На практике определение «просветов» осуществляется более сложно, чем на рисунке (), так как необходимо учитывать рельеф местности. Рельеф местности обычно задаётся в виде отметок (высот) над «уровнем моря» (или условный нулевой уровень), т.е. строят профиль трассы.
Профиль трассы строится в прямоугольной системе координат, в которой по оси абсцисс отсчитывают расстояние в [км], а по оси ординат – высоты в [м].
Прежде всего наносят линию, изображающую уровень моря или условный нулевой уровень, точки которого определяются по формуле дальности горизонта, имеющая вид в прямоугольной системе (из формулы rпр вид = 3,57( + ))
где х – протяжённость трассы. Это уравнение параболы.
Масштабная сетка:
1) высоты наносятся по вертикали, а не по нормалям к поверхности земли;
2) линии одинаковых высот повторяют параболическую форму Земли.
Расстояние между смежными кривыми одинаково. Для удобства приходится искусственно растягивать масштаб высот.
На профиле трассы наносят лес, местные предметы (строения и т.д.), пользуясь топографическими картами (рис.).
|
|
Зная высоту подъёма передающей и приёмной антенн, на профиле трассы проводят линию АВ, соединяющую точки расположения передатчика и приёмника.
, ()
Рисунок – Определение необходимых высот антенн по профилю земной поверхности, нанесенному на масштабную сетку
На рисунке (1) координаты - середина трассы или место нахождения вершины параболы;
- общая длина трассы;
r1 – расстояние от левого конца трассы до точки, в которой определяют величины y.
Вводится нормированный коэффициент - это относительная координата препятствия, или относительная координата точки отражения.
Для расчёта напряжённости поля с учётом влияния рельефа удобно пользоваться не высотами антенн h1 и h2, а величиной просвета между линией АВ и профилем трассы.
Величину просвета в наиболее высокой точке профиля трассы обозначим Н, будем считать её положительной, когда линия АВ проходит выше наиболее высокой точки профиля и отрицательной, когда АВ пересекает профиль трассы.
Если наиболее высокая часть профиля покрыта лесом, то величина «просвета» определяется относительно верхушек деревьев, т. к. лес на УКВ – непрозрачное препятствие.
В зависимости от величины Н в наиболее высокой точке профиля разделяют трассы на открытые, полуоткрытые и закрытые.
Величина просвета в этом случае будет сравниваться с величиной Н0, при которой модуль множителя ослабления примерно равен 1, если Н = Н0:
, ()
- открытая трасса ;
- полуоткрытая ;
- закрытая .
Данная классификация приемлема без учёта рефракции.