Опыт организации управления строительством в экономически развитых капиталистических странах

Роль государства в управлении строительством. Под влиянием научно-технического прогресса строительство в наиболее развитых капиталистических странах сформировалось в крупную отрасль экономики.

Строительство Соединенных Штатов Америки представляет собой одну из наиболее крупных отраслей экономики страны. Доля строительной продукции всех секторов материального производства составляет 8% национального дохода США (в капиталистических странах Европы этот показатель равен 6-10%).

Численность рабочих в строительстве составляет 7- 8% всей рабочей силы страны. На строительные нужды непосредственно расходуется около 10% материальных ресурсов. Кроме того, на изготовление строительных деталей, конструкций, материалов на заводах - еще 10%.

В Великобритании доля продукции строительной отрасли в валовом. национальном продукте составляет 9,4%.

Значительное место строительство занимает в экономике Японии. Оно обеспечивает до 20% валового национального продукта. В строительстве Японии занято около 9% численности всех работников страны.

Несмотря на частнопредпринимательский характер капиталистического метода хозяйствования в рассмотренных странах строительство все в большей степени вовлекается в систему централизованного государственного регулирования. В последний период в большинстве капиталистических стран образованы строительные министерства или другие государственные органы, в функции которых входит кредитование строительной деятельности, разработка рекомендаций по внедрению прогрессивных технических и технологических мероприятий, стандартизация и унификация строительных норм и правил и т. п. Однако функция планирования и организации строительного производства не входит.в компетенцию указанных министерств.

Основными объединениями строительных фирм Великобритании являются национальные федерации предпринимателей в области строительства (National Federation of Building Trader Emploges NEBTE) и федерации подрядчиков в области гражданского строительства (Federation of Civil Engineering Contrantors FCEC). Имеются также организации, представляющие мелкие фирмы, специализированные подрядные и субподрядные фирмы и строительные фирмы по отдельнымрайонам.

Большинство фирм, производящих строительные материалы, также имеют свои ассоциации, например Федерация производителей цемента. В масштабах страны их деятельность и политику координирует Национальный совет производителей строительных материалов (National Council of Building Material Products NC -BMP). В состав совета также входит ассоциация производителей сборных элементов. Совет издает еженедельный информационный бюллетень и ежемесячный статистический бюллетень. Фирмы, осуществляющие сбыт строительных материалов, объединены в Национальную федерацию торговцев строительными материалами (National Federation Bubdersand Plumbers Marehaute NFBPM).

Главным государственным органом, ведающим вопросами строительства, является Министерство окружающей среды (Department of Environment - DOE), созданное в 1970 г. и объединившее функции, выполнявшиеся ранее отдельными министерствами жилищного строительства и местных органов управления, транспорта, государственного строительства и общественных работ. ДОЕ отвечает за жилищное строительство, планировку, благоустройство, строительство дорог, объектов транспорта и осуществляет надзор за деятельностью местных органов власти в области строительства.

Через управление по делам строительства ДОЕ осуществляет общее руководство строительной отраслью и деятельностью архитектурнопроектных фирм, а также надзор за соблюдением строительных правил и норм. Управление исследований руководит исследовательской деятельностью в области жилищного и прочего строительства, объектов транспорта, городской планировки, охраны окружающей среды. В его ведении находятся научно-исследовательский строительный институт Building Research Befalishment - BRE), транспортная и дорожная научно-исследовательская лаборатория (Transport and Beat feslarch Laboratory - TRRL) и ряд других научно-исследовательских организаций.

В ФРГ существует Совет по развитию городов, который был основан в 1971 г. Главной его функцией является проведение научно-технической политики в городском строительстве. Перед Советом по развитию городов стоят сложные проблемы, связанные как с жилищным строительством (качество и размеры квартир, их стоимость и т. п.), так и с городским хозяйством (оздоровление окружающей среды, упорядочение городского транспорта, всемерное уменьшение городского шума и пр.).

Основным органом государственного управления строительством в Японии является Министерство строительства, состоящее из 7 управлений (бюро) и имеющее штат около 1300 человек. Наиболее важными функциями министерства являются контроль за деятельностью крупных строительных фирм, решение вопросов стандартизации, проектирования и технического нормирования строительных работ; проведение исследований (при министерстве имеются два научно-исследовательских института).

Существенное регулирующее влияние на строительство оказывает также объединение предпринимателей. В строительстве Японии функционирует ассоциация генеральных подрядчиков, объединяющая 23 тыс. компаний, а также ассоциация подрядчиков по строительству инженерных сооружений.

В США обсуждается вопрос о создании государственного органа, который занимался бы проблемами строительства в масштабе всей страны. Целью этого органа управления должна быть координация усилий правительства по сохранению, расширению и поддержке экономики этой жизненно важной отрасли как внутри страны, так и за рубежом. Функции такого органа предполагается ограничить изучением законодательства, статистикой, организацией и координацией исследований в области строительства. Имеются предложения о включении этого органа в состав Министерства торговли или создании самостоятельного Министерства строительства.

Укрупнение строительных фирм, развитие специализации, механизации, увеличение размеров и усложнение строящихся объектов значительно обострили проблемы управления, что проявляется в снижении его оперативности, нарушении координации деятельности многочисленных участников создания строительных комплексов и вызывает рост численности управленческих работников.

В поисках выхода из создавшегося положения идут по пути усиления целевой направленности управления, используют матричные и проектные структуры управления, создают новые подразделения в аппарате управления, большое внимание уделяют автоматизации процессов обработки управленческой информации с помощью ЭВМ.

Один из главных резервов повышения экономического эффекта в деятельности фирм зарубежные специалисты видят в дальнейшем совершенствовании системы управления на базе использования более совершенной технологии управления с применением ЭВМ. Наличие в составе фирм структурных подразделений по обслуживанию и применению ЭВМ считается необходимым условием их конкурентоспособности. Кроме того, многие фирмы пользуются услугами консультационных центров. По данным литературных источников, широкое применение ЭВМ в строительстве значительно повышает результативность деятельности фирм всех видов.

Наибольший экономический эффект от внедрения вычислительной техники обеспечивается лишь при охвате всех производственных и обслуживающих сфер деятельности фирмы. Применение их только на части работ не дает необходимого эффекта. Однако американские строительные фирмы не стремятся переходить к новой системе управления сразу во всех звеньях. Они считают, что даже самая тщательная подготовка не означает, что работа предприятия и тем более крупной фирмы, включающей несколько предприятий, сразу же улучшится с переходом на современные методы управления с помощью ЭВМ. По их мнению, единовременный перевод всей деятельности крупной фирмы на новые рельсы может привести даже к полной дезорганизации производства. Поэтому фирмы, осваивающие ЭВМ, все чаще перестраивают свою систему управления не сразу, а постепенно,

этап за этапом (бухгалтерский учет, заработная плата, планирование, отдельные производственные операции, организация контроля и т. д.).

Однако необходимо заметить, что крупномасштабное внедрение в последние годы новейшей управленческой техники и автоматизированных систем в наиболее развитых капиталистических странах с новой силой доказало, что главная роль в процессах управления - от постановки целей до их практического достижения - принадлежит не техническим средствам, а человеческим возможностям. Использование системных методов и современного математического аппарата для обновления управленческих решений вызвало объективную необходимость использования суждений, опыта, знаний, интуиции управляющих различных рангов. Такой подход к управлению в условиях массового внедрения ЭВМ был сформулирован в докладах большинства участников XVII Мирового конгресса по управлению, проходившего в ноябре 1975 г. в г. Каракасе (Венесуэла).

На этом же конгрессе П. Дракером, одним из ведущих американских специалистов в области управления, было высказано мнение, что на практике не оправдались предсказания тех, кто после внедрения ЭВМ утверждал, что «компьютеры заменят руководителей среднего уровня и не останется никаких промежуточных звеньев между руководителями высшего звена и мастером». «Как раз в этот момент,- отметил он,- началось колоссальное увеличение работ на среднем уровне управления. Во всех развитых странах количество управляющих среднего уровня как в бизнесе, так и в правительстве увеличивалось в три раза быстрее, чем рост общей занятости за последние 20 лет, и их рост происходил параллельно с ростом использования ЭВМ».

Большое внимание при разработке новых форм организации управления отводится поиску таких, которые бы позволили согласовать усилия многочисленных участников создания объекта (проектировщиков, строителей, эксплуатационников), по возможности совместить их деятельность во времени с тем, чтобы обеспечить быстрейшее достижение главной цели -сдачу объекта в эксплуатацию.

Одной из наиболее ярко выраженных тенденций в совершенствовании управления является создание новых типов организаций, представляющих собой корпорацию (чаще всего акционерную компанию). В условиях капиталистической системы производства корпорация, включающая в свой состав полный комплекс крупных строительных и промышленных предприятий, а также научных, проектных и других организаций, необходимых для сдачи заказчику объекта «под ключ», является наиболее эффективной формой управления в условиях постоянно меняющегося строительного рынка. В США в состав корпорации входит 15% общего количества предприятий, на долю которых приходится 70% общего дохода предприятий строительной индустрии США.

Примером таких корпораций являются проектно-строительные компании, охватывающие весь комплекс работ, начиная с идеи создания объекта до ввода его в действие. Они разрабатывают технико-экономическое обоснование, ведут проектирование строительной и технологической частей объекта, включая оборудование, осуществляют строительство, подготовку эксплуатационных кадров, пуск и наладку оборудования, освоение производственных мощностей, а в некоторых случаях даже ремонт.

В жилищном строительстве появились компании, осуществляющие застройку микрорайонов и целых городов. Они подготавливают территорию, возводят жилые дома, торговые центры и обслуживающие предприятия. В состав таких компаний входят фирмы и предприятия по производству мебели, ковров и других материалов и услуг, обеспечивающих сдачу жилья «под ключ».

Дальнейшее развитие такой формы управления строительством привело в США к появлению нового вида подряда - комплексного подряда, который осуществляется двумя способами. В первом случае одна из фирм компании, выступающая в роли генподрядчика по определенному объекту, осуществляет только координацию деятельности всех остальных подразделений компании (и внешних фирм при привлечении к выполнению специальных работ и услуг). Во втором случае фирма выполняет не более 15% общего объема работ своими силами и, как правило, возводит каркас объекта (здание, сооружение), остальные работы выполняются внутренними (и при необходимости внешними) субподрядными фирмами.

Основной задачей генподрядной фирмы в обоих случаях является выполнение координационных функций, обеспечивающих ввод объекта в сроки, установленные контрактом, с наименьшими затратами всех видов ресурсов за счет глубокой специализации и кооперации деятельности фирм.

Комплексные подряды имеют ряд преимуществ по сравнению с прямыми и генподрядными договорами: возможность максимального совмещения этапов проектирования и строительства, что обусловливает сокращение общего срока проектирования и строительства объекта, лучший учет местных условий, возможностей строительных фирм и т. п.

Реализация этих преимуществ достигается за счет применения матричной (табличной) структуры управления. Особенность этой структуры заключается в создании в составе генподрядных фирм координационных групп во главе с управляющим проектом, которые контролируют по календарному (сетевому, линейному) графику выполнение всех видов работ (от изыскательских до пусконаладочных) во всех подразделениях фирмы, участвующих в реализации данного проекта через своих представителей, подчиненных как управляющему проекта (оперативное целевое подчинение на период реализации проекта), так и руководителю подразделения, в котором они работают (административно-хозяйственное подчинение).

Двойное подчинение, являющееся второй особенностью матричной структуры управления, обеспечивает эффективность деятельности фирм за счет рационального использования высококвалифицированных специалистов, решающих очень узкий круг задач, во всех проектах данной фирмы. Оперативное руководство их работой со стороны представителя управляющего проектом позволяет добиваться ритмичности и выполнения работ при максимальном их совмещении и, следовательно, высокой производительности труда (особенно на проектных и строительно-монтажных работах).

Матричные структуры управления наиболее эффективно применяются в сочетании с линейно-штатной структурой. Это дает возможность фирмам сохранить узкую специализацию при постоянном наращивании производственных мощностей без снижения уровня управляемости.

Наибольшее распространение матричная структура управления в начальный свой период нашла в сфере проектирования, поэтому ее еще называют проектной, а управление с ее использованием - проектным.

Указанные особенности матричной структуры управления позволяют крупным корпорациям на строительтве сложных промышленных комплексов и переход на звенную структуру управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: