double arrow

Школа В.С. Мерлина (1898-1982)


В.С. Мерлин разработал интегральную теорию индивидуальности, в которой выделял следующие уровни:

l биохимический;

l соматический;

l нейродинамический;

l психодинамический (уровень темперамента);

l свойства личности;

l социальные роли.

Между этими уровнями существуют не однозначные, а многозначные связи, т.е. свойство одного уровня может быть связано с несколькими свойствами другого уровня.

В структуре темперамента он различает:

l экстраверсию - зависимость психической деятельности от наличной объективной ситуации;

l тревожность - предрасположение к реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации;

l реактивность - интенсивность реакции в ответ на стимул; импульсивность - скорость, с которой эмоция становится побудительной силой действия;

l эмоциональную устойчивость - способность к контролю эмоций;

l эмоциональную возбудимость - интенсивность эмоциональных переживаний; активность как поведение, направленное на определенные цели;

l ригидность - неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

Вводя понятие индивидуального стиля деятельности, он имел в виду, что это - своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными условиями деятельности. Темперамент, по мнению В.С. Мерлина, нельзя изменить, т.к. он обусловлен генетически, но его, тем не менее, можно компенсировать. Наиболее известные его работы - "Очерк по теории темперамента", "Экспериментальная психология личности", "Очерк интегрального исследования индивидуальности".










Сейчас читают про: