Этап 1 — определение понятия (ценности)

Педагог предлагает участникам дать определение понятия (ценности), сформулировать в определении свой смысл по­нятия (ценности). Для этого могут быть организованы работа со справочной литературой, живая беседа-опрос. В ходе опро­са педагог фиксирует все неповторяющиеся определения по­нятия на доске или листе бумаги.

Сравнивая, анализируя имеющиеся определения, участни­ки взаимодействия выводят наиболее полное, универсальное определение понятия (ценности).

Например, для реализации данного метода педагог предло­жил учащимся нравственное понятие «справедливость».

Толковый словарь русского языка определяет это понятие как «справедливое отношение к кому-либо, беспристрастие» (С. И. Оже­гов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 2002. С. 757).

И. Кант утверждает, что «справедливость — это право совести» (Этика: Словарь афоризмов и изречений / Сост. В. Н. Назаров, Е. Д. Мелешко. М., 1994. С. 242).

Л. Н. Толстой отмечает, что «справедливость есть моральная уме­ренность. Следовать в физическом мире правилу — ничего лишнего — есть умеренность, в моральном — справедливость» (Этика: Словарь... С. 243).

Таким образом, обобщая названные точки зрения, можно дать следующее определение справедливости: беспристраст­ное, с позиций знания (ведения) правил, законов поведения, отношение к человеку.

Обобщенное определение нравственного понятия необхо­димо записать на доске или листе бумаги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: