double arrow

Расчёт напряжённости поля в точке приёма с учётом сферичности Земли в случае холмистой местности

Если расстояние между передатчиком и приёмником меньше расстояния прямой видимости, то влияние кривизны земной поверхности становится существенным и его надо учитывать.

Влияние кривизны:

1) разность хода лучей прямой и отражённой волны по сравнению с плоской землёй уменьшается;

2) вместо истинных высот h1 и h2 рассматриваются приведенные высоты h1’ и h2’;

3) угол скольжения Δ уменьшается по сравнению с плоской землёй

;

4) с уменьшением Δ – угла скольжения вводят (для этого случая) понятие коэффициента расходимости D.

, ()

где r – длина трассы; = 6370 км.

При r стремящимся к 0, коэффициента расходимости D стремиться к 1.

Открытая трасса () – большой положительный просвет.

В точку приёма приходят две волны: прямая и отражённая от препятствия (рис.).

Рисунок - К расчету множителя ослабления на трассах с большим положительным просветом Н

Наклон линии АВ незначительный и поэтому ΔACD и ΔCBE – прямоугольные. При этом расстояние АВ можно считать равным протяженности трассы r.

На рисунке () введены обозначения:

h1’ и h2’ – приведенные высоты; rb – хорда окружности радиуса b; Δу – высота сегмента; b – радиус кривизны сферы, аппроксимирующий препятствие.

Необходимо рассчитать Δr, Δ, D, h1’, h2’ через параметры Н и обобщённую координату препятствия:

1) ; ()

2) ; ()

3) ; . ()

4) ()

Величину b можно рассчитать по значениям Δу и rв, которые определяются из профиля трассы графически.

Известно, что высота Δу сегмента окружности радиуса b, хорда которого равна rв при rв << b определяется по формуле:

,

отсюда ()

Подставив значение b в выражение для D получим:

, ()

где .


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: