Пояснения и методические рекомендации

Изучение романа Ф. Рабле связано с обращением к жанру народных книг. Рабле, обращаясь к поэтике народных книг, заимствует их гротескность. С отличительными чертами гротескного и классического искусства можно ознакомиться при чтении «Введения» в книге М. Бахтина о творчестве Рабле.

М. Бахтиным гротеск определяется как незавершенность, изображение процесса в становлении, во взаимодействии с «другим». По наблюдениям Бахтина, поэтика романа выстроена на традиционно карнавальном совмещении или замене верха и низа. В природе карнавального, народного смеха при смене «верха» и «низа» не происходит замены возвышенного на низменное. Таким образом, прорабатывание «Введение» к книге М. Бахтина о Рабле, позволяет усвоить теоретические положения, получившие широкое плодотворное воплощение в литературоведческой практике.

В числе центральных идей романа в ходе практического занятия обсуждается способ воплощения в романе гуманистического идеала просвещенного монарха и идеально устроенного государства. При обсуждении последней проблемы следует обратить внимание на размышления Ф. Рабле в контекст эпохи, обратиться к сведениям об «Утопии» Томаса Мора.

Жан Антуан де Баиф

ЭПИТАФИЯ ФРАНСУА РАБЛЕ

Плугон, суровый повелитель тех,

Кого уже давно оставил смех,

Впусти Рабле в свой сумрачный Аид:

Насмешник сразу всех развеселит.

Пер. В. Васильева


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: