Тема 7. Интернациональный стиль в архитектуре. Первый этап

Истоки рационализма в европейской архитектуре – зодчество Огюста Перре, рационалистические элементы в неоклассицизме, неоготике, ар-нуво.

Сложение интернационального стиля на основе линии рационализма, наследия Баухауза и группы «Де Стайль», представления о целях и задачах архитектуры, концепции формотворчества, значение новых материалов и технологий. Проекты и сооружения ведущих архитекторов – В. Гропиуса, М. ван дер Рое – до их отъезда в Америку.

Лё Корбюзье – одна из центральных фигур в современной архитектуре. Влияние его концепции, проектов и реализованных сооружений на теорию и практику современной архитектуры. Творческий путь архитектора:

влияние Огюста Перре, немецкого Веркбунда, Миса ван дер Роэ на творческое формирование мастера

эстетика пуризма Лё Корбюзье и Амедея Озанфана, их сотрудничество в журнале «L’ Esprit Nouveau»

архитектурная теория Лё Корбюзье

n разработка принципов современного градостроительства в творчестве мастера - эстетика и формы Лучезарного города, проекты реконструкции Рио де Жанейро, Алжира

n произведения Лё Корбюзье

Дальнейшее развитие архитектурного мышления и творческих принципов Ф.Л. Райта. Его деятельность до Второй мировой войны. Типология зданий: высотные здания и особняки. Влияние Райта на современное ему зодчество.

Тема 8. Сюрреализм - концепции искусства. Основные направления и мастера.

Социальная и творческая атмосфера в Париже накануне создания сюрреализма. Направления и мастера в истории европейского искусства, оказавшие влияние на сюрреализм. Вопрос об его предшественниках и истоках и, вместе с тем, о принципиальной новизне его интенций. Роль дадаизма и метафизической школы. Формирование и изложение теоретических концепций сюрреализма в Манифесте Андре Бретона (1896-1966), опубликованном в 1924 г. Представления о сущности творческой деятельности, природе и функциях искусства как средства постижения и репрезентации истины. Формулировка целей и поиск адекватных средств. Слагаемые творческого метода и их связь с психоанализом Зигмунда Фрейда. Вопрос о распространении метода в словесных и пластических искусствах. Проблема вербализации и визуализации разных уровней психической реальности, их корреляция. Разные формы визуализации: кино, коллективные игры и действия, изобразительные искусства. Широкое применение в сюрреализме альтернативных форм творчества, сложившихся в дадаизме, и создание новых (автоматическое письмо или психический автоматизм, декалькомания, параноико-критический метод, песчаные картины, фроттаж, фюмаж, коллективные игры и др.). Инструменты деятельности: манифесты, журналы, выставки.

Развитие, периодизация и распространение сюрреализма в Европе и Америке. Основные направления. Причины выбора альтернативных стратегии в живописи – иллюзионистическое изображение, абстрактные формы. Сюрреализм в скульптуре и проблема адаптивных возможностей разных видов искусства к его методу. Объекты, инсталляции, ready-mades. Участники сюрреалистического движения и их творчество. Андре Массон (1866-1987), Сальвадор Дали (1904-1989), Поль Дельво (1897-), Рене Магритт (1898-1967), Ив Танги (1900-1955), Макс Эрнст (1891-1976), Роберто Матта (1911-), Хуан Миро (1893-1983), Альберто Джакометти (1901-1966), Луис Бунюэль (1900-1983), Ман Рэй, Ганс Арп

Влияние сюрреализма на искусство второй половины XX века, в частности на европейский и американский абстрактный экспрессионизм.

Тема 9. Основные тенденции развития скульптуры.

Значение кубизма, абстрактного искусства и сюрреализма для становления форм современной скульптуры. Отсутствие единых критериев и путей ее развития. Сосуществование разнородных направлений, традиционных и альтернативных форм творчества. Абстрактная и фигуративная пластика. Окончательное преодоление в это время стадиального разрыва в развитии живописи и скульптуры. Последовательная утрата классического статуса и типологических характеристик этих видов изобразительного искусства, размывание граней между ними.

Цели, средства и пределы трансформации антропоморфного начала в скульптуре. Характер связи между антропоморфизмом и гуманистическими идеалами и темами в творчестве Константина Бранкуси (1876-1957). Влияние Родена на ранней стадии творчества. Преодоление классических пластических традиций через знакомство с буддийской, готической, африканской скульптурой. Поиск синтетических, абстрагированных от внешнего подобия и спиритуалистически насыщенных форм. Символико-аллегорическая природа выражаемых смыслов. Архетипический уровень творчества Бранкуси. Взаимоотношения с кубизмом и абстрактным искусством. Проблема материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: