Изучение романа Ф. Рабле связано с обращением к жанру народных книг. Рабле, обращаясь к поэтике народных книг, заимствует их гротескность. С отличительными чертами гротескного и классического искусства можно ознакомиться при чтении «Введения» в книге М. Бахтина о творчестве Рабле.
М. Бахтиным гротеск определяется как незавершенность, изображение процесса в становлении, во взаимодействии с «другим». По наблюдениям Бахтина, поэтика романа выстроена на традиционно карнавальном совмещении или замене верха и низа. В природе карнавального, народного смеха при смене «верха» и «низа» не происходит замены возвышенного на низменное. Таким образом, прорабатывание «Введение» к книге М. Бахтина о Рабле, позволяет усвоить теоретические положения, получившие широкое плодотворное воплощение в литературоведческой практике.
В числе центральных идей романа в ходе практического занятия обсуждается способ воплощения в романе гуманистического идеала просвещенного монарха и идеально устроенного государства. При обсуждении последней проблемы следует обратить внимание на размышления Ф. Рабле в контекст эпохи, обратиться к сведениям об «Утопии» Томаса Мора.
Жан Антуан де Баиф
ЭПИТАФИЯ ФРАНСУА РАБЛЕ
Плугон, суровый повелитель тех,
Кого уже давно оставил смех,
Впусти Рабле в свой сумрачный Аид:
Насмешник сразу всех развеселит.
Пер. В. Васильева