double arrow

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Для специальности 031501 Искусствоведение


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВ

ПРОГРАММА КУРСА

ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО XIX - XX ВЕКОВ

Для специальности 031501 Искусствоведение

Москва, 2009

Составитель: канд. искусствоведения К. Л. ЛУКИЧЕВА

Программа утверждена на заседании кафедры

Всеобщей истории искусств 20.01.2009 протокол №1

Российский Государственный

Гуманитарный Университет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Зарубежное искусство XIX-XX веков» предназначен для студентов факультета Истории искусства, обучающихся по специальности 020900 Искусствоведение. Он является общепрофессиональной дисциплиной и завершает изучение истории зарубежного искусства.

Предмет курса – история изобразительного искусства и архитектуры Западной Европы и Америки Новейшего времени. Хронологически охватывает период с 90-х годов XVIII столетия до 90-х годов XX века. Тематически включает художественные явления от неоклассицизма и романтизма до постмодернизма. Центральной проблемой становится характеристика основных этапов распада парадигмы новоевропейской культуры и процессов с этим связанных, причин, приведших к радикальным переменам в формах, целях, функциях искусства, а также - отражение влияния крупнейших мастеров XIX - XX на те или иные итоги художественной жизни.




В истории изучаемого периода не раз имел место фундаментальный пересмотр самой сущности искусства: и в эпоху романтизма, и на рубеже XIX - XX веков, (что привело к возникновению многоликих форм искусства модернизма), и в 70-е годы прошлого столетия, в рамках принципиально новой культурной ситуации, наиболее определенно выразившей себя в постмодернизме. Изучение конкретных исторических феноменов, в которых обрели форму эти процессы и тенденции, анализ ключевых художественных явлений - задача этого курса.

Изучение зарубежного искусства XIX-XX ставит перед исследователями много остро дискуссионных проблем. Среди ученых нет единого мнения о хронологических рамках и внутренней периодизации этой эпохи, о его типологической характеристике и соотнесенности с исторически предшествующими периодами, о качественной оценке явлений, с ним связанных. Феномен современного искусства, составляющий содержание и смысл эпохи, как и полстолетия назад остается семантически достаточно неопределенным. Споры вызывают содержание таких терминов как «авангард» и «модернизм», необходимость провести четкую смысловую грань между понятиями “contemporary art” и “modern art”, переводимых на русский язык одним и тем же термином, вопрос о том, с какого художественного явления начинать отсчет развития современного искусства. В науке практически отсутствует достаточно общепринятая, хорошо аргументированная точка зрения о судьбах эпохи постмодернизма.



Суть этих проблем, перечень которых может быть легко продолжен, лежит в методологической области. Развитие художественной культуры Новейшего времени опрокинуло многие научные стереотипы, сложившиеся на основе изучения более ранних художественных эпох. Разрушенными оказались категории и критерии, позволяющие до сих пор интерпретировать смысл и направленность исторического художественного процесса. Прежде всего это касается понятия стиля, с помощью которого искусствознание не только упорядочивало историю европейской художественной культуры, но и экстраполировало выведенные на этом основании закономерности на культуры, типологически принципиально от нее отличающиеся. В частности европоцентризм в представлениях научной истории искусства основывался во многом именно на этой процедуре. Точно также были опровергнуты доминанта эстетических критериев в оценках произведений искусства, а также тезис о подражании форм природы как ключевой фактор формотворчества.

Возникла острая необходимость пересмотра методологических позиций искусствоведения, выработки новых эффективных и адекватных методологических процедур, принципиального расширения междисциплинарных контактов истории искусства с другими гуманитарными дисциплинами, обогащения и углубления теоретических представлений в изучении и интерпретации феноменов искусства.



Все эти обстоятельства осложняют изучение современного искусства. Работая с этим материалом, преподаватель должен постоянно опираться на знаниях студентов в области методологии и теории искусства, на их владении современными методами интерпретации. Важнейшей предпосылкой понимания современного искусства является также четкое представление о типологических характеристиках и теоретических основаниях художественных культур прошлого, изучаемых в рамках всеобщей истории искусства.

В итоге, в конце обучения студенты должны составить представление о коренных отличиях между искусством Нового времени и художественной жизнью и художественной деятельностью XIX - XX веков, об основных тенденциях в развитии искусства указанного периода:

- отсутствие в нем четко выраженных стилевых характеристик;

- перемещение ценностных акцентов с категории изобразительности на категорию выразительности;

- стремление к максимальному раскрепощению и освобождению специфических выразительных возможностей изобразительного искусства;

- желание дойти до максимальных пределов самовыражения, которое стимулировало появление целого ряда новых направлений и доминировало в творчестве многих выдающихся мастеров;

- поиски новых способов познания и раскрытия подлинного смысла действительности средствами искусства, попытка встать в гносеологической сфере вровень или даже выше науки, благодаря потенциально заложенным в творчестве познавательным возможностям;

- поиск новых форм самого искусства;

- и в итоге - эксперимент с художественной формой, по масштабам, новизне и смелости немыслимый ранее в истории искусства Нового времени.

Студентыдолжны знать и понимать варианты периодизации современного искусства и их научное обоснование, основные художественные стили, направления, группировки, характеристику принципиальных художественных феноменов, творчество ведущих мастеров архитектуры, живописи, скульптуры, графики, визуально помнить и узнавать ключевые, выдающиеся произведения зодчества и изобразительного искусства.

ТЕМЫ И РАЗДЕЛЫ КУРСА:







Сейчас читают про: