Влияние становления капитализма на искусство Запада

Искусство Западной Европы Х1Х в.

В конце эпохи Просвещения общество вступило в новый этап развития, ознаменовавшийся установлением господства буржуазии в наиболее развитых странах. Капитализм осуществил радикальные преобразования не только в способе производства, но и в политике, практике, общественном сознании.

В результате этих преобразований общественная жизнь западноевропейских народов, их материальная и духовная культура оказались насквозь пронизаны противоречиям. Принципы практицизма и меркантильности сменили духовные ценности предыдущих эпох. Однако главная идея Просвещения – освобождение личности от авторитета власти и религии – глубоко укоренилась в европейском сознании и сохранила свое значение.

В Х1Х в. происходит формирование индустриального общества, признаками которого стали переход к рыночной экономике, расширение личных свобод, развитие машинного производства и наемного труда, демократизация общества и становление гражданского самосознания.

Важнейшим фактором культурной жизни Х1Х в. было распространение демократических движений, создание массовых общественных организаций: от научных кружков до политических партий. Под воздействием новых социальных учений находилась и искусство.

Промышленный переворот способствовал тому, что миллионы крестьян втягивались в городскую жизнь. Они утрачивали связь с традиционной культурой, однако культура городской элиты оказалась для большинства из них недоступной. Это вело к формированию маргинальной культуры.

Массовое производство способствовало развитию массового образования, которое устраняло одно из различий в обществе - между образованными и необразованными людьми. Происходило постепенное установление единообразия жизни, которого не знали прошлые века.

Новая историческая ситуация отразилась на искусстве. С одной стороны, возникали новые стили, школы и течения. С другой, проявлялись кризисные тенденции, так как искусство все сильнее чувствовало себя невостребованным, никому не нужным. Одна из причин этого заключалась в том, что пришедшая к власти буржуазия имела невысокий культурный и эстетический уровень. Духовные и художественные потребности буржуа были ограниченными. Они исповедовали философию утилитаризма, в которой главными ценностями выступали польза и удовольствие.

Правда к сер.Х1Х в. ситуация меняется, и богатые буржуа начинают активно покупать предметы искусства, т.к. обладание ими воспринималось как свидетельство принадлежности к просвещенной элите. Однако внутренняя, духовная тяга к искусству все же отсутствовала. В свою очередь, искусство в целом не приняло буржуазную культуру с ее ограниченностью и заземленностью, которые не побуждали художников к творчеству.

Реакция искусства на новые требования эпохи была негативной. В одном случае оно спасалось от них бегством в мир мечты, фантазии и воображения, как это делали романтики и сторонники «чистого искусства». В другом случае оно занимало по отношению к ним критическую позицию, что было характерно для реализма.

В Х1Х в. не было ведущих видов и жанров искусства, происходило их смешение. Одни отодвигались на второй план (архитектура), другие выдвигались на авансцену (поэзия, музыка). В этот период искусство становится главным способом выражения отношения человека к окружающему миру. Искусство берет на себя роль судьи над обществом, впервые противопоставляет себя обществу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: