Тема 4. Европейское фигуративное искусство

Сфера фигуративного искусства как «место действия» крупных индивидуальностей. Жан Дюбюффе (1901-1985). Роль творчества детей и душевнобольных для формирования концепции искусства. Применение граффити. Смыслообразующие функции живописной техники: особенности живописной поверхности, фактуры, трактовки цвета и фигуративных форм, сочетание разных материалов, смешанной техники. Подчинение всех живописных средств выражению экзистенциальных смыслов. Ассамбляж и объекты в творчестве Дюбюффе – серия «Двери» и др. Понятие «art brut» как определение искусства наивного, примитивного, душевнобольных, и как самоопределение собственного искусства мастера.

Фрэнсис Бэкон (1909-1992). Характеристика индивидуальной манеры мастера. Интерпретация старых мастеров: мотивы, цели, средства. Семиотические функции живописного пространства у Бэкона. Форма триптиха и ее функции в его творчестве.

Цели, средства и пределы трансформации антропоморфного начала в скульптуре. Характер связи между антропоморфизмом и гуманистическими идеалами и темами в творчестве А. Джакометти и Г. Мура.

Альберто Джакометти (1901-1966). Пребывание в Италии на раннем этапе творчества и проблема выбора образцов: вместо классического, - влияние средневекового и проторенессансного искусства. Сложение нового типа антропоморфизма в его искусстве. Ассамбляж и эксперименты с открыто-пространственными конструкциями. Характер связей между объектом и пространством, однофигурная и многофигурные композиции. Сюрреалистический период в его творчестве.

Генри Мур (1898-1986). От биоморфизма к особой символической силе пластического начала. Темы творчества, их формальное и концептуальное развитие. Диалог с классическими мотивами. Особенности концепции ландшафтной скульптуры.

Послевоенное творчество Б. Хэпворт. Пластика Марино Марини (1901-1980). Религиозная и символико-аллегорическая скульптура Джакомо Манцу.

Тема 5. Поп арт. Альтернативные формы творчества.

Возникновение поп-арта как реакция на абстрактный экспрессионизм и его все более элитарный характер. Предпосылки и истоки поп-арта. Деятельность «Независимой группы» в Лондоне. Выставка «Искусство ассамбляжа» в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1961 г. Публикация в этом же году книги К. Гринберга «Искусство и культура». Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс - у истоков поп-арта. Эволюция их творчества от абстракции к формам нео-дада.

Связь поп-арта с философией массовой культуры, с ее формами, с идеями «индустриального» и «потребительского» общества. Пути заимствования форм и смыслов из массовой культуры. Поп-арт и масс-медиа. Выражение в поп-арте существенных черт американской культуры. Специфика европейского поп-арта.

История развития поп-арта в Европе и Америке, генетические связи с дада. Нео-дада в Европе и Америке и проблема отношения к поп-арту. «Новый реализм» во Франции, публикация Манифеста «Нового реализма» в 1960 г. П. Рестани. Формирование понимания сущности творческого процесса, целей и задач искусства, разрушающего его классические основы. Де-дефиниция и де-эстетизация искусства в рамках поп-арта. Вопрос об отношении искусства к реальности и жизни.

Формы, принципы, методы и средства реализации и распространения поп-арта, адекватные его сущности. Энвайронменты, хеппенинги, инсталяции, ассамбляжи, «junk» скульптура, перформансы. Кинетическое искусство. Фотореализм, гиперреализм.

Творчество Энди Уорхолла, Класа Ольденбурга, Роя Лихтенштейна, Джеймса Розенквиста, Тома Вессельманна, Джима Дайна.

Творчество Ива Кляйна, Ричарада Гамильтона, Пьеро Манцони, Микеланжело Пистолетто, Дэвида Хокни, Сезара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: