Этап 2 — подбор сходных понятий (ценностей)

Путем подбора сходных понятий к изучаемому понятию углубляется и расширяется смысл учащихся о нем. Педагог сможет помочь учащимся подобрать сходные, похожие, близ­кие, родственные понятия (ценности) следующими наводя­щими вопросами:

· Какие слова могут обозначать то же, что и данное поня­тие (справедливость)?

· Если человек обладает этой ценностью (справедливос­тью), то как его можно назвать?

· Какими еще качествами может обладать человек, имею­щий это качество (справедливый)?

Педагог предлагает каждому из участников взаимодей­ствия на этом и последующих этапах высказать свою точку зрения на обсуждаемые вопросы. Все неповторяющиеся точ­ки зрения записываются на листе бумаги или доске.

Этап 3 — подбор противоположных понятий (ценнос­тей).

Подбор противоположных понятий (ценностей) позволя­ет сравнить эти понятия между собой, выявить сущностные характеристики исследуемого понятия (ценности).

На этом этапе, учащиеся подбирают антонимы к изучаемо­му понятию по следующим вопросам:

· Что противоположно этому понятию (справедливости)?

· Если нет этого качества (справедливости), то как назы­вают такого человека?

· Почему некоторые люди говорят, что данное качество (справедливость) является не очень важным?

Этап 4 — определение преимуществ качества (поня­тия).

Определение преимуществ качества (понятия) способству­ет расширению смысла учащихся о данном понятии, положи­тельной мотивации в развитии этого качества в себе.

Выявить преимущества рассматриваемого качества (поня­тия, ценности) помогут учащимся такие вопросы, как:

· Чем это качество (справедливость) особенно ценно?

· Что имеют люди, обладающие этим качеством (справед­ливостью)?

· Необходимо ли данное качество (справедливость) чело­веку? Почему?

· Что может случиться с человеком, если он не будет обла­дать этим качеством (справедливостью)?

· Какие преимущества дает человеку владение назван­ным качеством (справедливостью)?

Этап 5 — определение недостатков качества (поня­тия).

Определение недостатков исследуемого качества (поня­тия) осуществляется в беседе педагога и учащихся по вопро­сам:

· Есть ли недостатки у данного качества? Какие? Всегда ли это качество — хорошая вещь?

· Можешь ли ты попасть в беду из-за этого качества?

· Что может случиться с человеком, слишком придержи­вающимся рассматриваемой ценности? (Что может случить­ся с очень справедливым человеком?)

· Существуют ли законы, которые ограничивают приме­нение данной ценности?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: