протянуть руку у которых нету человека, который бы им помог.

Тот целебный источник лишь изредка вскипал и становился оздоровляющим. Но у нас с вами есть вечный источник — Евангелие, Дух Божий, сила веры, присутствие Христа–Спасителя в нашей жизни, а мы, как тот паралитик, лежим рядом распластанные, полумертвые и не можем приблизиться. И можем ли мы сказать, как тот человек: «некому мне помочь». Можем ли мы так сказать? Нет, не можем! Потому что у нас есть и храмы, и служители храмов, и друзья, и все у нас есть. У нас есть Церковь, которая как раз и выполняет эту роль, она ведь и есть тот человек, который может помочь нам приблизиться к источнику вечной жизни и духовного обновления!

Только каждый из нас должен не просто ждать, что кто–то нам поможет, а должен стараться помочь другому, поделиться с ним своим духовным сокровищем, своим переживанием, своей верой, словом Божиим!

Вчера мы праздновали память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Весь мир празднует их память. Недавно отмечали тысячелетие их трудов — в самых разных странах, в том числе и у нас. Почему? Потому что они как раз и были такими людьми, которые захотели слово Божие принести тем, кто его не имеет. Они жили далеко отсюда. На самолете сейчас из тех мест надо лететь несколько часов. А тогда, почти тысячу лет назад? Месяцами надо было добираться до наших мест. На кораблях, пешком, по опасным дорогам, на вьючных животных. А ведь они имели все, о чем может мечтать человек. Дети знатного царедворца, выросшие и воспитанные в богатом доме! Оба (они были родные братья), и Кирилл, и Мефодий, имели возможность стать блестящими приближенными при дворе византийского, греческого, императора. Как теперь говорят, у них впереди была блестящая карьера.

Но вместо этого Кирилл начал в библиотеке собирать, сохранять, переписывать и изучать рукописи Священного Писания и христианских книг. А Мефодий захотел посвятить себя иноческой жизни. В конце концов оба стали монахами. Но их ученость привлекла императора, и он стал посылать их в те далекие страны, где надо было проповедовать Слово Божие.

Однажды, в знаменательный день для нашей страны и для тех стран, где люди говорят на славянских языках: Чехословакии, Болгарии и других соседних стран, — в знаменательный день братья были вызваны к царю, который сказал им, что из стран славянских великий князь прислал людей, прося проповедника слова Божия. Там уже народ был крещен, но не знал ни слова Божия, ни истин веры!

Нужен был проповедник. Тогда Кирилл сказал: «А как же я им расскажу? — знают ли они грамоту?» На это им ответили, что они не только не знают грамоты, но у них даже азбуки нет!

В то время, тысячу лет назад, у славянских народов не было азбуки, той азбуки, которой мы пользуемся сегодня. И вот Кирилл, испросив Божия благословения, занялся этим делом. Он сказал: «Как можно чему–либо учиться без писаного слова?!» Слово, сказанное только устно, — это все равно что писать на воде, на которой потом ничего не остается. И он, собирая древние буквы, греческие и другие, составил из них тот алфавит, которым пользуются теперь люди во многих частях света, и прежде всего у нас.

С помощью этого алфавита они написали первые слова Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово». Они перевели Священное Писание для богослужения и отправились в славянские земли. Сначала в Крым, а потом в те места, где теперь находятся Чехия и Болгария.

Великие труды, необычайные препятствия, множество скорбей — и при этом торжество. Кирилл умер молодым — ему не было и 42 лет, — истомленный долгими дорогами, испытаниями и непрестанным трудом. Он был похоронен в Риме, куда приехал и привез из нашей страны мощи мученика Климента.

Остался брат его Мефодий, который и продолжил его труды. Кирилл ведь умер простым монахом. Мефодий был поставлен епископом для славян. Его долго угнетали немцы. Они бросили его в страшную темницу, где он несколько лет находился между жизнью и смертью. Потом, когда уже он вышел из темницы, правота его была доказана. Мефодий тоже умер сравнительно молодым.

Прошли века. Над нами они сияют как просветители славянских народов. Все народы, говорящие на славянских языках: русские, украинцы, болгары, сербы, — все они обязаны Кириллу и Мефодию, обязаны их трудам. Вместо спокойной жизни у себя дома они предпочли труд проповедников слова Божия. Они и оказались теми людьми, которые помогли сидящим во тьме и сени смерти. Поэтому уже десять веков их прославляют не только люди, а прежде всего Господь, потому что они святы перед Ним, они стали рукой Божией, действием Господа у нас на земле.

Поэтому мы молимся им и призываем их, чтобы они каждого из нас научили в нашей малой жизни, при наших малых возможностях быть тем человеком, который помогает другому принять свет слова Божия. И если у нас есть «корка» веры в сердце, мы не должны хранить ее мертвым грузом, как сокровище, закопанное в землю, а постараться передать ее ближнему, чтобы от одного огонька зажигался другой, и никогда этот огонь не погас.

Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня неделя, посвященная воспоминанию о расслабленном. Вы все помните, что на каждое водосвящение мы читаем в Евангелии про купель Вифезду, по–русски значит «Дом спасения». Сколько людей туда приходило! Многие поколения людей! Приходили, садились около колонн, смотрели в воду, в этот бассейн–купель, и ждали, когда там появятся пузырьки, когда вскипит вода, и знали, что первый, кто войдет в нее, получит облегчение своих болезней. И столько людей там собиралось, что евангелист говорит: «…великое множество болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды, ожидающих, когда вода придет в движение».

Вот приходит туда Господь. Приходит в этот дом страдания и дом милосердия, дом исцеления и среди всех находит одного человека, человека, единственного из всех лишенного надежды. Все надеются, что рано или поздно доберутся до воды, что их донесут родные, что они получат если не полное исцеление, то хотя бы облегчение. А он, параличный, недвижимый, лежит на своей подстилке уже годы — двадцать, тридцать, почти сорок лет, можно сказать, всю свою жизнь! Наверно, еще в молодости разбил его паралич, и вот с тех пор, забытый всеми, родными и близкими, он там лежит. Нет человека, нет никого, кто бы его поднял и подтащил к воде.

И Господь из всех выбирает только этого безнадежного, подходит к нему сзади, так что тот даже не видит лица Его. Спрашивает: давно ли ты тут лежишь? — и он отвечает упавшим голосом, привыкнув уже к тому, что он как ветошь ненужная, как прах лежит тут: «Тридцать восемь лет лежу я». «Почему же ты не пытаешься войти в купель?» «Человека нет; нет человека, который бы мне помог коснуться целительной воды.» «Ахочешь исцелиться?» «Да, господин, хочу!» — говорит он, не видя, Кто с ним разговаривает! И тогда он слышит властное слово Господа:

«Встань! Встань, возьми свое ложе и иди».

И в эти расслабленные жилы вновь возвращается сила! Человек, который, можно сказать, заживо был здесь погребен, лежал как труп, вдруг почувствовал в себе дыхание жизни, поднялся, встал, собрал свою подстилку и, не поворачиваясь (он, видно, обезумел от радости), пошел оттуда. Пошел оттуда исцеленный.

А Господь нашел его, обратился к нему и сказал: вот ты согрешил, на тебе был грех, и тебе простились все грехи твои; иди, не греши, чтобы не было с тобой худшего. Видно, знал Господь душу этого человека. А блюстители Закона, фарисеи, когда увидели, что в день субботний, когда по правилам церковным не полагалось ничего делать, он несет свой одр, свою подстилку, спросили: кто тебе велел ходить? — он ответил: Тот, Кто меня исцелил. «Как Его зовут?!» «Я не знаю, я Его не видел!»

А когда он увидел Его в лицо, Спасителя своего, он пошел к ним и сказал (донес!): мне велел это сделать Иисус из Назарета Галилейского. Донес на своего Избавителя, на Того, Кто его к жизни вернул, Кто превратил его из живого трупа в полноценного человека, — он тут же, не колеблясь, выдал Его имя. И говорит евангелист Иоанн, что с того времени особенно фарисеи стали преследовать Господа.

В этом рассказе мы видим, как тесно связаны душа и тело человека. Господь сказал: ты был болен, иди и впредь не греши, чтобы не было худшего. В самом деле, часто наши болезни связаны с нашей душой! Напоминаю вам о том, что есть худшие болезни: вот лежит человек параличный, он не может пошевелить ни рукой, ни ногой; у него нет болей, он не страдает, но в то же время он и не живет.

Как это напоминает нам о параличе души, когда душа наша спит как полумертвая, когда она не может пошевелиться, когда она не только 38 лет, а всю жизнь немощная и расслабленная! Расслабленная в молитве, расслабленная в деле, расслабленная во всей жизни, ничего не могущая сделать для Бога.

Обратим внимание на слова этого больного. Он говорит: нет человека, который бы мне помог подойти к купели. А у нас есть такой человек, у нас есть Богочеловек, Господь Иисус. У нас есть купель, которая не раз в год, как та, дает исцеление, или раз в день, а постоянно открыта.

Перед нами сила благодати, сила Евангелия, сила Церкви и Сам Богочеловек, Тот, Который говорит каждому из нас: возьми свой одр, встань и иди, хватит лежать тебе, подобно мертвому! Встань, душа! Ведь придет время, и очень быстро, когда данная тебе жизнь будет взыскана с тебя! Что ты тогда ответишь? Скажешь: лежала я как труп, лежала я мертвая и ничего не сделала ни для людей, ни для Бога. Вялая, косная, сонная, бездеятельная.

Мы ждем вечной жизни, а вечная жизнь есть вечное движение и вечная радость. Сонная, мертвая душа — разве ты можешь перейти в Вечность?! Разве ты можешь обрести Царство Небесное, когда уже здесь, по эту сторону жизни, мы уже духовно умерли! Ноги наши двигаются, язык наш ворочается, едим, пьем и спим, а душа наша уже погребена, уже стала, как тот параличный, расслабленной и мертвой.

Итак, посмотрим на эту купель, взглянем на руку которая нам простерта, и скажем:

Господи, да, мы параличны! да, мы расслабленны! да, мы немощны! ни на что не способны! Но мы имеем и источник жизни,

и имеем Человека, Который может нас подвести к этому искупительному водному чуду! Чуду купели, дому спасения.

Там был бассейн, к которому приходили исцеляться, а здесь этот дом есть храм Божий. Мы сюда приходим все слепые — духовно,

хромые — душевно, сухие — сердечно, чающие движения Божественной воды. Так пусть огонь, который нисходит на эту воду,

войдет и в нас. Через два дня будет преполовение Пятидесятницы, половина времени от Пасхи до Троицына дня прошла. Мы с вами готовились к пасхальным дням Великим постом, а теперь я всех вас призываю: будем готовиться ко дню Святой Троицы!

Какой это день? Это день, когда Дух Божий сошел на апостолов! Но ведь раз на апостолов, значит, и на нас он должен сойти. Но Он сходит только на готовых, на тех, которые взывают к Нему: «Прииди и вселися в ны». Значит, должны мы сейчас готовиться к этому, готовиться к этому дню молитвой, исповедью, причащением, добрым деланием, борьбой с грехом своим. И тогда в тот день, когда Дух Божий сошел на апостолов, Он придет и в наши души.

Аминь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: