1. Петрарка Ф. Лирика / Пер. с ит. и лат.; Вст. ст.сост. и прим. Н. Томашевского. - М., 1980. (Серия.Классики и современники.).
2. Петрарка Ф. Стихи. Сонеты. Размышлсния / Сост. и вет. очерк О. Дорофеева. - М., 1997.
3. Петрарка Ф. Стихи, посвященные Лауре де Нов / / Благословляю имя из имен: Из европейской любовной лирики / Сост. и вст. очерки Р. Белоусова. - М., 1990. С. 21-83.
Критические работы
1.Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления. - М., 1978.
2. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1982.
3. Парандовский Я. Петрарка / / Парандовский Я. Алхимия слова / Пер. с польск.; Сост. И вст. ст. С. Бэлзы. - М., 1990.
4. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. Лекция 1. - М., 1996. С. 16-32.
5. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы эпохи Возрождения. В 2 т. – М.: Гуманист, 2001. Т. 1. – С. 52-66
Дополнительная литература
1. Макиавелли Н. История Флоренции / Пер. Н.Я. Рыковой; Ред. послесл., коммент. В.И. Рутенбурга. 2-е изд. - М. 1987.
Тема 4: Жанр новеллы в творчестве Боккаччо.
Художественное своеобразие книги «Декамерон»
|
|
1. Смысл названия произведения.
II. Своеобразие композиции. Принцип двойной рамки.
III. Жанровые черты новеллы.
1.Установка на устный рассказ. Игра с жанровыми ожиданиями слушателей.
2.Насыщенность действием:
- называние действий,
- перечисление событий,
- описание через действие.
3.Использование ключевых слов.
IV. Образы рассказчиков.
1.Предпочтения в выборе тем.
2.Оценки высказываний.
3.Мастерство рассказчика.
V. Основные темы.
1.Меняющееся отношение к Телу и к Любви.
а) высмеивание неумения распорядиться свободой выбора;
б) защита прав влюбленного.
2.Изменение отношения к Чести и Достоинству.
3.Отношение к Смерти.
4.Высмеивание профанации клерикалами таинств.
Литература
1. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. – М.: Высшая школа, 1996. 366 с.
2. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы эпохи Возрождения. В 2 т. – М.: Гуманист, 2001.
Тема 5: Народная смеховая традиция в романе Ф. Рабле
«Гаргантюа и Пантагрюэль».
1. Своеобразие поэтики романа.
- Традиции жанра народных книг и городской литературы.
- Гротеск и его отличие от классического искусства.
- Карнавальное совмещение верха и низа.
2. Способы воплощения ренессансных идей:
- об образовании и просвещении (Олоферн и Панакрат);
- о просвещенном монархе, идеальном устройстве государства (брат Жан и Телемское аббатство);
- об остром уме (Панург и Одессей; шут Трибуле и шекспировские шуты).
3. Мотив путешествия в романе как способ организации повествования.
4. Аллегорические образы, их функции. Смысл финала романа.