Развитие рационализма как главной тенденции времени, в оппозиции к историзму, ар-нуво, экспрессионизму. 5 принципов рационализма. Формы его реализации:
- Основание Немецкого Веркбунда (1907, Мюнхен) – цели и задачи. Тенденции в его деятельности: расхождение со взглядами движения «Искусство и ремесла» по вопросу ручного и машинного труда, ориентация архитектуры на индустриальное развитие, смена концепций формотворчества, применение и эстетическое осмысление новых материалов, формирование принципов «индустриальной эстетики». Противоречия и разногласия между участниками. Деятельность Германна Мутезиуса (1861-1927). Изучение архитектуры и дизайна Англии, труды, посвященные современной британской архитектуре. Дом Крамера в Берлине.
Первая выставка Веркбунда в Кельне: строительство Театра Веркбунда А. Ван де Вельде, модели фабричного здания Вальтера Гропиуса (1883-1969) и стеклянного павильона Бруно Таута (1880-1038); развитие и цели выставочной деятельности. Эволюция творчества П. Беренса: Турбинный цех АЭГ, Фабричный комплекс АЭГ, посольство Германии в Санкт-Петербурге. Начало творчества В. Гропиуса – здание фабрики «Фагус» (совместно с А. Мейером).
Социальная направленность архитектуры, идея дешевого жилища и новые взгляды на градостроительство. Поселок Вайсенхоф в Штутгарте (1927), поселки в Бреслау и Вене, их влияние. Проблема преемственности между Веркбундом и Баухаузом, вклад Веркбунда в современную архитектуру.
- Хендрик Петрус Берлаге (1856-1934) – связь формотворческих принципов с идеей рационализма. Биржа в Амстердаме.
- Линия рационализма во Франции: ее истоки в творчестве Виолле ле Дюка и Огюста Шуази. Огюст Перре (1874-1954): начало преодоления декоративизма в оформлении экстерьера дома на ул. Франклин в Париже. Гараж на ул. Де Понтиё – уход от декоративных эффектов, геометризация структуры стены. Театр на Шан-з-Елизе. Церковь Нотр Дам в Ле Ранси, близ Парижа.
- Развитие рационализма в творчестве Адольфа Лооса (1870-1933). Пребывание в США и влияние Чикагской школы. От книги Салливана «Орнамент в архитектуре» (1892) к работе Лооса «Орнамент и преступление» (1908). Статьи против творчества Климта, Ольбриха, Хоффманна. Основание Свободной школы архитектуры в Вене (1906). Этапы творчества: вилла Карма в Кларенсе, близ Монтрё, Кернтнер бар в Вене, дом Штайнера в Вене; поселок Хойберг в Вене, дом Тристана Тцары в Париже; дом Кюнера в Пейербахе, дом Моллера в Вене, дом Мюллера в Праге.
Неоклассицизм начала XX века. Влияние американского неоклассицизма («Белый город» на Всемирной колумбийской выставке в Чикаго, 1893). Его особенности и отличия от европейского в типологии общественных зданий (Бостонская публичная библиотека, 1888-92, библиотека Пьерпонт Морган, 1903, Пенсильванский вокзал, 1906-10, в Нью-Йорке). Обращение к неоклассицизму XIX века для преодоления декоративизма ар-нуво и продвижения к рационализму (Беренс, Перре. Гарние, Гропиус, М. Ван дер Рое). Изменение стиля Беренса и Ольбриха (1900-1904), появление черт неоклассицизма в их последующих произведениях (павильон фабрики линолеума для выставки в Дрездене 1906 г., посольство Германии в Санкт Петербурге Беренса, универсальный магазин Титца, 1906, и дом фабриканта Финхальса в Дюссельдорфе, 1908 Ольбриха). Книга Зигфрида Гидиона «Позднебарочный и романтический классицизм» (1922).
- эклектика. Архитектура эпохи Вильгельма II в Берлине и условия сохранения позиций эклектики. Идея Вильгельма II о символическом выражении имперского могущества в архитектуре. Строительство Берлинского собора, Церкви памяти Вильгельма I на Курфюрстендамм, Рейхстага, Пергамон-музеум. Активное обращение к неоготике в общественных и культовых сооружениях.
Тема 3. Истоки современной скульптуры.
Сравнительная характеристика живописи и скульптуры на рубеже XIX-XX веков. Объективные предпосылки стадиального разрыва в их развитии: специфика выразительных и технических возможностей скульптуры, господство антропоморфной формы, при отсутствии необходимой степени деформации и условности изображения человеческой фигуры, автономность и различия в восприятии пространства – условное двухмерное живописное и реальное пространство пластической формы.
Влияние Родена на скульптуру рубежа веков.
Творчество Аристида Майоля (1861-1944). Значение античной скульптуры для формирования его пластического мышления, проблема выбора образца в ареале античной пластики. Эволюция антропоморфной формы и материала в его творчестве. Особенности портретного начала. Ландшафтная скульптура и проблема взаимодействия пластической формы с окружающей природной средой.
Творчество Эмиля Антуана Бурделя (1861-1929). Специфика его «диалога» с античной скульптурой, предпочтения и освоение образца в ареале античной пластики. Основные темы и их развитие. Принцип серийности как художественный способ развития темы – образ Бетховена. Особенности трактовки пластической формы. Экспрессионистические тенденции в его искусстве. Бурдель - монументалист.
Скульптура рубежа веков и раннего XX века вне Франции. Творчество Вильгельма Лембрука (1881-1919). Влияние Родена, Майоля, готической скульптуры. Развитие пластической формы от подражания греческой классике к экспрессионистической трактовке. Новые средства стилизации и выразительности. Ландшафтная скульптура – соотношение фигуры и пространства. Творчество Георга Кольбе (1877-1947) – влияние Родена и Майоля. Особенности индивидуальной трактовки классической пластической формы. Портрет, ландшафтная скульптура.
Тема 4. Фовизм.
Встреча будущих фовистов в мастерской Г. Моро.
Осенний салон 1905 года в Париже и начало истории фовизма. Появление термина. Черты фовизма, характеризующие его как первое направление современного искусства: новая концепция живописного пространства, разрушение классического понимания композиции и колорита (специфика живописной техники, тенденция к плоскостности пространственного построения, к максимальной активизации чистого, плоского цвета, роль контура, живописного мазка, фактуры живописи, деформации и упрощения форм). Причины предпочтения жанров пейзажа, портрета, натюрморта, связанные с целями и задачами фовизма. Сложение нового живописного формального языка на основе переработки и упрощения постимпрессионистических новшеств.
Неклассические истоки фовистической манеры: искусство примитива, африканское и первобытное искусство, детский рисунок, постимпрессионизм (Гоген, Ван Гог), творчество Наби.
Смысл программного отречения фовистов от классического, «музейного» искусства и профессионального обучения. Начало переосмысления профессионального статуса художника, обусловленное требованиями творческой свободы, деструкции академических норм и правил.
Ведущая роль Анри Матисса (1869-1954) в формировании концепций искусства и стилистики фовизма. Творчество Мориса де Вламинка (1876-1958), Альбера Марке (1875-1947), Рауля Дюфи (1877-1953), Андре Дерена (1880-1954), Киса ван Донгена. Жорж Руо (1871-1958) – путь от фовизма к экспрессионизму. Эволюция творческой манеры, экспрессионистический характер сюжетов. Религиозная тема в его живописи.
Период позднего фовизма в творчестве Матисса. Панно «Танец» и «Музыка» – их место в искусстве раннего XX века. Скульптура Матисса.
Тема 5. Экспрессионизм.
Зарождение экспрессионизма в Германии. Истоки и предшественники немецкого экспрессионизма: готическое искусство, экспрессионистическая линия в живописи немецкого Возрождения, искусство романтизма и символизма; значение творчества Ван Гога, Дж. Энсора, Э. Мунка, Ф. Ходлера для формирования стилистики экспрессионистической живописи.
Философско-теоретическая интерпретация экспрессионизма: концепция о перманентном присутствии и развитии экспрессионистской линии в искусстве; теория В. Воррингера о фундаментальных различиях в этнопсихологии, психологии творчества и принципах формообразования между народами Севера и Юга. Фовизм и немецкий экспрессионизм - сравнительная характеристика. Распространение экспрессионизма в архитектуре, скульптуре, литературе, драматургии. Журнальная и станковая графика.
Этапы развития экспрессионизма:
1. Образование группы «Мост», ее эстетико-теоретическая и художественная платформа. Экзистенциальная направленность и психологическая напряженность творчества. Темы жизни и смерти, человеческих взаимоотношений, большого города и «маленького человека». Мотивы обнаженной натуры, одно- и многофигурной композиции, тип пейзажа и портрета – концептуальные и формальные отличия по сравнению с постимпрессионизмом и фовизмом. Живописные и графические средства экспрессионистического выражения смысла. Концепция цвета. Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938). Эрих Хеккель (1883-1970), Отто Мюллер (1874-1930), Макс Пехштейн (1881-1953), Карл Шмидт-Роттлуфф (1884-1976). Эмиль Нольде (1967-1956) – эволюция творчества. Религиозная тема, развитие пейзажа. Экспрессионизм в Австрии: Эгон Шилле (1890-1918) и Оскар Кокошка (1886-1980).
2. Учеба и деятельность Василия Кандинского (1866-1944) в Мюнхене. Объединения, предшествующие группе «Синий всадник». Образование «Синего всадника», его цели и задачи. Искусство В. Кандинского, влияние его эстетико-теоретических взглядов, возникновение первых форм абстрактной живописи. Творчество Франца Марка (1880-1916), Августа Макке (1887-1914), Алексея фон Явленского (1864-1941), Лионеля Файнингера (1871-1956). Пауль Клее (1879-1940): точки соприкосновения с абстрактным экспрессионизмом. Эволюция «Синего всадника» в сторону чистой абстракции.
Расширение экспрессионизма за рамки Германии. Выставочная деятельность участников «Синего всадника», их тесные контакты с ведущими мастерами и современными направлениями в европейской живописи. Итоги выставочной и практической деятельности группы, становление Германии в качестве второго центра европейского искусства, наряду с Парижем.
Развитие фигуративной линии, идущей от группы «Мост», после распада обоих объединений. «Новая вещественность», «Октябрьская группа» и др. – социальная направленность искусства, мастера и произведения.
Скульптура экспрессионизма. Творчество Эрнста Барлаха (1870-1938). Средства экспрессивной деформации пластической формы.
Европейский архитектурный экспрессионизм 1910 – 1925. Влияние Стеклянного павильона Б. Таута. «Стеклянная цепь» в немецкой архитектуре и утопические идеи, связанные с ней. Реализация идеи «короны города» в Большом театре в Берлине (1918-19) Ганса Пёльцига (1869-1936). Творчество Эриха Мендельсона (1887-1953). Пластическая экспрессия Башни Эйнштейна (Обсерватория и астрофизическая лаборатория в Потсдаме, 1917-21). Переход к более конструктивистским решениям в фабричном здании в Лукенвальде и магазине в Бреслау. Комплекс на Курфюрстендамм в Берлине (1926-31). Сооружения, выполненные в эмиграции (госпиталь в Хайфе, здания университета в Иерусалиме).