Тема 7. Другие тенденции в искусстве 60-х - 70-х

60-е годы и формы сохранения абстрактного искусства наряду с поп-артом. Конкретное искусство – продолжение традиции 30-х годов (Мондриана, Дюйсбурга, Арпа, Габо, Певзнера). Влияние на послевоенный конструктивизм, оп-арт и др. Творчество Макса Билла. Два направления в постживописной абстракции (термин К. Гринберга), восходящие к абстрактному экспрессионизму. Отличия (по Гринбергу) между абстрактным экспрессионизмом и постживописной абстракцией и, прежде всего, в природе творческого акта, живописного жеста. Новый концептуальный уровень терминологического определения современных направлений искусства в деятельности таких критиков как Гринберг, Эллоуей и др. Post-Painterly Color Field Abstraction (Гринберг) – творчество Б. Ньюмана, Морриса Луиса, Кеннета Ноланда. Hard-Edge Painting (термин Дж. Лангснера и развитие его смысла Л. Эллоуейем). Творчество Эллсворта Келли, Кеннета Ноланда. The Shaped Canvas и эллиминация видового различия между живописью и скульптурой. Творчество Франка Стеллы.

Оп-арт и концепция «чистой видимости». Особенности восприятия произведения, акцент на его оптическую природу, задаваемые оп-артом. Йозеф Альберс и связь оп-арта с наследием Баухауза. Влияние идей Малевича. Появление термина в 1964 г. Творчество Виктора Вазарели.

Кинетическая скульптура. Творчество Жана Тэнгли, Джорджа Рикки.

Искусство 70-х и состояние «тотального плюрализма» (интерпретация А. Дантоу) как признак угасания искусства модернизма (авангарда). Новые факторы, влияющие на развитие искусства: появление крупнейших музеев современного искусства и его «музеефикация», выставочная деятельность музеев и периодические «Документа» и Венецианская Биеннале, феномен кураторства. Дальнейшее развитие инсталляции и перформанса, статус и суть тенденции нового синкретизма. Движение пластических искусств к театрализации и выразительных средств театра и кино. Соединение идей и акций в новом типе визуальной коммуникации. Перформансы, «мыслящие» формы, «говорящие» формы, «социальная» скульптура Йозефа Бойса. Перформансы группы «Fluxus» и Джилберта и Джорджа. Энвайронменты Роберта Смитсона, Ричарда Лонга, Христо.

Новый иллюзионизм и новое фигуративное искусство в 70-х г. Ральф Гойнгс, Ричард Эстес, Дюейн Хэнсон, Чак Клоуз, Джон Де Андреа, Филип Перлстейн.

Тема 8. Интернациональный стиль в архитектуре. Второй этап.

Поздний стиль Райта, Гропиуса, М. Ван дер Рое, Ле Корбюзье.

Проблематика и доминирующие тенденции в работе и решениях CIAM. Группа X и CIAM X. Развитие и трансформация интернационального стиля в творчестве послевоенного поколения архитекторов. Концепция и реализация необрутализма (Элисон и Питер Смитсоны, Джеймс Стирлинг), его отношение к урбанизму и принципам архитектуры Ле Корбюзье.

Кристаллизация основных принципов интернационального стиля: структурная четкость, повторяемость ритмических модулей, ясность, доминанта поверхностей из стекла (стены и окна), плоские крыши, прямоугольные объемы, отсутствие орнамента. Вариативность в разных странах. Алвар Аалто (1898-1976), Ханс Шарун (1893-1972), Пьетро Луиджи Нерви (1891-1979), Оскар Нимейер, Кензо Танге. Интернациональный стиль в США – архитектура небоскребов. Сооружения М. Ван дер Рое, Эеро Сааринена, Филипа Джонсона, Луиса Кана, Skidmore, Owings and Merril.

Распространение интернационального стиля на всю типологию зданий: частный дом, многоквартирный дом, индустриальный комплекс, университетские сооружения, театры, концертные залы, культурные центры, музеи, аэропорты, религиозные сооружения.

Связь интернационального стиля с идеологией индустриального общества. Уровень развития инженерной техники и новых технологий как определяющие архитектуру факторы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: