Путем подбора сходных понятий к изучаемому понятию углубляется и расширяется смысл учащихся о нем. Педагог сможет помочь учащимся подобрать сходные, похожие, близкие, родственные понятия (ценности) следующими наводящими вопросами:
· Какие слова могут обозначать то же, что и данное понятие (справедливость)?
· Если человек обладает этой ценностью (справедливостью), то как его можно назвать?
· Какими еще качествами может обладать человек, имеющий это качество (справедливый)?
Педагог предлагает каждому из участников взаимодействия на этом и последующих этапах высказать свою точку зрения на обсуждаемые вопросы. Все неповторяющиеся точки зрения записываются на листе бумаги или доске.
Этап 3 — подбор противоположных понятий (ценностей).
Подбор противоположных понятий (ценностей) позволяет сравнить эти понятия между собой, выявить сущностные характеристики исследуемого понятия (ценности).
На этом этапе, учащиеся подбирают антонимы к изучаемому понятию по следующим вопросам:
|
|
· Что противоположно этому понятию (справедливости)?
· Если нет этого качества (справедливости), то как называют такого человека?
· Почему некоторые люди говорят, что данное качество (справедливость) является не очень важным?
Этап 4 — определение преимуществ качества (понятия).
Определение преимуществ качества (понятия) способствует расширению смысла учащихся о данном понятии, положительной мотивации в развитии этого качества в себе.
Выявить преимущества рассматриваемого качества (понятия, ценности) помогут учащимся такие вопросы, как:
· Чем это качество (справедливость) особенно ценно?
· Что имеют люди, обладающие этим качеством (справедливостью)?
· Необходимо ли данное качество (справедливость) человеку? Почему?
· Что может случиться с человеком, если он не будет обладать этим качеством (справедливостью)?
· Какие преимущества дает человеку владение названным качеством (справедливостью)?
Этап 5 — определение недостатков качества (понятия).
Определение недостатков исследуемого качества (понятия) осуществляется в беседе педагога и учащихся по вопросам:
· Есть ли недостатки у данного качества? Какие? Всегда ли это качество — хорошая вещь?
· Можешь ли ты попасть в беду из-за этого качества?
· Что может случиться с человеком, слишком придерживающимся рассматриваемой ценности? (Что может случиться с очень справедливым человеком?)
· Существуют ли законы, которые ограничивают применение данной ценности?