Черты романтического миросозерцания и поэтики: двоемирие, мистицизм, романтическая ирония, типизация (особенности), проблематика. ???

· Эстетика романтизма подчеркнуто противопоставлена классицистической. Все нормы поэтики классицизма: представление об извечном универсальном идеале красоты, принцип иерархии жанров и стилей, не смешения трагического и комического, закон трех единств в драматургии – казались романтикам крайне условными, искусственными. Романтики требуют искусства естественного, свободного в той мере, в какой свободна природа и сама жизнь. Для этого художник должен опираться не на знание и разум, как классицист, а на прихотливую фантазию, творческое воображение, интуицию. В романтических произведениях выразительность доминирует над изображаемым, экспрессия и гротеск - распространенные приемы.

· Все это не означает, что рациональное начало было совсем чуждо романтикам. Даже самые ранние энтузиасты были способны к трезвой критической оценке своих пристрастий и вполне сознавали, что их представления об идеале, о творческом потенциале личности, о безграничной свободе во всех важных для них сферах жизни не выдержат столкновения с реальной действительностью. Это противоречие они пытались смягчить с помощью романтической иронии, которой удостаивалась не только прозаическая обыденность, но и сами их протагонисты, стремящиеся к заведомо недостижимому идеалу. В отдельных случаях осознание неизбывности конфликта приводило к разочарованию и пессимизму (“болезнь века”).

· Где старый порядок был сильнее, там молодёжь охотнее ратовала за новое. В Германии романтики против веймарского классицизма. Оппозиция Гёте das Klassische und das Romantische. Во Франции очень одинокие голоса. Кружки будут только в 20х-30хгг. В Англии кружков не было вовсе. Столетие развития предромантических комплексов, не с кем было воевать. Не называли себя романтиками, Байрон считал слово унизительным. Но для каждого романтика это своё: Вордсворт - романтизм - культ изначальности, первозданности, первичной простоты, адамической простоты. Шлегель - изощрённый интеллектуализм. Урбанность, многосложность. Шелли - открытие универсальных законов духа. Самозабвенный, альтруистический порыв духа. Байрон - эгоцентричность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: