Раздел I. Вводный

Тема 1. Философско-эстетические основания художественной культуры Новейшего времени.

Смена онтологических оснований европейской культуры от Нового к Новейшему времени. Формирование новой культурной парадигмы в истории западноевропейской цивилизации и ее основные параметры: типологическая характеристика. Неклассическая европейская философия и эстетическая традиция, связанная с ней. Основные эстетические направления и их влияние на художественный процесс. Разрушение аксиологических принципов и критериев новоевропейской культуры и складывание новой системы ценностей в сфере искусства. Визуализация трансформации аксиологических и онтологических аспектов культуры в творческом акте и художественном произведении.

Место художественной культуры новейшего времени в историческом развитии искусства.

Тема 2. Периодизация современного искусства.

Дискуссия в науке о хронологических рамках, о начале и конце современного искусства. Разрушение классических для европейского искусства критериев и принципов периодизации (прежде всего стилевых) и поиск новых. Теоретические и методологические проблемы замены одной парадигмы развития искусства (эволюционной, однолинейной) другой, для которой характерно сосуществование разнонаправленных движений.

Локальные периодизации в некоторых национальных школах как пример коррелятивных связей между художественными и социально-политическими процессами: Франция: (искусство эпохи Директории, Консульства, Империи, Реставрации, Июльской монархии, Второй республики и Второй Империи, Третьей республики); Англия (искусство георгианской эпохи, викторианской эпохи), Германия (бидермайер, грюндерцайт). Отражение этих периодизаций в историографии искусства XIX века.

Раздел II. Изобразительное искусство и архитектура эпохи романтизма.

Тема 1. Неоклассицизм в изобразительном искусстве конца XVIII – начала XIX веков.

Социокультурные причины, способствовавшие возрождению классицистических идеалов в искусстве. Роль Рима в «оформлении» классицистических идей и их распространении в европейские школы.

Творчество Жака-Луи Давида (1748-1825) на рубеже столетий. Характеристика его стиля «революционного классицизма» – истоки, композиционные и колористические решения, риторика и нарратив художественного языка, сюжеты, произведения. Судьба и творчество художника после Великой Французской Революции. Давид и наследие Н. Пуссена в искусстве XIX века.

Школа Давида: принципы обучения, эстетический идеал. Роль школы и учеников Давида в развитии французского искусства XIX века. Группа «примитивов» в мастерской Давида – первый пример «бунта» в искусстве XIX века.

Проблема академизма. Академия как социокультурный институт, ее цели и средства социализации искусства. Академизм как официальная государственная нормативная доктрина, защищающая интересы государства и его институтов в искусстве.

Роль национальных академий в развитии художественного процесса в XIX веке. Отличия, существующие в культурной политике между академиями разных стран и их причины. Художественная политика Академии изящных искусств и Школы изящных искусств во Франции.

Жан–Огюст-Доминик Энгр (1780-1867) – академическая основа стиля, темы и жанры. Влияние Энгра на французское искусство, ученики. Отражение в его живописи судеб академизма в романтическую эпоху. Творчество А.Л. Жироде-Триозона (1767-1824), Ф. Жерара (1770-1837), П.Н. Герена (1774-1833).

Скульптура. Творчество А. Кановы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: